Прощеное воскресенье, то есть последний день Масленицы, последнее воскресенье перед наступлением Великого поста, принято праздновать широко и в России, и за ее пределами. Взять хотя бы православную Болгарию.
Прощеное воскресенье в Болгарии принято ласково именовать «Прошки». «Прошки» — традиционный повод для болгар собраться в семейном кругу и в теплой семейной обстановке мирно решить накопившиеся за год проблемы. Как правило, посиделки на «Прошки» происходят вечером. И вот за этим вкусным ужином родные просят друг у друга прощения («прошку») за нанесенные обиды. Обычно родственники, у которых испрашивалось прощение, охотно отвечают: «Бог простит!» и прощают все обиды.
Традиционным угощением на ужине в честь «Прошки» для болгар является особый слоеный пирог «баница». Так как на Масленицу мясо есть уже не принято, то баница по случаю «Прошки» печется на основе творога или сыра. Тесто у баницы обычно нежнейшее, замешанное на большом количестве яиц. Кроме баницы болгары на праздничный стол выставляют и иные угощения. Если говорить о десерте, то безусловно следует упомянуть белую халву с орехами — любимое лакомство болгар в день «Прошки».
Не забывают болгары и о веселье. После ужина для детей организуется особое соревнование — «хамканье». К длинной нитке привязывается кусок халвы или круто сваренное яйцо (без скорлупы). Свободный конец нитки крепится под потолком — например к люстре. Затем нитка с прикрепленным к ней угощением раскручивается. Дети должны ртом, не прибегая к помощи рук, поймать этот кусок халвы или яйцо. Игра, надо сказать, проходит с большим азартом. Ведь тому, кто первым схватим ртом угощение, как верят болгары, в течение всего года будет сопутствовать удача.
В сельской местности в Болгарии вечером Прощеного воскресения устраиваются обширные гуляния. Зажигается традиционный костер, через который молодые люди поочередно перепрыгивают, поскольку верят, что огонь Прощеного воскресенья имеет очистительную силу. Чего тут больше — настоящей веры или суеверия сказать сложно. Тем не менее, Прошки в Болгарии проходят по-настоящему весело.
Все выпуски программы Вселенная православия
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







