
Пророк Иеремия
Изображение: days.pravoslavie.ru
Существует такой литературный жанр — «иеремиада» — для обозначения произведений с горестными жалобами и сетованиями. Его родоначальником стал ветхозаветный пророк Иеремия. Вот только плач пророка Иеремии был вовсе не от уныния или отчаяния...
Сегодня мы говорим о пророке Иеремии и стихотворении Семёна Фруга «В темнице», в котором поэт размышляет о Иеремии и его пророческом служении.
Место действия — Древний Иерусалим. Время действия — 6 век до Рождества Христова.
Иеремия нёс своё пророческое служение в тревожное для еврейского народа время, когда вавилонский царь Навуходоносор Второй угрожал захватить и поработить Иудею. Впрочем, жители Иерусалима беспечно надеялись, что беда обойдёт их стороной.
Напрасно пророк Иеремия возвещал на улицах и площадях Иерусалима о грядущем гневе Господнем, обличал соотечественников за отступление от Истинного Бога и призывал к покаянию. Предсказаниям пророка никто не хотел верить. Иеремию отовсюду гнали, старейшины города считали кощунственными его речи о грядущем разрушении захватчиками Иерусалимского храма.
В конце концов, по приказу царя Седикии пророка Иеремию арестовали и посадили в темницу.
Эта тема — несправедливость осуждения пророка — привлекла внимание известного в дореволюционной России поэта Семёна Григорьевича Фруга. Его стихотворение под названием «В темнице» имеет подзаголовок: «Подземелье. Пророк Иеремия, заключённый царем Седекией в темницу, диктует отроку Варуху свои пророчества». В первых его строках Иеремия жалуется своему ученику на горькую долю узника.
Мой сын! Удушлив мрак моей темницы.
Сокрыт от глаз полей родных простор,
Не слышу, как шумит зелёный бор,
Не вижу, как в сиянии денницы
Стадами реют юные орлицы
Над снежными хребтами дальних гор...
Пророк Иеремия не случайно обращается к своему писцу со словами «Мой сын».
Юный Варух был преданным учеником пророка Иеремии. Он повсюду ходил за своим наставником и, порой с риском для жизни, записывал на свитках его пророческие речи.
Вот и в темнице Варух оказался рядом со своим учителем, записав удивительное признание пророка Иеремии о том, как к нему приходит откровение — только после искренней и горячей молитвы.
Но пал я ниц и жарко я молился —
И внял Господь мольбе моей святой:
Волшебным светом ум мой озарился,
Живительной и чудной теплотой
Наполнилась душа моя больная;
Небесный пламень, радость неземная
Проникли в мрак темницы роковой...
И я воскрес, восстал с поднятой головой,
В устах моих зажглось, вскипело снова
Бессмертной правды пламенное слово...
В 587 году до Рождества Христова войска вавилонского царя Навуходоносора Второго захватили древнюю Иудею, разрушили главную святыню евреев — Иерусалимский храм и многих жителей страны увели в плен. Предсказания Иеремии сбылись. Сам пророк и его ученик избежали пленения, так как находились в это время в темнице за пределами осаждённого города. Горько оплакивали они опустевший, превратившийся в дымящиеся развалины Иерусалим. Но Иеремия был извещён Богом о том, что страдания древних евреев в Вавилонском плену не будут длиться вечно.
Освобождение придёт, когда его беспечные соотечественники вспомнят заповеди, которые Господь дал еврейскому народу, и вернутся к вере своих отцов.
Но — горе вам, беспечные! Придёт
Урочный час. Пустыня встрепенётся...
Так заповедей огненное слово
Под грудами пожарища немого
В холодном пепле были вековой
Храниться будет искрою живой.
Литератор Семён Григорьевич Фруг сюжеты многих своих произведений черпал из Библии, в том числе и для стихотворения «В темнице» о ветхозаветном пророке Иеремии.
1 ноября. Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника
В 7-й главе Евангелия от Луки есть слова сотника, сказанные Христу: «Скажи слово, и выздоровеет слуга мой».
Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника — протоиерей Илья Кочуров.
Сотник, а это, сразу надо сказать, не иудей, не человек, живущий по закону Моисея, а язычник, который трудится и работает на Римскую империю. Он приходит ко Христу, чтобы просить его не за какого-нибудь своего близкого, родственника или друга.
Отрок, как здесь имеется в виду, — это слуга. Сотник, довольно высокопоставленный военный чиновник, обращается ко Христу, то есть он превозмогает свою гордыню, переступает через своё положение и идёт заботиться о слуге.
Это, конечно, для нас очень яркий пример того, как мы должны относиться ко всем своим ближним. Не только тот, кто нам близок или очень дорог, а любой человек, кто находится рядом с нами в данный момент, заслуживает нашего особого внимания и нашего милосердного участия.
И как мы видим в данном случае в Священном Писании, Господь тут же отвечает на веру сотника. Он действительно говорит лишь одно слово, и слуга тут же исцеляется.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О помощи святого преподобного Иоанна Рыльского при молитвенном обращении к нему

Сегодня 1 ноября. Церковь празднует Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского.
О помощи святого при молитвенном обращении к нему — священник Николай Конюхов.
К этому святому в своё время обращалось множество людей, у которых были дети вольны беснованием. И, как и многие древние подвижники, у него получалось с помощью молитвы, с помощью своей глубокой веры и подвижнической жизни исцелить их от этого недуга.
И пускай сейчас мы не всегда наблюдаем вот это такое страшное явление беснования открыто, хотя до сих пор в некоторых местах есть такие свидетельства. Тем не менее, даже просто в нашей повседневной жизни мы сами иногда заболеваем неким недугом, который со стороны выглядит как беснование. Когда мы в злобе кричим на детей, когда мы находимся в состоянии какой-то надменности и гордыни, когда у нас случаются какие-то греховные приступы, мы сами как одержимы злым духом.
И как важно иметь таких важных помощников, защитников, как преподобный Иоанн, которые могут нам в эту минуту помочь. И вспомним о том чудодейственном даре, которым обладал преподобный Иоанн, и попросим его о помощи, чтобы нам избавиться от этого злого одержания.
Есть надежда, что преподобный Иоанн поможет нам вместо продолжающегося беснования остановиться и, от сердца помолившись, очиститься от вот этого злого духа и проявить к ближним любовь, а не злобу.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов

Сегодня 1 ноября. Димитриевская родительская суббота.
О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов — игумен Лука (Степанов).
После великой битвы на Куликовом поле князь Дмитрий Донской, получивший благословение самого преподобного Сергия на эту победоносную, важнейшую для нашего Отечества битву, велел поминать воинов, отдавших жизни свои за наше Отечество, церковным чином, поскольку не все имена погибших воинов были известны.
О тех, кто был поименован, возносились усердные молитвы, но общее церковное поминовение о всех вождях и воинах, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших, было установлено совершать в субботу, накануне празднования Дня Ангела благоверного князя Дмитрия, Дня памяти великомученика Димитрия Солунского, мироточивого, образ которого предшествовал нашим войскам и благодатная помощь которого всегда исповедовалась самим нашим благоверным князем.
Так вот, в субботу, накануне Дня памяти великомученика Димитрия, установлено с тех времен совершать эту вселенскую панихиду, всеобщее поминовение усопших, в которой мы единодушно молимся об упокоении душ наших героев, в прежние века и в наше время отдавших жизни свои за други своя, защищая наше православное Отечество.
Все выпуски программы Актуальная тема







