Проскомидия означает приношение и приготовление Святых Даров. Миряне не видят эту часть службы, она совершается в алтаре, на жертвеннике. Что же приготовляется и что приносится на проскомидии?
Приносятся вещества для совершения Таинства Евхаристии: хлеб и вино. Они были избраны Спасителем на Тайной Вечере как самые благородные, но вместе с тем самые простые и доступные даже беднякам виды пищи. Те же самые вещества были на столе во время сакрального пасхального ужина, на который собрались ученики Спасителя перед Его Страданиями и Воскресением. Хлеб и вино для совершения Евхаристии должны приноситься членами Церкви. В древности это ощущение общей жертвы, общего дела неизменно сопутствовало Литургии. В храм надо было обязательно принести свою жертву.
Сейчас хлеб и вино для Евхаристии не приносятся в храм, они заготовляются церковнослужителями, но, как правило, ‒ на пожертвования прихожан, на их средства. Это означает, что жертва приносится общиной до сих пор, просто не так явно и просто, как в древности. Для завершения Литургии заготовляются особым образом выпеченные просфоры. Главная просфора и Евхаристический хлеб — это Агничная просфора. В Чашу вливаются вино и вода в память о том, как римский воин пронзил рёбра Спасителя — и из раны истекла кровь и вода.
Вещества для Таинства приготовляются с особыми священнодействиями и молитвами. Агнец (или Евхаристический хлеб — серединная часть агничной просфоры, которая затем, при молитве над Святыми Дарами, пресуществляется в Тело Христово) полагается на дискос, а вино и вода вливаются в Чашу и накрываются покровцами. В это же время совершается поминовение живых и усопших членов Церкви с изъятием крошечных частиц из просфор, которые также с молитвой полагаются на дискос. На этом проскомидия заканчивается.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
3 мая. О жизни и трудах Дмитрия Языкова

Сегодня 3 мая. В этот день в 1850 году родился библиограф и литературовед Дмитрий Языков.
О его жизни и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Дмитрий Дмитриевич Языков родился в семье московского протоирея Дмитрия Ивановича Языкова в 1850 году. Окончив Московскую Семинарию, он поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Дмитрий Языков читал лекции на педагогических курсах. А с 1896 по 1908 годы Языков возглавлял библиотеку Московского Университета. Библиотека Императорского Московского Университета была основана в 1755 году одновременно с Университетом. Период управления библиотекой Дмитрия Языкова совпал с переездом ее во вновь возведенное здание по проекту архитектора Быковского. Этот проект органично вписался в архитектуру Старой Москвы. Закругленный угол строения перекликался с силуэтом церковного флигеля. Округлый читальный зал был спроектирован под влиянием формы читального зала Британского музея. Сотрудниками библиотеки Университета была проделана колоссальная работа по перемещению в новое здание 300 тысяч томов литературы. Было написано 8 тысяч каталожных карточек. За разбор библиотечных фондов Языков получил благодарность министра народного просвещения. Главный библиографический труд Языкова — это фундаментальное по своему охвату издание «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц». Благодаря этому труду Дмитрий Языков заслужил репутацию великого библиографа земли русской.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. О личности и трудах Александра Бенуа

Сегодня 3 мая. В этот день в 1870 году родился русский художник и искусствовед Александр Бенуа.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Один из шедевров Александра Бенуа — серия иллюстраций к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Очень много сил Александр Бенуа отдает русским сезонам в Париже и Отечественному театру, разрабатывает костюмы, декорации. При этом, что интересно для наших радиослушателей, он был глубоко религиозным человеком вместе со своей супругой Анной. Он католик, она принадлежала к протестантизму, но под влиянием романов Фёдора Михайловича Достоевского, и не столько романов, сколько мировоззрений писателя, оба они принимают православие и не проводят ни одного воскресения вне богослужения, вне литургии. Характерно, Александр Бенуа был одним из инициаторов религиозно-философских собраний, которые проходили в начале XX столетия под руководством будущего Патриарха Сергия (Страгородского). Если бы не диктатура большевизма, супруги Бенуа оставались бы в Советской России, но когда в 1926 году создавалась угроза для их жизни, они эмигрировали в Париж, во Францию, но не забыли родины — молились, тосковали, творили. И в 1960 году художник почил, а после себя оставил огромное творческое наследие, которое, безусловно, характеризует расцвет культуры России на переломе двух тысячелетий, а имя Александра Бенуа вписано и в книгу «Жизнь у Господа», и в золотую книгу деятелей отечественной культуры XX века.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. Об истории духовных печатных изданий

Сегодня 3 мая. Всемирный день свободы печати.
Об истории духовных печатных изданий — протоиерей Андрей Ефанов.
В моей памяти ярко отложились времена, когда в советский период каждый листок, содержащий хоть какую-то информацию о православии, тщательно переписывался и бережно сохранялся. От прабабушки мне достались две такие толстые, как их тогда называли, общие тетради, которые я заучил наизусть. Потом наступили иные времена, и возникла другая проблема. В 90-е годы XX века многочисленные издательства без всякой цензуры или самоцензуры стали издавать духовную литературу подчас совершенно апокрифического и даже языческого характера. Потребовалось ввести грифование от издательского совета Русской Православной Церкви, всей распространяемой на приходах литературы, что навело определенный порядок. Но тут на фоне распространения сети интернет начался спад на востребованность печатных изданий. Что нас ожидает в будущем? Мне кажется, что печатная литература отстоит свое право на существование. Что до ее качества, то тут все зависит от нашей внутренней духовной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема