
Пророк Иеремия
Изображение: days.pravoslavie.ru
Существует такой литературный жанр — «иеремиада» — для обозначения произведений с горестными жалобами и сетованиями. Его родоначальником стал ветхозаветный пророк Иеремия. Вот только плач пророка Иеремии был вовсе не от уныния или отчаяния...
Сегодня мы говорим о пророке Иеремии и стихотворении Семёна Фруга «В темнице», в котором поэт размышляет о Иеремии и его пророческом служении.
Место действия — Древний Иерусалим. Время действия — 6 век до Рождества Христова.
Иеремия нёс своё пророческое служение в тревожное для еврейского народа время, когда вавилонский царь Навуходоносор Второй угрожал захватить и поработить Иудею. Впрочем, жители Иерусалима беспечно надеялись, что беда обойдёт их стороной.
Напрасно пророк Иеремия возвещал на улицах и площадях Иерусалима о грядущем гневе Господнем, обличал соотечественников за отступление от Истинного Бога и призывал к покаянию. Предсказаниям пророка никто не хотел верить. Иеремию отовсюду гнали, старейшины города считали кощунственными его речи о грядущем разрушении захватчиками Иерусалимского храма.
В конце концов, по приказу царя Седикии пророка Иеремию арестовали и посадили в темницу.
Эта тема — несправедливость осуждения пророка — привлекла внимание известного в дореволюционной России поэта Семёна Григорьевича Фруга. Его стихотворение под названием «В темнице» имеет подзаголовок: «Подземелье. Пророк Иеремия, заключённый царем Седекией в темницу, диктует отроку Варуху свои пророчества». В первых его строках Иеремия жалуется своему ученику на горькую долю узника.
Мой сын! Удушлив мрак моей темницы.
Сокрыт от глаз полей родных простор,
Не слышу, как шумит зелёный бор,
Не вижу, как в сиянии денницы
Стадами реют юные орлицы
Над снежными хребтами дальних гор...
Пророк Иеремия не случайно обращается к своему писцу со словами «Мой сын».
Юный Варух был преданным учеником пророка Иеремии. Он повсюду ходил за своим наставником и, порой с риском для жизни, записывал на свитках его пророческие речи.
Вот и в темнице Варух оказался рядом со своим учителем, записав удивительное признание пророка Иеремии о том, как к нему приходит откровение — только после искренней и горячей молитвы.
Но пал я ниц и жарко я молился —
И внял Господь мольбе моей святой:
Волшебным светом ум мой озарился,
Живительной и чудной теплотой
Наполнилась душа моя больная;
Небесный пламень, радость неземная
Проникли в мрак темницы роковой...
И я воскрес, восстал с поднятой головой,
В устах моих зажглось, вскипело снова
Бессмертной правды пламенное слово...
В 587 году до Рождества Христова войска вавилонского царя Навуходоносора Второго захватили древнюю Иудею, разрушили главную святыню евреев — Иерусалимский храм и многих жителей страны увели в плен. Предсказания Иеремии сбылись. Сам пророк и его ученик избежали пленения, так как находились в это время в темнице за пределами осаждённого города. Горько оплакивали они опустевший, превратившийся в дымящиеся развалины Иерусалим. Но Иеремия был извещён Богом о том, что страдания древних евреев в Вавилонском плену не будут длиться вечно.
Освобождение придёт, когда его беспечные соотечественники вспомнят заповеди, которые Господь дал еврейскому народу, и вернутся к вере своих отцов.
Но — горе вам, беспечные! Придёт
Урочный час. Пустыня встрепенётся...
Так заповедей огненное слово
Под грудами пожарища немого
В холодном пепле были вековой
Храниться будет искрою живой.
Литератор Семён Григорьевич Фруг сюжеты многих своих произведений черпал из Библии, в том числе и для стихотворения «В темнице» о ветхозаветном пророке Иеремии.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер