
о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.13:11—14:4) и Евангельского (Мф.6:14—21) чтений в Прощеное воскресенье (неделя сыропустная), о первой неделе Великого поста, о чтении покаянного канона преподобного Андрея Критского, а также о днях памяти преподобного Зиновия (в схиме Серафима) (Мажуги), великомученика Феодора Тирона.
Ведущая: Марина Борисова
Марина Борисова
— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Священник Стахий Колотвин
— Добрый вечер.
Марина Борисова
— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра в Прощенное воскресенье, которое называется еще неделей Сыропустной, воспоминанием Адамова изгнания, и на предстоящей первой седмице Великого поста. Мы традиционно стараемся вникнуть в смысл наступающего воскресенья, исходя из отрывков из апостольских посланий и Евангелия, которые звучат в воскресенье в храме за Божественной литургией. Но прежде мне хотелось бы напомнить нашим радиослушателям, что завтра в Прощенное воскресенья совершается удивительный проникновеннейший чин прощения, с которым трудно что-то сравнить в церковной нашей жизни. Потому что начинается он с того, что настоятель храма выходит на солею, опускается на колени перед молящимися и просит у них прощения. Отец Стахий, почему именно так, на такой высокой ноте начинается Великий пост?
Священник Стахий Колотвин
— Он не только начинается, но и продолжается по большому счету. Мы видим в нашей приходской практике некую идеальную норму монастырского устава. Где собирается братия, люди, которые выросли в разных условиях, с разными характерами, которые друг другу не кровные родственники и которыми в буквальном смысле слова командует, причем, не в ограниченное рабочее время, а действительно определяет всю их жизнь, и как они работают, и как отдыхают и как молятся, и как живут, один человек — игумен монастыря. Который тоже человек грешный, даже если это величайший святой. Мы знаем, устав Савва Освященный писал, святой человек, чудотворец, до сих пор чудеса происходят, тем не менее, человеческий фактор никто не отменял. Как Господь говорит любому желающему другими покомандовать или даже не желающему, но когда ты стал кому-то начальником: если ты хочешь быть бо́льшим, то будь им как слуга. Если ты хочешь вообще быть номер один, первым хочешь быть, то не как слуга должен быть, а как раб. Здесь игумен, можно сказать, понимая, что он так или иначе кого-то из своих собратьев, из своих чад духовных... Например, в Афонской традиции нет отдельного духовника монастыря и отдельного игумена, который какими-то хозяйственными вопросами занимается, всё одна фигура. И в древности именно так было. И по сути сейчас, что разделение есть: есть наместник монастыря, есть отдельно духовник — это уже попытка чуть-чуть уйти от административного и духовного давления, чтобы они не смешивались, вынужденная попытка. Тут игумен просит прощения у братии. На приходе мы, конечно, немножко в другой ситуации. Священник в нашей жизни играет роль, но не такую, как для монаха. Ты ушел, или ты внутри своей семьи, вот ты на работе в обычной своей светской организации, вот ты проводишь свое время, как ты ходишь, отдыхаешь, веселишься, обучаешься чему-то. Поэтому, может быть, нам не обязательно так каждый день. Но если дальше мы пойдем по богослужению первой седмицы, то мы увидим, что, пусть и не в таком масштабе, но тоже всегда будет батюшка... Канон прочитали Андрея Критского, повечерие, и тоже в конце священник будет вставать на колени и просить прощения. Вот этот чин прощения священник, более того, не один из батюшек, а, правда, настоятель. Кто-то, кому по должности приходилось решения принимать и волей или неволей людей как-то обижать, как своих собратьев-сослужителей, так и прихожанам могло больше доставаться. Поэтому надо прощение попросить. Пост это время духовного роста, это время работы над собой. Почему нам из года в год приходится работать над собой? Потому что, увы, мы делаем два шага вперед, один шаг делаем назад. Но чтобы мы в этом году сделали не то, что шаг вперед, шаг назад, а чтобы еще хоть чуть-чуть приблизились начинать свой путь покаяния перед всемогущим, но благим, ни в чем не нуждающимся Богом, надо начинать с прощения перед немощными людьми.
Марина Борисова
— Обратимся теперь к отрывку из послания апостола Павла к римлянам, начало этого отрывка — 13-я глава 11-й стих, заканчивается в 14-й главе 4-м стихом. Начинается со слов: «Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». Дальше апостол говорит: «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света». Но мне хотелось бы обратить внимание на то, что дальше он говорит: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Почему в этом, казалось бы, очень высоком посыле «отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света», апостол напоминает прежде всего, что «немощного в вере принимайте без споров о мнениях»?
Священник Стахий Колотвин
— Замечательные слова апостола, которые неожиданно для меня стали актуальны просто в некотором профессиональном смысле слова. Я сейчас являюсь исполняющим обязанности, ответственным за миссионерскую и катехизаторскую деятельность в Северо-восточном викариатстве. А надо сказать, что миссионер-катехизатор, хоть через дефис пишется эта загадочная дисциплина, но на самом деле у миссионера и катехизатора разные задачи. Цель одна — привести людей ко Христу, а задачи разные. Если миссия — в окружающем бушующем море страстей выловить людей и подвести их к вратам Церкви. То человеку, который внутри Церкви укрепить, дать возможность осознанно построить, понятно не дать возможность, возможность дает Сам Бог, а помочь ему осознанно построить свои отношения с Богом. Как ты можешь построить отношения в любви с Богом, Которого не знаешь? Дать возможность Бога лучше узнать — это задача катехизаторская. Поэтому, глядишь, в одном храме глубоко работают с костяком прихожан, и столько там курсов и кружков, а на беседах перед крестинами с крестными побеседовали, родителям прям сказали, можете не приходить. Такое было некоторое разочарование. Я был в восторге перед одним приходом, с восторгом со стороны смотрел, думаю: вот тут-то точно всё хорошо. А смотришь, нет, есть недостаток. Здесь такой шаг, который не только профессиональным миссионерам-катехизаторам, не только для общеприходской деятельности, а для каждого из нас. Когда мы ведем человека ко Христу, ближнего рядом с собой, или хотя бы не отталкиваем, мы к этим словам должны прислушиваться. Прежде чем ты будешь укреплять в вере и как-то человека наставлять, как правильно поступить, как правильно попоститься, как правильно помолиться, как правильно свои страсти победить, где уступить, где простить, посмотри, насколько он немощен, насколько он выдержит. Возможно, для начала, первый шаг, не говорить: иди, исповедайся, причащайся, постись, молись. Для начала, если человек вообще в храм не заходит, скажи: зайдем со мной, может быть, ты думаешь про буддизм или какое-нибудь неоязычество. Людей куда только не заносит. Но если человек такой немощный, но Христа он совсем не отвергает, подведи его на две секундочки, пойдем, зайдем, тут икона такая, посмотри на лик Богородицы, он же так отзывается в душе. Человек говорит, да, я что-то чувствую, как в каком-то ашраме. Христианину хочется сказать, ой, как кощунственно, как ты можешь сопоставлять. Нет, человек немощен в вере, помоги ему. Понимаешь, что свечку не обязательно ставить, что она просто потолок закоптит, надо будет потом волонтерам отмывать эти фрески старинные от копоти. А ты понимаешь, человек немощен, пусть он придет, свечку поставит, у него она согреет своим огоньком не просто пространство в храме, что помимо батарей какое-то тепло придет, а ему душу согреет. Поэтому будем чуть-чуть проще, тем людям, которые далеки от Христа, дадим возможность не только первый, но и второй, и третий, и десятый шаг сделать, не нагружая. Пусть они ошибаются, пусть они со своими ошибками дойдут в ограду Церкви Христовой, пусть они со своими заблуждениями придут ко Христу, возьмутся за Его спасительную десницу. Дальше, когда Господь их приведет, ты уже сможешь потихонечку их исправлять.
Марина Борисова
— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея, из 6-й главы, стихи с 14-го по 21-й. Там говорится словами Спасителя: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Такая установка на вхождение в Великий пост. Но из всего, что здесь говорится, мне кажется, про то, чтобы не быть унылыми, как лицемеры, мы как-то усваиваем достаточно быстро. А что касается прощать, вообще что такое прощать, мы каждый год в течение всего Великого поста пытаемся уразуметь. Но не умозрительно, не только с помощью рациональных размышлений, а для себя, объяснить внутри лично себя, что такое для меня прощать и просить прощения. И каждый раз за год это успевает забыться.
Священник Стахий Колотвин
— Конечно, прощать-то надо не только в течение Великого поста, но Великий пост как некая квинтэссенция наших духовных усилий, поэтому каждый для себя должен сделать следующий шаг. Норма у нас библейская: «Пусть солнце не зайдет в гневе вашем». По идее, когда ты день заканчиваешь, когда ты молишься перед сном, когда ты ложишься спать, ты не должен ни на кого обиду держать. Более того, ты должен постараться со всеми примириться. Норма, данная еще в Ветхом Завете. Некоторые вещи в Ветхом Завете и остались, всё, они исполнились, они не нужны. Но в Новом Завете мы видим, нет, она повторяется со ссылкой к Ветхому Завету, тоже надо день заканчивать прощением. Ты пытаешься примириться с теми, кто рядом, с близкими, с коллегами если на работе поссорился, созвониться, кому-то написать. Если человек не хочет с тобой мириться, а наоборот тебе всячески вредит, против тебя враждует, ты всё равно должен засыпать, не думая о вражде с ним. Ты должен это оставить в своем в сердце. Это по идее очевидная заповедь, которую никто не отменял. Заповедь есть пройти второй стадий, когда тебя один попросили, а тебе и половинку лень пройти. Понятно, есть высота заповедей Христовых, но хотя бы нужно двигаться в этом направлении. Воцерковленный православный человек, который причащается каждое воскресенье, знает, он читает в молитвослове: «Первее примирися тя опечалившим». Но хотя бы перед тем, как идешь причащаться, к этому моменту примирись. Раз святые отцы нам такую молитву подсказывают, значит, они уже понимают, что и в их время тоже люди перед сном со всеми не мирились. Человек встал, утром идет на службу, зачем ему напоминать, что надо примириться, если вечером у него солнце в гневе уже не зашло. Тут, видимо, такая ситуация, что, да, зашло и неоднократно. И сам, как священник, исповедь принимающий, всегда спрашиваешь, единственное, когда человека плохо знаю, я его спрошу, вы со всеми помирились перед причастием. — Ой, да, наконец-то, долго держался, но примирился. То есть человек изо дня в день примириться не мог. Дорогие друзья, каждый должен делать следующий шаг. Давайте, быстренько пробежимся, некоторая схема, чтобы каждый мог для себя что-то найти. Если для тебя в принципе норма жить во вражде, я никого не обижаю, зато сам на кого-то обижаюсь — не годится. Поставь себе задачу не обижаться, прощать, отпускать. Если ты вспыхнул в обиде, уйти из этого. Ставь себе задачу, если задача у тебя пока не решима на сегодняшний день, поставь хотя бы за пост. У тебя есть давняя обида, ты весь пост молись, прям поклончики земные клади и проси Господа об одном, чтобы я мог простить. Если ты будешь об этом молиться, Господь обязательно поможет, и это будет самое важное для твоего счастья. Увидишь, что не повышение на работе, не какое-то развлечение, а вот это сделает твою жизнь счастливее, ты такой груз с души снимешь. Поставь такую задачу. Если ты оскорбляешь Господа грехами, а не ходишь и не исповедаешься, такие тоже среди наших радиослушателей есть, зачем держать взаимную обиду, приходи. Ты в чем-то ропщешь на Господа, Господь сокрушенно смотрит на тебя не кающегося — покайся, поисповедайся, но перед этим с другими людьми примирись. Если ты с кем-то давно поссорился и никак не найдешь общий язык, поставь себе задачу до конца поста, если в последний момент вспомнишь, не успеешь. Сделай первые шаги на первой неделе. Или прямо очень сильная обида, первую неделю просто помолись, со второй начни, чтобы к концу поста был запас для этого примирения. Если ты воцерковленный человек, который причащается каждую неделю, старайся перейти на тот самый библейский уровень, старайся примириться в тот же день. Наверняка кто-то из наших радиослушателей скажет: о, ну, я-то вообще молодец, я к вечеру всегда со всеми примиряюсь. Или иногда старушки говорят: батюшка, я одна живу, я не с кем и не ссорюсь. Слава тебе, Господи. Значит, ты можешь из этого евангельского отрывка найти другие моменты, посмотреть, где твое сердце, где твое сокровище, и делать следующий шаг. Топтаться на месте не надо.
Марина Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин. Мы вступаем в Великий пост. Первый день поста — чистый понедельник. С этого самого чистого понедельника, с которым тоже еще надо разобраться, почему он чистый — это же не каноническое название, это так, можно сказать, душа верующих назвала — начинается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Каждый год начинается, каждый год мы пытаемся выстроить себя под аккомпанемент этого удивительного совершенно произведения. Сколько не повторяй, всё равно за год забывается смысл того, зачем Церковь так усиленно в начале поста предлагает нам войти внутрь очень трудного текста, где много ветхозаветных ссылок, много образов, которые для нас требуют определенного усилия, чтобы присвоить эти образы себе. Поскольку в ветхозаветном тексте мы плаваем в отличие от евангельского, который мы стараемся достаточно регулярно читать и в храме слышим. Зачем нам так подробно каждый год входить в текст канона преподобного Андрея Критского?
Священник Стахий Колотвин
— Если мы оглянемся на древность или даже на практику других поместных Церквей, и увидим, что канон преподобного Андрея Критского без разбивки, целиком читается уже в среду аж на пятой седмице Великого поста, то тогда мы поймем, что в древности люди больше эти библейские образы воспринимали. Если мы посмотрим на древность и даже на практику других поместных Церквей, то увидим, что канон Андрея Критского без всякой разбивки читается только в среду пятой седмицы Великого поста. А какая же нужда сейчас читать его в начале поста? Да, в том-то и дело, по мысли Андрея Критского, уже ближе к концу поста, пройдя некий путь покаяния, можешь, сделав свой личный путь, опереться на библейские образы и через них сделать следующий шаг. Как человек тренируется, и у него никаких сил уже нет, а потом он делает особые упражнения и финальный рывок. Спринтер или марафонец, ему последний километр остался, находит эти силы. Эти силы человек должен почерпнуть в библейском тексте. Оглядываемся на себя, даже воцерковленный человек, который Евангелие не только в храме слушает, что уже хорошо, но и читает дома, а вот ветхозаветный текст вообще как-то плохо воспринимается, не знаешь ты его. Именно поэтому сейчас у нас есть существенное преимущество, даже в сравнении с нашими братьями в Болгарии, Греции, которые не слышали канон Андрея Критского в начале поста. То, что нам непонятно... то есть у нас есть инструмент библейский исправления себя, но мы им не можем воспользоваться, потому что не понимаем, куда его применить. Как обезьяна, дай Бог, не с гранатой, а с микроскопом, но точно так же, что с этим микроскопом, орехи только колоть. Так вот, дорогие друзья, поэтому мы слушаем, читаем и то, что не находим никакой аналогии, никак у нас сердце не отзывается, разум не отзывается, незнакомые имена появляются... Конечно, в интернете появляются статьи, которые объясняют, что это за имена. Для начала можно по ним пробежаться. Но все-таки задача — видеть в контексте. Поэтому внимание к Ветхому Завету. Ветхий Завет, как период ожидания Христа. Ветхий Завет, когда человечество было отделено грехом от Христа. Это ощущение отделённости греховной от Христа, которое мы во время Великого поста сопереживаем, читаем и много для себя сможем почерпнуть. Кроме того, когда у нас ритм жизни не религиозный... До революции первые седмицы поста театры закрылись, мясные ряды закрылись, тот самый чистый понедельник. Сейчас иногда люди проснутся к Страстной седмице, и в СМИ будет: у нас чистый четверг. Друзья, чистый — это на первой седмице. Слава Тебе, Господи, кто-то хоть перед Пасхой решил порядок навести. Нет, порядок и дома и в своей душе надо наводить не перед Пасхой, а прямо сейчас, в начале Великого поста. Мы можем начать наводить библейский порядок, евангельский порядок. Недаром в каноне Андрея Критского начинается из самых первых книг Ветхого Завета, а заключительные тропари посвящены уже евангельским темам. Точно так же мы некий рост от Ветхого до Нового Завета должны у себя в душе пройти. Поэтому когда еще сто с небольшим лет назад всё общество вокруг худо-бедно вынуждено было как-то реагировать, даже кто не хотел, но поскольку вокруг были изменения, было на что опереться душе в окружающей тело действительности. Сейчас в абсолютной суете, когда ничего не меняется, те же самые развлекательные передачи, те же самые толпы на улицах, наоборот, весенняя теплая погода приближается, больше какой-то суеты наступает, как вынырнуть из этой суеты? Можно уцепиться, как за спасательный круг, за этот канон Андрея Критского. Когда мир вокруг по-прежнему пребывает в праздности и в праздничном настроении, который напоминает немножко пир во время чумы, ты имеешь возможность опереться в начале поста. И когда, всем советую, в уставное время на Мариино стояние, ближе к концу поста, снова будет канон Андрея Критского читаться, ты придешь на это богослужение и будешь его переживать совсем иначе.
Марина Борисова
— Вообще вся служба вечерняя в первые четыре дня Великого поста сразу же ошеломляет, потому что она ни на что не похожа. Мы привыкли, что сначала ты приходишь, начинаются возгласы, входы, выходы, диакон с кадилом. А тут ты пришел и сразу на тебя падает великопостное повечерие, которое еще тоже нужно сложить в голове, мы же не привыкли к повечерию, мы же ходим в приходские храмы. То, что обычно в монастыре воспринимается как естественный богослужебный круг, для человека, который привык ходить исключительно в приходской храм, это неожиданность. Тут, мне кажется, тоже нужно напомнить, что такое великое повечерие, потому что человек берет книжку Ивана Шмелева «Лето Господне», глава называется «Мефемоны». Что такое мефемоны? Конечно, это к греческому не имеет особого отношения, но наши предки так услышали повторяющееся песнопение на два хора «Яко с нами Бог» греческий вариант «с нами». Обозвали это всё мефемоны, и служба в православном народе так и осталась, до такой степени, что глава в книге Ивана Шмелева так и называется «Мефемоны».
Священник Стахий Колотвин
— Да, тут и предлог мета, и мон — мы, и феос — Бог действительно сливаются в такую непонятную кашу. У нас некоторые греческие элементы песнопения сохранились в богослужении, но сейчас «Яко с нами Бог» уже поется по-славянски и такой проблемы уже нет, как у наших благочестивых или не очень благочестивых предков. Если ты хочешь соответствовать песнопению «Яко с нами Бог», то есть действительно сказать, Бог со мной, потому что недостаточно заявить, что Бог со мной. Господь в Евангелии об этом говорит: не каждый говорящий Господи, Господи, внидет в Царствие Отца Моего, но тот, кто творит Его волю. Точно так же и для нас это общее богослужение, повечерие великое — это тоже некоторая точка опоры, которой можно пользоваться и вне Великого поста. Прежде всего, надо понимать, повечерие — это просто вечернее правило, молитвы вечерние. Причем, куда более древний чин, чем собранные в 17-м веке, переведенные, из разных рукописей выписанные молитвы тематики вечера или тематики утра. Нет, полуночница и повечерие это, как утром и вечером молились в монастырях. Молились, вместе собирались. А великое повечерие по сравнению с малым более длинное. Если малое повечерие, может быть короче обычных домашних вечерних молитв, то великое уже значительно длиннее, в том числе за счет некоторых элементов торжественного пения того же «Яко с нами Бог». Для тебя всегда есть возможность прийти и в храме помолиться, это мой общий совет, когда человеку тяжело дома молиться. Не тому, кто хорошо дома молится, а прямо: мне, батюшка, неохота дома читать, вставать на молитву. Зайди после работы в храм, застань вечернее богослужение и на нем помолись, даже вне поста. Но вне поста ты придешь в обычную приходскую практику, а там уже утреня началась, утро следующего богослужебного дня, канон, более радостные песнопения, то есть то, с чего день надо начинать, а не заканчивать. А во время Великого поста повечерие вечером. То есть мы реально возвращаемся к некоторому уставного ходу богослужения, даже в приходской практике, тоже ненадолго. Потом мы увидим, что и вечерню с утра в приходской практике могут послужить. Но ничего страшного. В данном случае мы понимаем, что если вечером силы мне не хватает, в телефоне посидел, поел, пока постное готовил, больше на это времени ушло, не хватает сил на молитву частную, личную. Выберись в храм не только на первой седмице, помолись в храме, потому что Господь примет твою вечернюю молитву, если ты ее не в 9 часов прочтешь, а в семь часов, после работы, в храме.
Марина Борисова
— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.
Марина Борисова
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Продолжаем нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. У микрофона Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин. Хотя у нас первая седмица Великого поста вся проникнута нашим стремлением войти в ритм и дыхание великопостное, все-таки есть и воспоминания о святых. Может быть, за богослужением в храме не остается времени вспомнить, но мне хотелось бы напомнить нашим радиослушателям, что в субботу 8 марта Церковь вспоминает преподобного Зиновия (Мажуга), митрополита, пожалуй, единственного схимитрополита, в схиме Серафима. Удивительная совершенно личность святого, которого канонизировали в 2017-м году, но которого почитали святым, по-моему, уже при жизни. У меня чуть-чуть не сложилось в жизни увидеть его до его перехода в вечность. Он скончался в 1985-м году, а я пришла в храм 1983-м. Так что чуть-чуть мы с ним во времени разошлись, но я общалась с огромным количеством его духовных чад. Чем удивителен этот святой? Он был носителем той традиции, которую мы знаем плохо, к огромному моему сожалению. Благодаря тому, что в Оптиной пустыни было налажено издательское дело, она привлекла к себе внимание пишущей интеллигенции 19-го века. Поэтому о том, что происходило в Оптиной пустыни, мы знаем из множества источников. В это же время существовал еще один такой очаг старчества на Западной Украине — это Глинская пустынь. Там всё было более прикровенно. Но школа Глинских старцев была удивительна еще помимо всего прочего тем, что после разгона и закрытия монастыря советской властью старцы Глинские не рассеялись и не потерялись. На протяжении нескольких десятилетий они продолжали свой монашеский и аскетический подвиг, и когда после Великой Отечественной войны Глинская пустынь была ненадолго снова открыта, они все снова там собрались. Конечно, очень многим насельникам Глинской пустыни пришлось отведать и заключения и лагерей и скитаний. Всё это в полной мере пришлось на долю владыки Зиновия. Как в вашей жизни отзывается этот святой?
Священник Стахий Колотвин
— Действительно Глинская пустынь — это уникальное явление, прежде всего, в плане преемственности. Если мы посмотрим даже Священное Предание Церкви, что Дух святой... Предание — это не просто, что одна бабка сказала, другая пересказала и потерялось. Нет. По учению Церкви Предание это то, что Дух Святой хранит в Церкви. И передается это в Духе Святом от отца к сыну, от духовного отца к духовному чаду, таким образом сохраняется. Да, истина Христова сохраняется итак всегда, но такой способ приближения к истине Христовой. Зачем изобретать велосипед, когда уже знаешь, как делать? Особенно в обителях монашеских, где нет такой преемственности, как семейная, как приходская, очень важна непрерывность. Трагедия нашего монашества, когда мы слышим, что люди оставляют монастырь, уходят, где какие-то конфликты в монастырях. Понятно, они был всегда, и даже во времена Сергия Радонежского тоже мы помним, какие конфликты были. Но сейчас наша основная проблема — отсутствие той преемственности. Посмотрим советские годы, какой монастырь не был закрыт? Точнее, какой был открыт под конец. Троице-Сергиева лавра? Она была закрыта в начале. Только Великая Отечественная война поменяла отношение богоборческих безбожных советских властей к Церкви, какие-то послабления дали. Она наряду со многими другими монастырями открылась и не была закрыта. Или замечательный Псково-Печерский монастырь, как раз уже не столица, а глубинка, но преемственность там была потеряна, потому что братия из Печор бежала, от советских войск убежала на территорию Финляндии, и по сути почти с нуля приходилось этим подвижникам, которые прошли войну, которые приходили, но не на что им было опереться непосредственно, на этот живой опыт. Глинская пустынь, хотя без привязки к конкретному месту... Очень опасно, когда ты думаешь, что я приеду в конкретное место и почерпну там духовность. Для нас пример митрополита Зиновия и всех тех замечательных батюшек, отец Виталий, отец Андроник, которые вокруг него там собрались в столице Грузии, можно сказать, мы видим, что Церковь не в бревнах, а в ребрах. Где Глинская пустынь? Даже не в соседней российской советской социалистической республике, а в УССР, созданной в советские годы. Вроде как всё далеко, а тем не менее сохраняется, и Господь хранит. Причем, Господь дает... как иногда в болото уже совсем просел, идешь ко дну, а раз схватился за какую-то веточку и выполз. Затем идешь, снова куда-то свалился и выползаешь. И точно так Глинская пустынь закрывалась, а потом ее снова открыли. Хрущев всё равно потом закроет, кажется, для чего это было? Чтобы перенесшие уже первый этап лагерей, преследований и ссылок братия могла собраться, и следующему более молодому поколению... По сути, митрополит Зиновий — это молодое поколение, нам странно с нашей точки зрения, мы смотрим назад, нам кажется, нет, это глава таких старцев. Нет, он смог у более старших что-то почерпнуть. Поэтому когда Глинская пустынь была снова закрыта, мы помним, что не было бы счастья, да несчастье помогло, как помните, советские власти русский народ особенно всегда старались прижать, а в других союзных республиках было чуть-чуть побольше свободы. Вроде несправедливость, можно пороптать, а Господь дает некоторые островки. Что было невозможно представить после закрытия монастырей в 20-е годы? Братья и сестры старались и при приходах собраться и там монашескую жизнь вести. Но везде разгоняли рано или поздно. А тут люди приехали в Тбилиси, русскоязычный Александро-Невский приход, там по сути был монастырь. Глинская пустынь в изгнании жила в приходских домиках при Александро-Невском приходе. Более того, мы знаем, что грузины боролись за автокефалию в царское время, были очень насторожены по отношению к Русской Церкви, не очень удачный опыт взаимоотношений был, острый, непростой. Выбор в епископы, который будет управлять грузинскими батюшками, горячий горный характер, грузинскими мирянами, выбрать старца Зиновия уже говорит о том, какая это величина.
Марина Борисова
— А еще в какое время, в 36-й год.
Священник Стахий Колотвин
— Да.
Марина Борисова
— Самый разгар гонений. 37-38 год — колоссальное количество повторных заключений и расстрелов и Бог знает, чего еще.
Священник Стахий Колотвин
— Конечно, Тетри-Цкаро это такая грузинская глубинка, причем, там население во многом смешанное, есть православное, а есть монофизитское, уже не центральный (...), но уже видно доверие, которое грузинский народ к батюшке испытывал. Но самое главное, под крылом митрополита Зиновия, его архиерейского статуса... А как мы помним, советские чиновники всё равно мыслили статусами, на простого батюшку мог наехать и переехать его как бульдозер простой уполномоченный по делам религии, а если епископ, то тут нужны другие, более серьезные советские деятели. Поэтому фигура вроде епископа Грузинской Церкви стала таким прикрытием для функционирования этого настоящего островка духовной традиции русской, которая сохранялась в Тбилиси, к которому потянулись. Люди ездили на поездах, на самолетах, приезжали со всей России, с территории современной Украины приезжали, этим опытом старались насытиться. Мы знаем, что монахи из лавры, когда кто брал отпуск из лавры, из академии, тоже ехали туда. Даже в Троице-Сергиевой лавре после разрушения, после разрыва монастырской жизни где почерпнуть, где найти монашеское наставление?
Марина Борисова
— Даже был такой в ходу оборот «поехать к дедушке», это означало поехать к владыке Зиновию.
Священник Стахий Колотвин
— Для меня лично, какую я связь с этим чувствую, можно было бы сказать, что я пять лет езжу в Грузию со своими прихожанами и паломниками, кто к нам присоединяется. Были в Александро-Невском храме и пели величание, прикладывались к мощам митрополита Зиновия, подходили к могилке отца Виталия, который рядышком с ним был похоронен. Но только митрополита Зиновия мощи обрели, а отца Виталия еще не прославили, думаю, рано или поздно тоже прославят. Может быть, митрополит Зиновий по архиерейскому чину раньше прославления достиг. Хотел сказать немножко о другой связи. В моей жизни сыграл поворотную роль в прямом смысле слова, владыка Алексей (Фролов), наместник на протяжении двадцати с лишним лет Новоспасского монастыря, к которому с детства я ходил и который сподвиг меня не поступать на юридический факультет, а готовиться к служению священника. Я тогда этого ничего не знал, а потом уже... А владыка Алексей долгие советские годы был не священником, а диаконом, и он постоянно ездил туда, к Глинским старцам. Когда ты потом узнаешь какие-то обстоятельства, пазл просто складывается. Думаешь, как владыка Алексей, который пришел с двумя помощниками разгребать завалы, которые были в Новоспасском монастыре, смог такой уютный оазис, где и монахам хорошо, и миряне туда прибегают, им там хорошо, несмотря на всю строгость. Глинские старцы — это не православие-лайт, это были очень серьезные люди. Как я помню по воспоминаниям, что туда едут, курорт, алкогольные напитки взять, повеселиться всегда. Так нет, всех в тонусе держали. Но при этом всё равно был такая радость. Я в силу возраста не застал этого феномена. Но когда я вспоминаю владыку Алексея, когда вспоминаю его слова, то я чувствую некий отблеск сияния той строгой, не расслабиться, но радостной традиции Глинской, и мне удалось на него опереться.
Марина Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин. Суббота у нас тоже проходит главным образом под крещендо Великого поста, потому что первая суббота первой седмицы память великомученика Федора Тирона. Удивительное дело, получается, что Федор Тирон в нашем сознании живет как бы в двух ипостасях. С одной стороны, это мученик, который пострадал во времена императора Диоклетиана во время великого гонения, как страдали многие христиане в тот момент, тому свидетельство житие, которое нам сохранило предание. И вторая ипостась абсолютно легендарная, она относится к преданию о явлении архиерею мученика Федора в тот момент, когда Юлиан отступник, новый император, повелел окропить идоложертвенной кровью всю еду на всех базарах империи. Христиане встали перед дилеммой, как же им быть, получается, что им нужно умирать с голоду. Как с помощью мученика Федора Тирона христиане вышли из этого искушения, мы тоже знаем, благодаря преданию, и это вторая ипостась, по которой мы вспоминаем этого удивительного святого. Мне хотелось бы подчеркнуть, что этот день памяти мученика Федора Тирона был первым праздником Торжества Православия. Мы знаем, что мы готовимся в первое воскресенье Великого поста отпраздновать Торжество Православия. Изначально этот праздник был праздником спасения христиан от искушения, которое приготовил им хитрый император.
Священник Стахий Колотвин
— Когда мы посмотрим на воскресные дни Великого поста, то с начала 3-го тысячелетия назад, для нас всё это одинаковая древность, что Федор Тирон, что Торжество Православия, что Григорий Палама, которого мы потом чуть позже будем вспоминать. Нет, Федор Тирон — начало 4-го века, Торжество Православия это у нас аж 9-й век, а Григорий Палама так вообще уже в 14-м веке жил. То есть просто многие сотни лет каждое из этих событий разделяет. Когда праздники новые приходят в нашу жизнь, а христианину только дай возможность попраздновать, ведь Господь говорит: радуйтесь, веселитесь. Пусть награда на небесах может быть, но радуйтесь сейчас. И мы, конечно, не упускаем этой возможности, и каждый новый повод берем. Вспомнили митрополита Зиновия, сколько еще святых вместе с ним древних в этот день празднуется, а нам всё равно приятно, что святой, которого буквально несколько лет назад прославили, тоже с нами. Если какой-то дополнительный праздник и радость присоединяется, это нам по нашим страстям земным кажется, что один святой может обидеться, что его куда-то в тень задвинули. Ни в коем случае, невозможно в раю задвинуться в тень, можно только в сиянии света переливаться. Мы ничуть не потеряли, что с воскресного дня, с Недели Торжества Православия, не связано с почитанием икон, Федор Тирон, можно сказать, еще раньше встречает. Мы эту помощь, когда колени наши немножко изнемогли от поста и от поклончиков, которые мы начали делать на первой седмице, мы встречаем этот радостный, бодрый, обнадеживающий богослужебный текст. Причем, что интересно, обратите внимание, канон Федору Тирону, такое молебное пение, совершается в пятницу после Божественной литургии. Если мы посмотрим на обычную приходскую нашу русскую практику, то это будет в пятницу утром. Да, длинная первой недели служба, которую стараются поменьше сокращать даже в приходской традиции, хотя бы на первой седмице, а в монастырях так вообще она, кажется, бесконечно тянется, но всё равно в разгаре дня, накануне Федор Тирон. Потом на следующий день тоже Федор Тирон. Иногда даже охота протереть глаза, может опечатка в церковном календаре, два дня подряд празднуется? Так, нет, вспомним, Божественная литургия Преждеосвященных Даров совершается на вечерне. Вечерня по уставу должна совершаться вечером. В пятницу это сложно, потому что накануне субботы всегда разные богослужения совершаются. А практика уже возродилась, как это и положено по уставу, потом в последующие недели Великого поста в среду можно найти уже храм, где литургия на вечерне вечером совершается. Канон Федору Тирону когда совершается? Он совершается, можно сказать, в канун субботы. То есть на вечерне, которая под субботу, была совершена литургия Преждеосвященных Даров, оставив утром только длинные чинопоследования, утреня, кафизмы, часы с кафизмами — всё это осталось позади, уже по сути вечером заканчиваем. Когда я служил в Митине, мы тоже служили в пятницу вечером в положенное уставное время литургию Преждеосвященных Даров. И множество людей, которые уже вроде ходили четыре дня на канон Андрея Критского, но уж на пятый день, когда литургия и Федор Тирон, еще больше людей собирается, причащаются. Вроде уже все уставшие, но всё равно мы читаем этот канон, и нам на следующий день суббота остается. Ведь суббота не входит в Великий пост. Да, сохраняется говение, ограничение в пище, но уже совсем другой богослужебный режим. В воскресенье будет более серьезная литургия Василия Великого, а в субботу такая же как во все дни за пределами Великого поста будет коротенькая Иоанна Златоуста. То есть этот вечерний канон Федору Тирону, где мы благодарим его за спасение от козней языческих, предвосхищает нашу утреннюю подготовку. Мы в субботу утром пришли и снова попали, как вне поста, такой островок, передохнуть. Как перебежал опасное какое-то место, отдышался, огляделся по сторонам и можешь дальше. Или ты проплыл под водой, вынырнул, отдышался и можешь дальше нырнуть, за жемчугом драгоценным, в данном случае многоценным жемчугом духовным приходишь. Для нас это празднование Федора Тирона очень продуманное. Сейчас, конечно, когда с немножко искаженным употреблением устава мы сталкиваемся и читаем днем, люди совсем изнемогли, воспринимается по-другому. Но и здесь можно найти некоторую точку опоры. Я отстоял такую длинную службу, причастился, и вот сейчас Федор Тирон меня благословляет и говорит: даже во время Великого поста есть чем подкрепиться, можно что-то скушать, можно чем-то укрепить свои силы. Причем, праздничным, сладким, радостным, эти самые быстрые углеводы, которые не дадут долгой энергии, но вот сейчас, когда тебе нужна не долгая, а просто подкрепиться, чтобы не упасть, Федор Тирон тебя благословляет, говорит: Господь тебя благословляет, я за тебя ходатайствую. То, что мы посмотрим на память Федора Тирона, действительно, в древности многие жития перемешивались. Косму и Дамиана куда только не отправляли, и в Рим, а в Риме не знают о Косме и Дамиане, и в Аравию. Житие святителя Николая нашего любимого из разных святых смешалось, что он был исповедником вообще не указано, хотя на мощах есть следы. Точно так же и Федор Тирон. На Балканах в 90% случаев храм посвящен двум Федорам, так и называется храм двух Федоров, Федор Тирон и Федор Стратилат. Есть такое мнение — тирон это новобранец, а стратилат это военачальник, генерал — что он первый раз во время одного гонения пострадал, но не до смерти, потому что он был хороший воин, и его начальство прикрыло, зачем нам казнить хорошего солдата, он нам на войне нужен от врагов. А потом, когда он вырос, дослужился до генерала, как описано в житии Федора Стратилата, пошел и разбил статуи, тут уже деваться некуда, раз так спровоцировал, пришлось его казнить. Какая-то возможная путаница, что там дошло в житиях, что там перемешалось, никак нам не мешает. Эта живая связь в каких-то посмертных чудесах, может быть, в чем-то важнее, чем пример, который явил мученик при жизни. Увы, нас это не впечатляет, ой, еще один мученик, ой еще за Христа пострадал, конечно, это очень важно, но я же так всё равно не смогу, поэтому, дай-ка я вернусь в свою суету. А то, что Федор Тирон предупредил, что вот тут тайком вам осквернение уготовано, не получится. Более того, чудо Федор Тирон совершил, и не смог порадоваться языческий император и язычники тому, что облапошили христиан. А Господь говорит: ничто входящее извне человека не оскверняет. Если ты по незнанию что-то съел, на что-то окропили, никак это тебя от Бога не отделит. Поэтому, дорогие друзья, можно сказать, память Федора Тирона подводит итог первой седмицы, что если ты случайно что-то сделаешь не по великопостному, ничего страшного. Главное, чтобы сознательно ты против Бога и ближнего не пошел.
Марина Борисова
— Апостол Павел предупреждал, что если это искушает брата моего, ну буду есть мяса вовек.
Священник Стахий Колотвин
— Да, поэтому некоторые каноны даже в древности формировались: если кто будет узрен, то есть если кого заметили, то тогда применяем, а если человек не бравировал своими слабостями, то, слава Тебе, Господи, ему более простительно. Дорогие друзья, нам предстоит одна из самых необычных недель в нашей жизни. Каждый год эта необычная неделя нас ждет, и мы можем ее провести очень по обычному, а можем ее провести как граждане неба, как граждане Небесного Иерусалима, как граждане Царствия Небесного, которые по оказии оказались на несколько десятилетий на земле. Понятное дело, как сила земного тяготения не дает нам оторваться от земли и воспарить, точно так же и земная суета не дает нам возможности оторваться. Тем не менее, невозможное человеку по законам человеческим, по законам тварного бытия, возможно у Бога, Который этим законам не подчиняется, а сам их установил. Постараемся хотя бы на первой седмице... поменяться мы, может, не успеем, но для того, чтобы сдвинуться с места, надо хотя бы отцепить якорь. Поэтому начинаем отцеплять якорь. Якорь есть, он глубоко где-то засел. Причем его забросили не просто накануне, а забросили десять лет назад, уже всё проржавело, поверх камней выросли кораллы, которые просто сковали, что судно уже не может вырваться, а идет цунами страстей, которое разобьет его в щепки. Поэтому должны мы начинать. Начинаем с прощения завтрашнего. Пожалуйста, отдельная просьба от всех батюшек Русской Православной Церкви, не спамьте друг друга цветастыми картинками про то, что я прошу прощения. Вы озлобляете окружающих людей, вы наоборот подвергаете их лишним искушениям. Лучше позвоните, напишите какие-то искренние слова. Если вы кого-то не обидели, не надо у него просить прощения, потому что всё-таки нам Господь недаром в воскресном Евангелии говорит: не будьте, как лицемеры. Не надо лицемерить, не надо подходить к посту с таким лицемерным поступком. Лучше у одного человека, кого ты действительно обидел, попросить прощения, чем разослать тысячу ярких картинок тем людям, которых вроде бы не обижал, пока им эту самую картинку не прислал. Потом конечно, у всех разная загрузка. Кто-то может каждый день в храм выбираться помимо работы. Кто-то может взять отгул. Кто-то может заранее поработать, а на этой неделе чуть-чуть меньше рабочим обязанностям, больше молиться. Но всё равно, даже если тяжело, не получается четыре раза, но постарайтесь один раз выбраться, добраться до канона Андрея Критского. Вот именно у вас вечером рабочие смены, а утром получается отдохнуть, ну возьми вместо отдыха утром приди в храм. Пусть не канон Андрея Критского читается, а какая-то более непонятная служба, но всё равно ты почувствуешь, что она другая. Конечно, и дома можно его открыть. Конечно, начинаем читать Священное Писание. И обязательно причащайтесь святых Христовых тайн, не упускайте этой возможности. Кроме того, дорогие друзья, помните, Великий пост — время покаяния. Воскресенье, как и суббота — это островки посреди Великого поста. Да, в них придут люди, которые дальше от Церкви. Если вы сами пока далеки от Церкви, не стесняйтесь прийти и исповедоваться именно в субботу и воскресенье. Но если вы уже воцерковленный человек, постарайтесь исповедоваться в течение будничных богослужений. Бывает, что в храме закончился канон Андрей Критского, можно на повечерии подойти. Таким образом, вы поможете своим братьям и сестрам, которые доберутся до исповеди. Порой многие люди даже не на Рождество и не на Пасху, а именно на Неделю Торжества Православия, через неделю придут, за год принесут запас грехов. Если перед ними встанут еще десять человек, которые в эту неделю не исповедовались, им скучно стоять, то они не смогут полноценно покаяться. Ты своему брату помешаешь приблизиться к Творцу и Создателю, нашему общему Небесному Отцу. Поэтому раздвиньтесь, уступите, дайте место, конечно, вы выиграете у них в очереди. Дорогие друзья, думаем не только о себе, думаем о ближнем, думаем о Боге. Господь обязательно эти усилия оценит.
Марина Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу. Вы слушали программу «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин. Слушайте нас каждую субботу, поститесь постом приятным. До свиданья.
Священник Стахий Колотвин
— С Богом.
Все выпуски программы Седмица
«Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца»

Преподобный Паисий Святогорец, афонский монах и один из наиболее почитаемых старцев ХХ века, большую часть жизни провёл вдали от мира. Однако духовно он постоянно находился вместе с людьми, разделял их беды и невзгоды. К старцу обращались не только с личными проблемами. Многие из тех, кто посещал его келью на Святой горе Афон, часто делились своими переживаниями по поводу каких-либо житейских, политических или церковных вопросов. Всё это преподобный Паисий рассматривал исключительно в духовной плоскости. Его взгляды на некоторые общественные проблемы кратко сформулированы в небольшой по объёму книге «Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца».
Преподобный Паисий был твёрд и непреклонен, когда речь заходила о Православной Церкви. Он говорил: «Всё, что имеет Церковь, очищено, подобно дистиллированной воде. Спасение людей осуществляется в Церкви». Старец и на человека смотрел, как на часть единого Тела Христова — Православной Церкви. С детства отец Паисий впитал любовь и глубокое уважение к церковному преданию, к установлениям святых отцов Церкви. В беседах с духовными чадами он часто говорил о том, как когда-то жили и подвизались они, и как живём сегодня мы. Преподобный Паисий говорил: «Мы должны сравнивать себя со святыми, чтобы видеть, продолжаем ли мы их дело».
Любовь к Церкви для старца являлась неотделимой от любви к Отечеству. Отец Паисий часто повторял: «Отечество — это большая семья». Он хотел, чтобы христиане были патриотами своей Родины. Духовными советами старец помогал многим государственным служащим. В книге «Церковь, Предание, Отчизна» говорится о том, как к нему на Афон приезжали высокопоставленные политики. И старец просил их, чтобы они направили действия на благо Родины и Церкви. Сам преподобный Паисий Святогорец в юности защищал родную землю — во время гражданской войны в Греции 1946-1949 годов он служил в разведке радистом. А став монахом, помогал Отечеству молитвой. И побуждал к этому других. Он часто повторял: «Давайте будем молиться, чтобы Бог просвещал тех, кто занимает в государстве ответственные должности, потому что такие люди могут сделать много добра».
Мудрые мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца помогут нам глубже понять духовную суть многого, что происходит вокруг нас в мире. И что в любой ситуации у человека есть твёрдые, незыблемые опоры — Церковь, Предание, Отчизна.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Наталья Мелёхина. «Животинки из Паутинки»

Есть в Вологодской области деревенька Полтинино. Местные жители ласково называют её «Полтинка». Но из-за их своеобразного северного говора слышится: «Паутинка». В Полтинке-Паутинке родилась и выросла писательница Наталья Мелёхина. Одну из своих книг о родной деревне она так и назвала — «Животинки из Паутинки».
Уже из названия становится понятно, что речь в книге пойдёт о братьях наших меньших. По признанию самого автора, родился этот сборник рассказов из постов в социальных сетях. Наталья Мелёхина любила наблюдать за животными в деревне; на своей интернет-страничке она писала о птицах, ежах, зайцах, собаках и кошках. Читателям эти короткие, добрые зарисовки нравились, и они стали просить писательницу, чтобы она собрала их в отдельную книгу. Наталья так и сделала. Книга получилась небольшая, наполненная радостью от того, что живёшь на земле и каждый день видишь родные места. Как пишет сама Наталья Мелёхина: «Нет в моей деревне ничего особенного, кроме красоты, незаметно и щедро разли́той Богом везде и всюду».
«Животинки из Паутинки», о которых рассказывает автор — неотъемлемая частичка этой красоты Божьего мира. Собака Вега — лайка-сладкоежка, любительница малинового пирога, приготовленного в русской печи. Ёж Иванович — частый гость клубничных грядок, настолько привыкший к людям, что спокойно лакомится спелыми ягодами прямо у них на глазах. Воробьишка Тишка, проживающий во дворе возле колодца, с которым семья писательницы по-братски делится завтраками.
В мире животных, который рисует на страницах своей книги Наталья Мелёхина, много такого, к чему стоит присмотреться и человеку. Например, героиня рассказа «Лесные гости», зайчиха, кормит не только своих, но и чужих зайчат. «Нам есть чему у зайцев поучиться, не делить детей на своих и чужих в час нужды», — делает вывод писательница. Её увлекательные истории со смыслом, зарисовки с натуры и ностальгические лирические миниатюры полны жизнеутверждающей радости и тёплого юмора.
Вторая часть сборника «Животинки из Паутинки» называется «Дашкины рассказы». Их героиню, девочку Дашу из деревни Полтинино, Наталья Мелёхина, по собственному признанию, наделила многими своими чертами. Даша заботится о зверях и птицах. Под окнами своего дома она устраивает птичью столовую. Любит ходить по грибы, рыбачить с отцом в бурной горной речке, а по вечерам слушать бабушкины сказки. В красоте окружающего мира она чувствует незримое присутствие Бога. В течении ручья, благоухании цветов, в бабушкиных иконах, в небе, на земле и в самой себе.
Книга Натальи Мелёхиной «Животинки из Паутинки» — это тепло деревенского дома, где зимой в печке потрескивают дрова, а на столе дымится каравай свежего хлеба. Это дар видеть руку Творца в каждой травинке, каждой малой птице. И понимать, что каждая жизнь — чудо.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) и его семья

Фото: Mihail Tregubov / Unsplash
В семье крестьян Сидоренко из краснодарского села Екатериновка ожидалось прибавление. Супруги Николай Гордеевич и Александра Васильевна горячо молились о том, чтобы Господь даровал им здорового ребёнка. В праздник Святой Живоначальной Троицы, 3 июня 1928 года, малыш появился на свет. Господь послал родителям сына.
На восьмой день после рождения мальчика окрестили и нарекли Виталием. Александра Васильевна удивлялась спокойному, тихому младенцу. Плакал он очень редко, и почти всегда улыбался, лёжа в маленькой деревянной кроватке, которую смастерил для Виталия отец. Однажды поздним вечером мать убаюкивала малыша, напевая колыбельную, и не заметила, как уснула. Из дрёмы её вывело прекрасное пение. Оно звучало прямо над кроваткой младенца. Невидимые голоса славили Бога, и под эти звуки Виталий мирно спал. Впоследствии, вспоминая об этом случае, Александра Васильевна говорила: «то ангелы баюкали моё дитя». Чудесный случай убедил родителей мальчика в том, что Господь уготовил ребёнку особый путь.
Подрастая, Виталий только подтверждал это предположение. Уже в пятилетнем возрасте он начал строго соблюдать все православные посты. Время тогда и без того было голодное. На столе у Сидоренко обычно стояла картофельная похлёбка да ржаной хлеб. Виталий брал себе корочку, а от похлёбки отказывался. Николай Гордеевич и Александра Васильевна переживали за сына. Но мальчик рос здоровым и весёлым. Впрочем, он любил уединение. Порой, когда Виталий долго не появлялся дома, родителям приходилось отправляться на поиски сына. Часто его находили на берегу реки, в зарослях камыша, погружённого в глубокую молитву.
Когда Виталию исполнилось 8 лет, родители отдали его в сельскую школу. Едва научившись грамоте, мальчик взял у матери Евангелие. Он не расставался с ним — носил Священное Писание с собой в класс и на переменках читал ребятам. Николай Гордеевич и Александра Васильевна были верующими людьми, однако время тогда наступило безбожное, и за открытую проповедь могли даже арестовать. Опасаясь за сына, родители пытались спрятать от него Евангелие. Но Виталий снова и снова находил его. И это было единственным его непослушанием. В девятилетнем возрасте Виталий стал помогать отцу и матери — на каникулах подрабатывал в колхозе пастухом. Шёл 1937 год, — процветали доносы, шли аресты. Тем летом Николай Гордеевич принёс домой с колхозного поля пару початков кукурузы. Кто-то увидел, пожаловался, и Сидоренко осудили на 6 лет — по статье «Хищение государственного имущества». Из мест заключения в 1942 году он отправился прямиком на фронт — шла Великая Отечественная война. Вскоре почтальон принёс в дом Сидоренко похоронку... Теперь Виталий стал главой семьи. Он старался помогать матери. Понимал, как трудно ей без отца, и всем сердцем жалел. А душа его неудержимо стремилась к Богу. Он уже давно и твёрдо решил стать монахом. Так сбылась материнская молитва о том, чтобы сын избрал в жизни путь служения Богу. В 1948 году 20-летний Виталий Сидоренко стал послушником Глинской пустыни — монастыря близ украинского города Сумы.
Впоследствии он принял монашеский постриг, много странствовал с проповедями. Люди почитали отца Виталия как подвижника веры и мудрого духовного наставника. Часто в беседах старец Виталий (Сидоренко) с любовью рассказывал о своих родителях. И в наставлениях учил всегда почитать отца и мать, слушаться их и любить.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен