«Пророк и креститель Иоанн Предтеча». Священник Владислав Береговой - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Пророк и креститель Иоанн Предтеча». Священник Владислав Береговой

* Поделиться

Нашим собеседником был настоятель Никольского собора города Мосальска священник Владислав Береговой.

В преддверии праздника Рождества Иоанна Крестителя мы говорили об этом святом: что нам о нем известно, почему его также называют Предтечей, и в чем была особенность его проповеди покаяния.

Ведущий: Александр Ананьев


Все выпуски программы Светлый вечер


Александр Ананьев:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В очередной раз приветствую вас в программе «Вопросы неофита». На календаре понедельник, а значит, пришла пора задавать свое несметное количество вопросов золотым людям, которые готовы на них ответить. Сегодня я приветствую в эфире настоятеля Никольского храма в городе Мосальске Калужской области, руководителя молодежного отдела Песоченской епархии священника Владислава Берегового. Добрый вечер, отец Владислав. Здравствуйте.

Священник Владислав Береговой:

— Здравствуй, дорогой Александр.

Александр Ананьев:

— Как прекрасное лето в прекрасном Мосальске? До сих пор помню, что этот город оставил ощущение какого-то парка, который целиком — ну, видимо, ввиду того, что мы с вами общались — казалось, что этот город целиком состоит из храмов, их там много, и они красивые.

Священник Владислав Береговой:

— Ну как лето? «Вот оно какое, наше лето, Лето жарким солнышком согрето».

Александр Ананьев:

— Тем не менее, самая середина лета у нас, 7 июля.

Священник Владислав Береговой:

— Да, да, я неделю назад выключил котел отопления.

Александр Ананьев:

— И вот они реалии провинциальной жизни в Калужской области.

Священник Владислав Береговой:

— Это да.

Александр Ананьев:

— Действительно, впереди 7 июля, день рождения Иоанна Крестителя. И поскольку именно сегодня на литургии читается фрагмент 11-й главы Евангелия от Матфея, которая как раз посвящена Иоанну Крестителю, я хочу поговорить именно о нем. О втором после Христа. И начну, собственно, с вопроса, насколько справедливо это утверждение — второй после Христа. По крайней мере, нам неофитам объясняли, что значимость этой фигуры настолько высока, что назвать его вторым после Христа вполне уместно.

Священник Владислав Береговой:

— Смотря с какой стороны смотреть, справа или слева. Пусть наш спор о том, кто второй, а кто третий, разрешит иконография Иоанна Крестителя, Спасителя и Богородицы, где они изображены все втроем, Деисис или Деисус, по-разному называют, где они изображены рядышком. Невозможно отделить жизнь Спасителя от этих двух персонажей. Сам Спаситель говорил, что «нет большего из рожденных женами на земле, чем он». Иногда благочестивые христианочки спрашивают: батюшка, а как же Пресвятая Богородица? А как же Она? Но это уже другая история.

Александр Ананьев:

— А что значит Предтеча? Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель, и как, кстати, есть ли официальное наименование этого замечательного человека?

Священник Владислав Береговой:

— Обычно мы называем в любых богослужениях, посвященных Иоанну Крестителю, Иоанном Крестителем, Предтечей, Крестителем Господним Иоанном. Крестителем называем его потому, что тот крестил Спасителя. Тут в принципе все просто. Хотя буквально надо было бы перевести слово «баптизмо» как «погружатель». Потому что слово «крещение» больше связано с этимологией Креста. Мы сейчас, скорее, крестим в смерть Христову, вспоминаем Крест Христов, когда совершаем крещение взрослых и детей. А Иоанн погружал всех тех, кто приходил к нему в ознаменование искупления и прощения грехов, исповедующихся ему при окунании. Поэтому, скорей, такой у нас Иоанн Погружатель. А Предтеча? Знаете, самое интересное, что в Евангелии Предтечей называется Христос. Иоанн Креститель Предтечей в Евангелии не называется. Христос заходит в Святая Святых как Предтеча, приуготавливая нам вход во Святая Святых в жилище Бога Отца. А впервые Предтечей Иоанн Креститель называется у гностика, даже не у православного христианина Гераклеона во втором веке в его комментариях к Евангелию от Иоанна. Это наименование понравилось Клименту Александрийскому впоследствии и его ученику Оригену и через них широко вошло в обиход. И сейчас в православии оба эти эпитета используются практически одинаково часто. Но на Западе приоритет остается за наименованием Креститель, как в протестантизме, так и в католицизме.

Александр Ананьев:

— Вы упомянули Пресвятую Богородицу, и я подумал, что должен задать вам вот какой вопрос. О Своей роли Богородица узнала от ангела, это был очень конкретный момент, в котором она должна была дать ответ, согласна она понести этот крест или же Она готова отказаться от этой участи, от этой роли стать Матерью Христа. Был ли такой момент у Иоанна Крестителя, потому что во многом пути двух этих разных людей были похожи. Они оба были поздним ребенком, обоих родители посвятили служению Богу, и вообще там совпадений немало. Но вот я не помню, чтобы у Иоанна Крестителя был момент, когда к нему явился ангел и задал ему вопрос, а ты готов стать Крестителем, ты согласен стать Крестителем? Или не было такого момента?

Священник Владислав Береговой:

— Евангельская история умалчивает момент призыва Иоанна Крестителя к служению. Мы можем только гадать, был он или нет. Ответ Богородицы можно сравнивать разве что с ответом Захарии при подобной же ситуации, когда ему архангел объявил, что он родит сына, его жена, как-то раньше не только мужчины детей рожали, но и жены. «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова». Он сказал: я уже старый, быть не может. То есть он засомневался в чуде. И казалось бы, Богородица тоже засомневалась, но там же другой совсем оттенок. Ей архангел Гавриил говорит, что родишь сына, зачнешь во чреве. Она отвечает: «Как это может быть, когда я мужа не знаю». Она дала обет девства и не сомневается, что это может быть, но не понимает, как такое может быть, учитывая Ее обет. «Дух Святой найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя». В этом проявляется Ее смирение, когда Она отвечает: «Се раба Господня, будет мне по слову Твоему». А Захария наказан немотой и глухотой, судя по всему, потому что с ним знаками объяснялись. Здесь можно прямую параллель провести. А вот был ли призыв к Иоанну Крестителю, сложно сказать. Даже в апокрифических Евангелиях такого я не припомню. Но наверное, был, вряд ли он лежал на песочке и думал, пойду-ка я людей крестить. Тоже глубокий вопрос, потому что где был воспитан Иоанн Креститель? Согласно преданию, мать Иоанна Крестителя, опасаясь его убийства воинами Ирода, который повелел убить всех детей в окрестности от двух лет и младше, спряталась с ним в пустыню. Это апокрифическое сказание, она взмолилась, чтобы скалы ее скрыли и перед ней образовалась пещера, в которой она скрылась с младенцем. А Захарию воины убили за то, что тот отказался сказать, куда же его благочестивая супруга спрятала малыша. Даже Спаситель потом скажет, что кровь будет вопити Захарии, убитого у жертвенника, за ваши беззакония. И, похоже, что ребенок так и воспитывался в пустыне. Возможно, считают некоторые исследователи, в ессейской общине. Ведь очень много из того, что совершал Иоанн Креститель имеют параллели у ессеев. Но однозначно видно, что пути их разошлись в какое-то время. Потому что восприняв, допустим — предположим — практику ритуального омовения с исповеданием грехов, он отошел от догматических убеждений этой по сути секты, но действуя с ессеями параллельно.

Александр Ананьев:

— А каковы были догматические убеждения этой секты? Что было там, чего он не стал делать, посчитав это неправильным?

Священник Владислав Береговой:

— Ну, припоминают, во-первых, у ессеев было, кстати, так, как у первых христиан в Иерусалиме, обобщение имуществ, то есть общее экономическое пространство. Иоанн Креститель к этому не призывал. Есть череда же вопросов от разных слоев населения к Иоанну Крестителю в Евангелии, на которые он с интересом отвечал, можно отдельно рассмотреть. Потом эта организация была совершенно закрытая, гностического немножко толка, в каком-то смысле. Кого попало туда не впускали. Так же Креститель обращался с проповедью абсолютно ко всем, ко всем слоям населения. Это хорошо видно, кстати, на картине Иванова «Явление Христа народу». Там и рабы, и римские воины стоят, и иудейская элита, но это уже другая тема, культуроведческая. И третье, они принимали абсолютно чистых людей, то есть в этой общине грешить было невозможно. Если человек нарушал обеты, он изгонялся из этой общины. Иоанн же Креститель, как мы видим, проповедует крещение в покаяние, во очищение грехов. Какой-нибудь библеист или историк меня может поправить и сказать: батюшка, начитались какой-то протестантской литературы, у Иоанна Крестителя ничего общего с ессеями не было, он вырос в традиционной еврейской среде и ритуальное омовение было в религиозной традиции иудеев. Эти миквы были в домах абсолютно всех состоятельных израильтян, при раскопках старого города в Иерусалиме мы находим эти ритуальные фонтаны, колодцы в каждом дворе. У людей победнее таких не было, поэтому были огромные бассейны, где проходили эти ритуальные омовения. В частности Овечья купель с семью крытыми ходами, которую мы прекрасно знаем из истории об исцелении Христом расслабленного. Надо еще сказать, заметьте, какое особое отличие крещения Иоаннова от омовения израильтян. Он говорил, что это омывает и грехи. Израильтяне омываясь постоянно, ритуально, считали, что омываются от внешней скверны, если прикасались к умершему животному, к умершему человеку, к блуднице, к мытарю или еще какой-нибудь скверне, там список был достаточно большой. Можно было омыть только руки, можно было омыться всему. Помните историю с милосердным самарянином? Мимо впавшего в разбойники прошел и первосвященник и левит. Почему они не помогли, что они были жестокосердные? Нет. У них была череда служений, но если бы они перевернули этого бедного человека, и он оказался бы не просто сильно побитым, а умершим, то им надо было бы проходить череду омовения в течение недели. У них же череда служения, как им не служить, а кто будет служить, там не позвонишь: брат Морша, послужи вместо меня. А брат Морша через триста километров живет, не позвонишь. Поэтому во избежание большой проблемы лучше я пройду мимо. Кстати, в нашей жизни тоже часто так происходит, благими намерениями вроде как дорога в ад вымащивается. Иоанн Креститель говорил, что своим крещением он омывает грехи. Но такой важный момент, грехи-то не прощались, Дух Святой-то не сходил. Это в предзнаменование грядущего искупления и оставления грехов, которое будет давать Спаситель. У святых отцов из текста в текст, из книги в книгу кочует именно эта фраза.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на «Светлом радио». Настоятель Никольского храма города Мосальск Калужской области священник Владислав Береговой отвечает сегодня на вопросы неофита. Слушайте, вы прям, дорогой отец Владислав, в который уже раз расставляете точки над i, что, правда, рождает еще больше вопросов. Мы привыкли говорить, что Иоанн Креститель крестил людей. Я только сейчас понял, ведь крещение это рождение фактически в новой жизни. В новой жизни, где старые грехи не имеют никакого значения, где ты, покаявшись, принимаешь на себя какое-то новое обличие в глазах Бога, в своих глазах и начинаешь, по крайней мере, стараешься начать жить новой жизнью с чистого листа. Вот это и есть крещение в моем понимании. Я, крестившись в сорок лет, очень хорошо помню это радостное ощущение, когда священник, крестивший, меня говорил, что в ближайшее время мне можно и не исповедоваться после крещения, а причащаться так. Это исключительнейшая возможность для человека только-только принявшего крещение, потому что я чист пред Богом вот в этом состоянии. Для меня это было абсолютное счастье. При этом мы говорим, Иоанн Креститель крестил, но формально крещением это не являлось. А почему ж тогда он Креститель?

Священник Владислав Береговой:

— Это являлось погружением, но не являлось тем крещением, которое мы совершаем сейчас в нашей Церкви христианской православной. Как говорит Господь Никодиму, «кто не крестится от воды и Духа, тот не войдет в Царство Божие». Иоанн Креститель Духом не крестил, это некоторое предуготовление. Как, допустим, в таинстве венчания, сначала обручение потом венчание. Да, это разные совершенно действия, разные тексты, разные обещания. Некоторое предуготовление и собственно само венчание, оно сейчас объединено, дабы не было каких-то сложностей в случае невозможности исполнения обещаний. Так и здесь. Сначала погружение в предзнаменование грядущих событий, а когда Господь уже был прославлен, Иисус Христос Сын человеческий, когда Духа Святого послал ученикам и апостолам, чему свидетелями мы были не так давно в день Святой Пятидесятницы. Все это вспоминали, все на коленках стояли, о сошествии Духа Святого на нас просили, и Он действительно сходил. И Он сходит на крещаемых в таинстве крещения и уже задействуются совсем другие силы и человек становится иным, он преображается. Можно сравнить еще с похожими на исповедь беседами перед крещением взрослых людей. Есть такая добрая традиция, если человек крестится взрослым, в 30, 40, 70 лет, священник подводит его к аналою перед Евангелием, крестом, вроде как бы исповедует, человек все говорит, что в течение жизни сделал. Во всяком случае, в нашем приходе такая традиция, множество приходов других священнослужителей, моих старших товарищей, духовников. Но священник не может прочитать разрешительную молитву, поскольку тот еще не крещен. И разрешительной молитвой, которая прощает твой грех, которая исцеляет тебя и дарует силы благодатные впредь эти грехи не совершать, является уже само таинство крещения. И человек понимает, вот это мне простилось, действительно теперь белый лист бумаги, пиши, что хочешь, но достаточно все равно помятый, что ни говори. Предрасположенность ко многим грехам остается, и человеку еще придется много поработать, но уже не одному, а с Духом Святым в соработничестве.

Александр Ананьев:

— Вопрос, был ли Иоанн Креститель Предтеча священником? Полагаю, что ответом будет, нет, не был. В таком случае, кто дал ему право совершать это фактически таинство.

Священник Владислав Береговой:

— Если бы он сводил Духа Святого, то это было бы таинство. Право получил, как я понимаю, моральное, потому что он обладал огромным авторитетом у народа. Он одевался в одежду из верблюжьей шерсти, она достаточно колкая, как кольчуга, если хотите, ел акриды и дикий мед. Акриды то ли саранча, то ли вид бобовых рожков, которыми питался блудный сын из одноименной притчи, не могут прийти к общему знаменателю разные толкователи, но не суть. Он действительно был аскетом, так, что даже Спаситель когда-то с некоторой иронией припоминал попрекающим Его. Вот, говорил Он, пришел Иоанн, не ест и не пьет, и вы говорите, в нем бес; пришел сын человеческий, ест и пьет, друг мытарям и блудникам, и вы говорите тоже в нем бес. Вы определитесь, собственно, что же вы хотите от всех нас. Авторитет был непререкаемый, народ действительно видел в нем пророка, приходили его испытывать фарисеи, саддукеи. Хоть фарисеи не крестились от него, приходили посмотреть, кто же такой, и ничего сказать не могли, не было за что прицепиться, такого праведника не было давно в народе Израилевом.

Александр Ананьев:

— Я пытаюсь спроецировать эту ситуацию на день сегодняшний и понимаю, что если бы такой глубоко праведный человек, не находясь в священном сане, вел бы такой образ жизни, никто бы, наверное, не придал этому никакого значения. Почему тогда, во времена Иоанна Крестителя, он пользовался авторитетом вот таким непререкаемым?

Священник Владислав Береговой:

— Он же ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаянием для прощения грехов. Если писать за ним все, что он говорил, наверное, собрался бы такой многотомник, побольше, чем Евангелие. Но никто не записывал, осталось буквально несколько слов обращения к мытарям, к воинам, к народу и короткий диалог со Спасителем. Он говорил, он пророк, он всегда говорит. У нас огромные книги пророка Исайи, Иеремии, Наума, малые и великие пророки, за ними записывали. А за ним не записали, не просто он тихонечко в пещере жил, как, допустим Антоний Киево-Печерский, к нему народ потихонечку подходил, Феодосий Печерский, и монастырь обосновался известнейший на весь мир. Нет, он ходил проповедовал, как Христос потом будет ходить и проповедовать. И ученики никак не могли разобраться, кто же их них Христос, Иисус из Назарета или Иоанн Креститель, который обладает несопоставимо большим авторитетом. Иисус в хорошие одежды одевается, хитон у него какой сложно вышитый, без швов, чтобы шовчики не молили, дорогая одежда, в сандалиях. Ученики за ним ходят, жены-мироносицы за ним толпами ходят. Он человек состоятельный вроде как, ест и пьет с мытарями, с блудницами, с фарисеями. Правда, с фарисеями тайно, наверное, их не упоминали. И вот Иоанн, строжайший аскет. Так что, ученики Иоанновы даже возмущались: что же это, Иисус, который к тебе приходил, Он к тебе приходил, а за Ним теперь больше людей ходит, чем к тебе, надо разобраться. Что Иоанн говорит? Пойдите сами и спросите, пойдите сами и посмотрите, Кто Он такой, что Он такое. Известная беседа Христа с учениками Иоанновыми произошла. Первые ученики Христа это тоже ученики Иоанна, Андрей Первозванный, Иоанн. В какое-то время, может, не надо это слово произносить, конкуренция, но она была по факту. Но не между Иоанном и Христом, а народом.

Александр Ананьев:

— Между последователями.

Священник Владислав Береговой:

— Который не мог понять, кто же из них Христос, кто же из них Мессия. Да что ж такое?! Среди учеников, среди апостолов Христа уже после того, как Церковь появилась, начались тоже такие разногласия: а меня Павел крестил, а меня Аполлос, у нас больше благодати, чем у вас. А нас Петр, у нас еще больше. Апостол Павел потом уже попрекал их, что все вы во Христа крестились, а не в Павла, Аполлоса или еще кого-нибудь. Так и здесь такая же была проблема. И Христос очень тактично, но строго поставил их на место: «Кого вы ходили смотреть в пустыню, трость, ветром колеблемую?» Туда ветер подул: все, я не достоин развязать ремень сандалии Его. В другую сторону ветер подул: о, я не знаю, может, и не Мессия Он, я не могу понять. Опять ветер в другую сторону подул: о, я не достоин Тебя крестить, я должен от Тебя крещение принимать. В другую сторону подул: что-то много Он стал крестить, что это за конкурирующая фирма такая, я придумал крестить, что-то ученики Христовы тоже крестят, надо разобраться, что ли римским воинам пожаловаться. Нет, Христос говорит четко: не колеблется Иоанн, нет большего среди людей, рожденных женами. А ученики Его колебались: как это так, мы думали, что Он Мессия, сейчас займем места в Израильском Царстве, в Израильской империи по правую и по левую сторону. Как братья Зеведеевы попросят у Христа сесть по правую и по левую сторону. Наверное, ученики Иоанна тоже так про себя думали, возникла некоторая распря такая, чисто по-человечески понятная, житейская, но, надеюсь, она со временем улеглась, возможно даже, Иоанн и Андрей говорили какие-то примирительные речи, объясняли, напоминали им слова их же учителя о том, что он только пророк, что он должен сделать прямыми стези Господа, что ему необходимо умаляться, а Иисусу из Назарета возрастать. Что Он был, вот этот Иисус, еще тогда, когда меня не было. То есть говоря о Его надмирном рождении, говоря о Нем как о Боге. Интересная история взаимоотношений.

Александр Ананьев:

— И как всегда вопросов остается больше, чем ответов. Постараюсь их задать через минуту полезной информации на радио «Вера». Короткий перерыв, не отходите далеко, продолжим, дальше будет интересно.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на «Светлом радио». Настоятель Никольского храма в Мосальске Калужской области священник Владислав Береговой отвечает сегодня на эти вопросы. Я Александр Ананьев. Скажите, пожалуйста, вот что, дорогой отец Владислав. Покаяние в том смысле, в котором принимал покаяние Иоанн Креститель во время омовения, и покаяние в современном значении этого слова — это же разное покаяние. Поскольку мое покаяние сейчас основано на Христовых заповедях, а в то время, когда люди приходили с покаянием к Иоанну Крестителю, их покаяние основывалось на Ветхом Завете. Так или нет?

Священник Владислав Береговой:

— Угу. Я тоже пытался осмыслить, такая грань, все так похоже, одни и те же слова, одни и те же действия. Может быть не очень корректная пришла аналогия на ум, но... Человек, приходящий на сеанс психотерапии, пытающийся разобраться в своих душевных проблемах, получает помощь? Получает. Если хороший толковый психолог, православный, допустим, говорит ему с точки зрения науки психологии и с точки зрения христианства правильные вещи. Что тебе надо измениться, побороть свой эгоцентризм, побороть свои — как мы сказали бы, будучи православными христианами — греховные страсти и пороки, меньше смотреть на себя, жить вовне, быть снисходительным, терпеливым, смиренномудрым. Это все христианские добродетели, просто можно назвать другими словами, человек не поймет. И он изменится, жить станет лучше. Но очень тяжело же меняться, правда? Особенно если ты десятилетиями жил, думая, что твой образ жизни, твое поведение нормальное, естественное и одобряемое всеми. И вот исповедь. В принципе, то же самое. Человек кается в том же эгоцентризме, в том же раздражении, гневе, желании, чтобы все было по-моему, нетерпеливости. И тут священник может даже ничего не говорит, сказать: ну помоги тебе Господи исправиться в этом. Читает молитву, и Дух Святой сходит на человека, Который помогает ему в этом непростом делании. После сеанса психолога человек выходит один на борьбу со стихиями мира сего, со своими пагубными привычками. А после исповеди — с Духом Святым. Поэтому хорошо же поговорить и со священником и с психологом? Хорошо. Хватит ли только лишь одного психолога? Мы говорим, нет, будучи христианами. Если ты не христианин, ладно, пусть так. Но где ж ты возьмешь силы поступать хорошо, как тебе говорят? Надо еще сеанс пройти, еще, оставить все свое имущество на это, может быть, станет легче. Мы говорим, что хорошо бы еще Духа Святого попросить. Так вот с крещением. Крещение у Иоанна Крестителя похоже, как сеанс у психолога, а настоящая сила дается тебе уже у Христа.

Александр Ананьев:

— Не совсем так. Я не в плане поспорить с уважаемым священником, я просто размышляю.

Священник Владислав Береговой:

— Я тоже размышляю.

Александр Ананьев:

— Он не только выслушивал людей, которые пришли с покаянием. Там был еще важный момент. Он омывал человека, смывая с него грехи, я так понимаю.

Священник Владислав Береговой:

— Это символ. Они же там не смывались, как грязь. Это символ того, что ты можешь жить по-новому. Но человек не мог жить по-новому. Если человек умирал через три дня или в этот же день после крещения у Иоанна, куда он шел? В ад. Оно ему практически ничего не давало.

Александр Ананьев:

— Зачем тогда люди шли?

Священник Владислав Береговой:

— Оно вдохновляло. Потому что Иоанн готовил их к крещению Христову. К крещению как перерождению в новую жизнь. Только через крещение после уже воскрешения Христа... Даже крещение, которое совершали ученики Христовы тоже было предзнаменованием того крещения, которое будет совершать Церковь Христова. Все равно если апостол Петр крестил кого-то за два дня до Тайной Вечери, и тот умирал, он все равно шел в ад. Потому что в воскресшего Христа мы крестимся. Это такой принципиальный момент. Но зачем тогда это крещение нужно было? Для некоторого вдохновления, понимания того, что надо начинать преображать свою жизнь. И ничего нового ни Иоанн Креститель... Спаситель говорил, Он возвысил Ветхий Завет. Но Иоанн Креститель оставался в этих рамках. Что он говорил народу? Простые вещи. Если у тебя есть две вещи, поделись одной с тем, у кого ее нет. Что говорил воинам? Довольствуйтесь своим жалованием и дальше не клевещите и никого не обижайте. Потому жалованья не хватало, надо было кого-то оболгать, надо было ограбить. Он говорит простые вещи. Мытарям говорит, не требуйте ничего более определенного вам. Не говорит: перестаньте этим заниматься, что вы тут полицаи, оккупационному режиму деньги собираете, бросайте это. Нет, ничего высшего не требовал, просто, сказали вам собрать сто динариев, сто и собирайте, не надо собирать четыреста, триста в карман, а сто в римскую казну. И воинам не говорит: что вы здесь поработители, убирайтесь с нашей земли. Никакого национализма, никакого, если хотите, патриотизма даже. У вас есть свое послушание, есть своя работа, исполняйте ее, но не грабьте людей. Он очень просто говорит, на уровне Ветхого Завета, даже на уровне этики эпохи Хаммурапи. Даже Ветхий Завет несколько выше того, что говорит Иоанн Креститель, во всяком случае из того, что нам досталось из Евангелия от Луки. Христос уже другие вещи говорит, более значимые.

Александр Ананьев:

— В этой власянице с этим диким медом и акридами я воспринимаю Иоанна Крестителя, как первого монаха, или, по крайней мере человека, который зародил саму традицию монашества. Насколько глубоко мое заблуждение на сей счет? Он же не был женат?

Священник Владислав Береговой:

— Не он это придумал. Была в Израильском народе такая традиция давать обет назарейства или надолго или на некоторое время, на месяц, на полгода, на год, на несколько лет. Эти дни мужчины израильские не пили вина, не прикасались к женщинам, не стригли волос и вели достаточно аскетический образ жизни. И Христа называли Назареем, и подобное мы видим в жизни Иоанна Крестителя. Но он усугубил до какой-то совершенно немыслимой для израильских глаз максимумы и вызывал невероятное уважение. Потому что в Ветхом Завете мы не видим таких предписаний обязательной аскезы на грани. Да, воздержание должно быть безоговорочно. Как покаянная, аскеза более чем приветствует. Но если ты не согрешил, и все равно живешь так, как будто ты страшный грешник, не было принято. В каком-то смысле он родоначальник монашества и для многих большой пример, как много монастырей возникло именно в израильской пустыне. Историю с Марией Египетской и старцем Зосимой мы видим из Израильских пустынь.

Александр Ананьев:

— Хорошо, что вы напомнили Марию Египетскую. Я тоже о ней сейчас сижу думаю. Я знаю, почему Мария Египетская ушла в пустыню, я знаю, почему она вела тот образ жизни, который она вела. Это был единственный способ сбежать от тех искушений, которые ее разрушали. Это был единственный способ вернуться в храм, вернуться к Богу. При этом хороший, в сущности, правда хороший, без каких-то явных грехов, возможно без грехов вовсе. Иоанн Креститель ведет тот же образ жизни. От чего сбегает он, в таком случае? Не может же быть, что это просто традиция.

Священник Владислав Береговой:

— Он не убегает «от», он бежит «к». Он бежит к праведности, он бежит к абсолютной чистоте.

Александр Ананьев:

— А праведность и бедность это же не синонимы?

Священник Владислав Береговой:

— Здесь речь идет о том, чтобы не быть порабощенным ничем, ни имуществом, ни заботой об одежде, ни заботой о еде, совершенно ничем. Быть в мире, но при этом жить уже как ангел. Не зря его называют ангелом пустыни. И настолько он в этом преуспел, что Спаситель совершенно искренне говорит, что больше никто, как он, так не подвизался. Хотя до него сколько было настоящих подвижников и пророков, которые много в жизни претерпели. Мы мало знаем о Иоанне Крестителе. Помрем — узнаем, лично спросим, там это все откроется, мы удивимся и скажем вслед за Спасителем, что нет больше среди рожденных женами. Но пока мы можем, если хотите, принимать это на веру, притом не из апокрифических каких-то посланий или евангелий, а из слов Самого Спасителя. Так что это не бегство «от», это бег «к», к абсолютной святости, к ангельской жизни, будучи еще в теле. И, похоже, что он этого добился. На многих иконах Иоанна Крестителя изображают с ангельскими крыльями за спиной. Будучи в теле жить, как ангел. Не зря, вы правильно сказали, монашество называют ангельский чин. И они молятся Иоанну Крестителю, чтобы он помогал им в их непростом духовном делании.

Александр Ананьев:

— Вместе с настоятелем Никольского храма города Мосальска Калужской области священником Владиславом Береговым размышляем об одной из ярчайших личностей в истории человечества — Иоанне Крестителе, день рождения которого мы отмечаем буквально через несколько дней. А сегодня в храме читается фрагмент Евангелия, посвященный Иоанну Крестителю и словам Спасителя об Иоанне Крестителе. Вопросов в отношении Предтечи у меня много. Один из главных вопросов, то, чего я не могу понять головой, звучит вот как. Попробую его сформулировать коротко, на самом деле, он такой огромный-огромный, как снежный ком. Давайте представим себе Иоанна Крестителя. Это человек, который не догадывается, не надеется, он знает, каким-то непостижимым образом он знает, что придет Спаситель. Он Его ждет, он точно знает, как Он будет выглядеть, он точно знает, насколько важно то, что Он придет. Он всю свою жизнь посвятил ожиданию Спасителя. И вот Спаситель появляется, Иоанн Креститель Его узнает, у него нет никаких сомнений, что перед ним Сам Господь. Как бы поступил я на его месте, как бы это высокомерно ни звучало? Я бы бросил все, что у меня было, все, чем я занимался. Потому что вот он, важнейший момент в моей жизни, пришел Тот, с заглавной буквы, Которого я ждал всю жизнь. Я бы бросил все и последовал за ним, потому что каждое мгновение рядом с Ним бесценно. Что делает Иоанн Креститель? Он не делает ничего. Он остается там же, где и был. И Господь разворачивается и после разговора с Иоанном Крестителем уходит. Насколько я понимаю, мы точно доподлинно знаем о единственной встрече Иоанна Крестителя со Христом. Может быть, была еще, но мы этого не знаем. И вот вопрос главный. А почему Иоанн Креститель не бросил все и не последовал за Богом?

Священник Владислав Береговой:

— Само Писание говорит о том, что он женихом считает Спасителя, он друг Жениха. Надо понимать, что такое израильская свадьба. В принципе, если хотите, в каком-то смысле, это свидетель в современном понимании. Но друг жениха в израильском понимании несколько больше. Тот человек, который делает все необходимое ля того, чтобы свадьбу организовать так, чтобы Его лучший друг вошел в радость, торжество свадебное без особых забот о необходимости приготовления: еды, созывания гостей, убранства столов, светильники, гости, музыканты и еще миллион-миллион нюансов. Тем более свадьбы праздновались целую неделю, чтобы вина хватило, чтобы не было как на браке в Кане Галилейской. После того, как все сделал, он отходит, находится далеко-далеко на второстепенных ролях, потому что для всех гостей кто главный? Это жених. Для жениха кто главный теперь? Невеста. Сами знаем, кто женат, как часто мы после свадьбы встречаемся с нашими лучшими друзьями? Не встречаемся. Через пару лет, может быть, на минуточку: ну как дела, все хорошо у тебя? Без изменений? — Ну, в принципе, да. — Ну, хорошо, давай, увидимся еще через пару лет. Хотя до этого каждый вечер вместе тусили. Так же Иоанн Креститель по своим же словам начинает умаляться. «Ему необходимо возрастать, мне умаляться». И буквально через короткое время Ирод Антипа снесет ему голову, как вы помните. А Иоанну Крестителю необходимо было еще продолжать дело проповеди, ведь Христос только начинал входит в силу, Он еще был никому не известен, надо было продолжать с утроенной скоростью говорить о том, что не просто «приблизилось Царство Божие», именно с этих слов он начал свою проповедь, а все уже, пришло, принял крещение Тот, Кого я ждал. Все равно тайна некоторая была для Иоанна, он не понимал, Кто перед ним, Бог или не Бог, понять воплощение было невозможно никому, даже Богородице Самой. Для Нее эта тайна сохранялась достаточно долгое время. Факт понятен, а как в голове это принять, совершенно не понятно. Поэтому и спрашивал. Но он видит чистоту того человека, который к нему пришел, абсолютную чистоту. Говорит: Тебе не в чем каяться. «Так необходимо исполнить всякую правду», — говорит Спаситель. А дальше ему уже открылось, конечно. И голос Бога Отца: «Се Сын Мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение, Его слушайте», и схождение Духа Святого в виде голубя. Иоанн это видел, все это понял, насколько мог понять. Дальше с утроенной силой, я уверен, продолжал готовить израильтян к принятию пришествия Мессии. Так будет перед вторым пришествием Спасителя. Будет Илия, который так же будет стремительно готовить весь мир к пришествию Господа Нашего Иисуса Христа. Кстати, Иоанна и путали с Илией: это что Илия, что ли, воскрес? Или реинкарнация его, сейчас бы сказали. Или сошел с Небес, как говорили, Илия же не умирал. И Сам Спаситель говорил: да, если хотите, да, Иоанн это Илия, «пришедший в духе и силе Илии». Кстати, единственный ветхозаветный пророк, с которым Спаситель мог сравнить Иоанна. Но все равно ставил Иоанна выше Илии. А у Илии сколько интересного всего в жизни было. Если бы были у нас сказания и деяния Иоанна Крестителя, мы бы, конечно, много чему научились, много чего почерпнули бы. Но, как говорит Иоанн Богослов, «если писать о всем подробно, всему миру не вместить пишемых книг».

Александр Ананьев:

— Вот кстати, у меня был заготовлен вопрос, почему о настолько значимом человеке так мало сохранилось, даже не преданий, а свидетельств. У него же были ученики, которые вполне могли за ним записывать, передавать его слова, потому что каждое слово такого человека просто на вес платины. Но, тем не менее, ничего такого нет.

Священник Владислав Береговой:

— Это другая эпоха немножко. В то время не писали, в то время говорили.

Александр Ананьев:

— Но слова Христа-то сохранились, слава Богу, и вот они у нас на руках.

Священник Владислав Береговой:

— Достаточно немногочисленные. И то, самые важные слова, которые Он говорил, были записаны через шесть десятилетий апостолом Иоанном, когда стало ясно, что таки надо что-то писать. Хорошо бы было, как раньше, передавать из уст в уста. Сначала почему ничего не писал? Потому что считал, что это примитивные гаджеты, запоминать надо, что умные люди говорят, а не писать за ними. Раз ты будешь записывать, значит, все забудешь, будешь надеяться не на свой ум, не на его ясность и силу, а на какую-то восковую дощечку и перышко, стилус. Не записывали принципиально. Но когда стало ясно, что Христос придет не при жизни апостолов, а намного позже, то спохватились и давай бегом все записывать, кто что запомнил. За Христом ходили сколько учеников, а с Иоанном не сложилось. Там, видать, было много безграмотных. Вообще даже из 12 апостолов кто у нас Евангелисты? Только двое, Иоанн и Матфей.

Александр Ананьев:

— Слышал, что Иоанн Креститель это связующий мостик или звено или тонкая нить, соединяющая Ветхий Завет и Новый Завет.

Священник Владислав Береговой:

— Да, да.

Александр Ананьев:

— И он имеет равное значение и к Ветхому Завету и к Новому Завету. Насколько справедливо это утверждение, хочу уточнить? Это будет предпоследним моим вопросом в сегодняшнем нашем разговоре.

Священник Владислав Береговой:

— Абсолютно. Он последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Нового. Да, так и есть.

Александр Ананьев:

— И, пожалуй, последний вопрос, он скорее на уровне интуиций, догадок и размышлений. «Покайтесь ибо приближается Царствие Божие». Это слова Иоанна Крестителя, в которых можно выразить все его служение на протяжении всей его жизни. Благодаря этим словам и благодаря Иоанну, появилось выражение «глас вопиющего в пустыне». Что означает это выражение буквально? Это отчаянный голос, который говорит очень важные вещи, вопиет важные вещи, но который в конечном итоге, не имеет никакого значения, потому что его никто не услышал. Глас вопиющего в пустыне. То есть глас есть, весть есть, а слышать никто не слышит. Исходя из этого крылатого выражения, задачу, которая стояла перед Иоанном Крестителем, он выполнил, или же его мало кто услышал?

Священник Владислав Береговой:

— Вот эта фраза пророка Исайи, насколько я помню, «Глас вопиющего в пустыне», которая перешла потом в Евангелие от Матфея, в современности воспринимается, как нечто остающееся без внимания, безответная воззвание, тщетная мольба и просьба. Этот фразеологизм в этом смысле сейчас в приоритете. Но Евангельский контекст и ветхозаветный контекст совершенно другой. Тоже удивительно, когда на белое говорят черное на черное — белое. Я смотрел толкования разных отцов и библеистов, никто никогда не толковал эту фразу в духе неуслышимости Иоанна Крестителя, что он кричит-кричит, а его никто не слышит. Нет, услышали огромные толпы. Как говорит Писание, весь народ Израильский ходил к нему. Весь. И опять же вспомним Иванова, который все это изобразил на своей замечательной картине, все слои общества. Приходили все до единого. К предыдущему вопросу комментарий можно, потому он и не пошел за Христом, а продолжал активнее говорить о том, что свершилось, то, о чем я говорю, ближе чем когда бы то ни было, дальше продолжал. Это даже видно по географии крещения Иоанна. Ведь сам Спаситель приходил к нему креститься в Иордане недалеко от Вифавары, а после самого крещения Иоанн стал крестить близ Салима. Все равно он, как пророк, знал, что недолго ему жить, мы все знаем историю с Иродом Антипой, его братом Иродом Филиппом, его женой Иродиадой и танцующей Соломеей. Это произошло достаточно быстро, и надо было успеть донести эту речь как можно большему количеству людей. Так что миссия выполнена, люди услышали. Судя по тому, какими толпами они шли ко Христу, говорящему и о том же и о более возвышенных вещах, творящему чудеса, мы можем с уверенностью говорить, что миссию свою он выполнил полностью, и не был он тихим голосом, он был голосом кричащим, который слышали все. Как все знали про Илию, так все знали и про Иоанна. Более того, Иосиф Флавий даже писал в своих книгах про Иоанна Крестителя, как ни пытались разные исследователи сказать, что это позднейшие приписки христиан, все равно за эти две тысячи лет ничего не получилось. Исторический консенсус говорит о том, что это совершенно достоверные сведения. Даже у самих иудеев очень уважительное было отношение к этому человеку, даже не принявших христианство впоследствии.

Александр Ананьев:

— Есть ли какие-то народные или церковные традиции в день рождения Иоанна Крестителя? У нас со всеми праздниками, особенно летом, какие-то традиции связаны.

Священник Владислав Береговой:

— Ой да, эти Ивана Купала будь они неладны.

Александр Ананьев:

— Не-не-не, я туда даже не хожу, я даже не упомянул об этом, мне важно другое.

Священник Владислав Береговой:

— Но об этом нужно сказать, потому что реально я был шокирован, когда узнал, что хорошие православные люди считают, что нормально праздновать Ивана Купала, это же Иоанн Креститель имеется в виду, потанцевать, веночки на речку поправить. Когда объясняешь, что это в самом не прикрытом виде языческая традиция, и христианам ни через какие огни прыгать нельзя, за папоротником в лес не ходить, что там еще — обижаются, что ничего вы, батюшка, не понимаете, наши бабушки и дедушки так делали. Все, что связано с Иоанном Крестителем, это просто кровавыми слезами сердце обливается. На усекновение главы Иоанна Крестителя ничто круглое в руки не брать, не резать ни в коем случае, никаких арбузов, дынь, помидоров, нож в руки не брать. С чем ассоциируется, извините, голова Иоанна Крестителя? С арбузом. Вы в своем уме? Ну что за безобразие! На Ивана Купалу начинают вспоминать языческих богов, языческие традиции, которые, по словам Писания, суть бесы. Ну как так можно все перемешать в нашей голове? Жалко, что в дни памяти большего из рожденных женами, начинается всякая суеверная вакханалия. Дай Бог, чтобы у наших слушателей этого не было.

Александр Ананьев:

— Все-таки это звено, соединяющее нас с ветхими временами и Ветхим Заветом. И кто-то скатывается обратно в Ветхий Завет.

Священник Владислав Береговой:

— Да. Хочу пожелать каждому, кто хочет чтить как-то Иоанна Крестителя, прийти на вечернюю службу, найти текст в интернете этого богослужения, чтобы понять, что читается в каноне, на стихирах всевозможных, тропарях, в переводе. Тексты найти несложно. Причаститься на следующий день в день праздника и осуществить то, к чему призывал Иоанн Креститель. Если мы не будем причащаться на литургии, которая и есть явление Царства Божия в наш мир, то проповедь Иоанна Крестителя лично для тебя будет напрасной. Для иудеев, фарисеев и даже римских солдат не напрасна, потому что они услышали и исправились, а для тебя напрасна. Потому что он говорит, покайтесь, приблизилось Царство Божие, священник начинает каждую литургию с возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», а тебя в этом Царстве нет, ты спишь, или на огороде, или у тебя отпуск, или еще что-нибудь. Пусть не в этот день, но в ближайшее воскресенье, всех призываю прийти, подготовиться к причастию и причаститься. Иоанн Креститель будет радоваться о вас на небесах, и Сам Спаситель будет в вас и с вами.

Александр Ананьев:

— Это прекрасное завершение нашего разговора. С наступающим вас праздником, дорогой отец Владислав. И спасибо вам за подаренный нам час.

Священник Владислав Береговой:

— Спаси Господи. Поговорили, спасибо, что позвали. Иоанн Креститель, Предтеча Господень, моли Бога о нас.

Александр Ананьев:

— Настоятель Никольского храма благословенного прекрасного Мосальска Калужской области, руководитель молодежного отдела Песоченской епархии священник Владислав Береговой отвечал на вопросы неофита. Я, Александр Ананьев прощаюсь до следующего понедельника. С наступающим праздником. Пока.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем