«Проповедь Христа о богатстве, смехе и похвале от других людей». Игумен Филарет (Пряшников) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Проповедь Христа о богатстве, смехе и похвале от других людей». Игумен Филарет (Пряшников)

* Поделиться

Нашим гостем был настоятель Старо-Ладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).

Разговор шел о смыслах проповеди Христа, где Он говорит о богатстве, смехе и похвале от других людей.

Ведущий: Александр Ананьев

Все выпуски программы Светлый вечер


А. Ананьев

—Добрый вечер, дорогие друзья! Пришла пора задавать свои вопросы неофита. И я, Александр Ананьев, каждый понедельник встречаюсь здесь с бесценными людьми, готовыми ответить на бесконечные вопросы, которых год от года становится больше. Для тех, кто впервые слушает нас, напомню: крестился я всего ничего — четыре года назад, и тогда казалось, что все вопросы я успею задать месяца за два-три. Прошло четыре года, вопросов всё больше. И главный вопрос для меня сегодня звучит так — сегодня я им же и закончу: возможно ли жить по Евангелию? Можем ли мы жить по слову Христа? Вот, Христос говорит: делай так — а можем ли мы? А, если не можем, то что нам со всем этим делать? Об этом и многом другом мы поговорим с нашим сегодняшним собеседником — игуменом Староладожского Никольского мужского монастыря игуменом Филаретом (Пряшниковым). Добрый вечер, отец Филарет.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Здравствуйте

А. Ананьев

—Здравствуйте. Вот, собственно вопрос — я с него предлагаю начать, потом разобрать детали, нюансы и подробности — и им же закончить. Есть Священное Писание, есть я, 45-летний мужчина, живущий в большом городе, со своими искушениями, заботами, печалями, страстями: способен ли я жить по Евангелию?

Игум. Фил. (Пряшников)

—Вы, задавая вопрос, сказали о том, что человек, только-только пришедший в Церковь, который пришёл ко Христу — с каждым годом у него появляются новые духовные вопрошания, вопросительные моменты, которые, действительно, требуют ответа. Со своей стороны, я могу сказать, что я в Церкви практически всю свою сознательную жизнь — я покрестился в 11 лет, сейчас мне уже 44. И на какие-то вопросы в своей духовной жизни я уже ответил, потому что это — моя практика. Вот, есть теория: мы читаем Священное Писание, духовную литературу, а есть практика: возможно ли жить по Евангелию и поступать так, как учил Христос? Я могу сказать однозначно, оглядываясь на свою собственную жизнь, оценивая свой небольшой духовный опыт: действительно, возможно. Но какие-то вопросы человек решает сразу, отказываясь от своих страшных грехов, пороков, привязанностей, а чему-то человек, безусловно, будет учиться всю жизнь, совершая ошибки и какие-то проступки в своей духовной жизни, он всегда будет набираться этого духовного опыта. Жизнь по Евангелию в нашем непростом, современном мире — она возможна. Но надо помнить о том, что Христос устанавливает высокую планку, как устанавливают высокую планку в спорте.

А. Ананьев

—Высокую...Тут весь вопрос в том, достижимую ли?!

Игум. Фил. (Пряшников)

—Достижимую, потому что Бог всегда даёт человеку по мере его сил. Как и тренер, который повышает планку для спортсмена, знает способности этого спортсмена. И в духовной жизни то же самое. Мы с вами читаем святоотеческое наследие, святых подвижников, монахов, и там написано, что человек подобен луку, из которого стреляют, нужно натянуть тетиву до определённого предела. Если ты переборщишь — ты сломаешь орудие. Тут точно также, только орудие — это человек. И тут я ещё раз хочу напомнить и сказать: наша цель, наша высокая планка — быть христианином в этом мире. Другой вопрос: насколько мы будем прилагать усилия, чтобы идти к намеченной цели? Потому что есть замечательные слова: Бог не спасает человека без желания самого человека. Если я не хочу, у меня ничего не получится. Да, Господь будет тебе помогать, посылать те или иные жизненные ситуации, чтобы ты показал, на что ты способен и как проявишь себя в тот или иной момент твоего бытия. Я бы сказал так: это, действительно, достижимо, просто для некоторых это происходит быстро, а некоторым надо пройти очень непростой путь.

А. Ананьев

—Вопрос, вытекающий из моего первого вопроса: у каждого своя планка или у нас одна общая планка, которая называется Священное Писание?

Игум. Фил. (Пряшников)

—Одна планка — это Христос. И до Него мы должны дотянуться. Взирая на Него, научиться быть такими, как Он. В каком плане? Мы же созданы по образу и подобию Божию? А что это значит: быть похожим на Него, на своего Творца? Не в деле правосудия — люди часто наделяют Бога какими-то свойствами ошибочно: судья, каратель...А упражняться в милосердии, человеколюбии, как и Господь человеколюбив. Господь прощает нас безусловно, и мы должны научиться — поверьте, это непросто, совершенно непросто — отпустить то, что гложет тебя вечерами, год, два, три иногда люди живут с такими вещами. И Христос указывает нам в Евангелии такие вот вершки дорожные. Знаете, есть на дороге такие вершки, которые указывают нам, как ехать, где свернуть, где остановиться, какой принять скоростной режим. Так и Господь в Евангелии прописывает достижимые для нас правила.

А. Ананьев

—Хорошо вам рассуждать. Одно дело, когда человек живёт в самом красивом месте России: в монастыре на Ладоге, где есть рыжий кот. Живёт в спокойной, и, наверное, я предположу — лишённой подобных моим страстей жизнью. И у меня всё гораздо сложнее, чем в монастыре. Наверное, мне хотелось бы жить такой жизнью, как и вы. Но, в силу ряда причин, не могу. Может быть, у нас с вами результат нашей духовной жизни будет, в принципе, изначально разный. Или нет?

Игум. Фил. (Пряшников)

—Когда совершается над священнослужителем Таинство, великое Таинство для любого священника — хиротония или рукоположение, архиерей произносит слова — я попытаюсь их воспроизвести, ничего не перепутав, потому что моя хиротония состоялась 22 года назад: Божественная благодать немощная врачующая и оскудевающия восполняющая. Это относится не только к священству, на мой взгляд. То есть, в нашей жизни Господь обязательно восполнит недостающее. И я всегда привожу пример людям, которые пытаются что-то побороть в своей жизни — они приходят и честно говорят: у меня не получается, я не могу, вот сейчас я не могу. Я всегда привожу им пример из Священного Писания, раз уж сегодня мы берём Евангелие как основу и как центр жизни любого верующего человека: Господь целует и намерение человека. А что это значит? Даже твоё желание будет плюсом в твоей жизни, но не минусом. Я не хочу, потому что у меня не получается: я хочу — но не получается пока, помоги мне, Господи

А. Ананьев

—Да и с намерениями всё не так просто. Меня удручает, сколько людей сейчас вокруг меня говорят и делают совершенно, может быть, это и не страшные вещи, но, на мой взгляд, — страшные вещи. Я смотрю на то, что они делают, и не нахожу слов, я мог бы в нужном контексте эти слова произнести, но понимаю, что я растерян и обескуражен. С намерениями все не так просто.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Я говорю о намерениях духовной жизни: исправить, изменить себя, а иногда от чего-то отказаться у человека не получается, почему — не знаю. В своей священнической практике я встречал такие случаи. Я не могу назвать имена, но у некоторых Господь со временем всё расставляет на свои места. Пришла ко мне одна женщина, она далёкая от Церкви, приходящая, как и всё. Семейная драма: замечательный муж, прекрасные дети — она встретила свою новую любовь. Понимаете, это жизнь. И она приходит к священнику за советом: что ей делать? Она не хочет сохранять семью, не любит своего мужа и своих детей, у неё начинается новая жизнь, хотя до этого они с мужем много лет прожили а браке. Я пытаюсь ей объяснить, что то,что она имеет сейчас — это бесценно и это нельзя терять, а то, к чему она привязана сейчас — с тем она не будет счастлива. Это всё пройдёт. Прошло время. Она уехала от меня и написала мне смс: «Спасибо, но ваши слова я принять не могу». Я понимаю, что рушится семья, я пытался убеждать её в том, что прожита в браке долгая жизнь, нужно потерпеть. Муж знал о том, что происходит в семье. Прошло какое-то время, она приехала ко мне снова уже совершенно другой женщиной и сказала: «Спасибо, батюшка, всё поменялось. Я вернулась в семью. Я поняла, что моя привязанность губила меня. Я не видела своего счастья». Вот, вы говорите о намерениях. Бывает так, что намерения у человека другие, но ты посеял семечко, Божье семя недоверия к тому, что происходит, что твои мысли, поступки, желания могут быть неверными. Вот так всё непросто в нашей жизни.

А. Ананьев

—Это был пролог нашей программы. А теперь тема программы «Вопросы неофита». Сегодня в храме читается фрагмент Евангелия от Луки, шестая глава, стихи с 24 по 30:

«24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27 Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, 28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».

Шесть стихов. Ни один из них невыполним. Понимаете? Вот почему я задал вам вопрос в самом начале: можно ли жить по Евангелию. Всего лишь фрагмент Нагорной проповеди Христа. Если вдуматься в каждую строчку, я с ужасом констатирую, что ни одна из этих строчек нереализуема прямо сейчас, в моей жизни. И что со всем этим делать? Здесь есть два пути: махнуть рукой и сказать: «Ну и ладно!» — для христианина не вариант, либо уйти в отчаяние, либо натворить ошибок, потому что, исполняя буквально каждое слово, которое здесь прозвучало, ты неизбежно разрушишь социальные связи, нарушишь законы, станешь, в лучшем случае, эдаким Ксением Петербургским XXI века на Красной Пресне. Что из этого получится? Почему плохо быть богатым? Почему плохо пресыщаться? Почему плохо, когда обо мне говорят хорошо?

Игум. Фил. (Пряшников)

—Огромное количество людей, как раз, напомню о том, что они находятся на разных уровнях духовной жизни. Мы с вами говорили о великой и большой планке, о том пути, к которому призывает нас Господь. Приходя к вере, приходя ко Христу, к духовной жизни, мы обязаны измениться и стать другими. Вообще, Нагорная проповедь — это бриллиант христианского учения. Учение Христа всё сведено к этим нескольким строчкам, которые мы читаем. Несколько глав мы читаем в Евангелии от Матфея, и, в ещё более сокращённом варианте — в Евангелии от Луки. Это всё, к чему призывает нас Христос — быть другими, измениться, поменять себя. Это самое главное. Потому что всё остальное, о чём вы здесь говорите: горе вам смеющиеся ныне? Над чем смеющиеся? То есть, сразу вопрос возникает: над чем нельзя смеяться?

А. Ананьев

—Я так понимаю, смеяться вообще нельзя.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Нет, почему же. Господь, когда пришёл на свадьбу и совершил там первое чудо — не думайте, что Он сидел в углу и совершенно без эмоций наблюдал за тем, что происходит. В моём понимании, Он смеялся вместе со всеми.

А. Ананьев

—Он улыбался тихой улыбкой.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Нельзя смеяться над другими, нельзя унижать достоинство другого человека — почему я не очень хорошо отношусь к тому юмору, который льётся сегодня из ящиков, стоящих фактически в каждом доме. Нужно присмотреться: над чем там смеются? Я к этому направляю наших слушателей. Просто обратите внимание: что является объектом надсмеханий? Достоинство человека. И здесь Господь говорит: как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы. Неужели вам хочется, чтобы так поступали с вами? Не смейтесь над человеческим достоинством, над другим человеком, даже если у него нелепая жизнь. Господь приходит и спасает личность, человека — не общество в целом, а конкретную личность. Поэтому, Господь и говорит: если ты пресыщаешь себя и услаждаешь яствами, ты в этот момент обкрадываешь другого человека, который нуждается в том, чтобы просто прокормить себя. Вот к этому я бы вывел разговор об этих важных вещах. В современном мире нельзя быть белой вороной? Да можно! Когда ты не смеёшься над хамством, над пошлостью, над издевательством над личностью другого человека. Это и есть христианство. Когда у тебя есть своё мнение о том, что происходит вокруг тебя. Ты не призываешь к революции, к свержению существующего строя, но ты остаёшься совершенно самостоятельным, свободным.

А. Ананьев

—Единственная революция, к которой ты призываешь — это революция внутри твоего сердца.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Возможно, да. Но необходимо, всё-таки, быть свободным. И мы говорим, что любовь — это не эмоции, любовь — это дела, это то, что ты совершаешь по отношению к другому человеку, который находится рядом с тобой. А иногда нужно делать добро и чужому человеку, совершенно неизвестному тебе.

А. Ананьев

—"Вопросы неофита" на светлом радио. Сегодня мы беседуем с игуменом Филаретом (Пряшниковым), игуменом Староладожского Никольского мужского монастыря, в котором я обязательно однажды побываю — это моя мечта. Я вообще люблю Север России, люблю Ладогу, прекрасные места. Говорим мы о том фрагменте Священного Писания, который читается сегодня: Евангелие от Луки, глава шестая, фрагмент Нагорной проповеди, который начинается словами: «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение». Скажите, отец Филарет, что же не так со смехом? Вот, чем хороши вопросы неофита. Я могу задавать абсолютно детские вопросы и требовать от моего собеседника, чтобы он, может быть, и не один раз ответил на интересующий меня вопрос. У нас есть спектакль, мы выступали с этим спектаклем на Дальнем Востоке и на любимом Вами Сахалине — в Южно-Сахалинске сыграли его три раза. Это двенадцать историй. Среди них есть удивительные: очень печальные, очень сильные, очень светлые — и люди на них плачут. Но, по законам драматургии, должны быть какие-то эмоциональные качели — есть истории забавные, истории смешные. И моя задача, как актёра, а моей жены, как продюсера — сделать так, чтобы люди смеялись. Получается, мы, таким образом, толкаем людей на нарушение заповеди Христа. Это же здорово, когда в зале звучит смех!

Игум. Фил. (Пряшников)

—Ну, что я вам могу сказать? Во-первых, заповеди: не смейся — нет. И заповеди: подставь щёку — нет. Это не заповедь, это слова Христа. Понимаете? Заповедь — это нечто фундаментальное, то, что касается самых глубин души, это повеление. А то, о чём мы говорим — это поведение человека, это его реакция на окружающие его события, на внешний мир. Вы делаете, на самом деле, великое дело, когда заставляете людей ощущать добрые чувства через творчество. Если я надсмехаюсь над кем-то — я согрешаю. Но, если я вижу историю, которая заставляет меня улыбнуться и, может быть, даже немножечко посмеяться — это же наше внешнее проявление реакции на внешний раздражитель. Я повторяю ещё раз. Нужно думать о пользе для своей души и понимать, что это для меня значит, полезно это для меня или бесполезно, нужно ли мне смотреть эту программу, которая принесёт мне, извините, только нарушение моего внутреннего мира и лишние сомнения, или мне, всё-таки, нужно посмотреть что-то полезное, то, что будет для меня важным. Вот, о чём я хотел сказать. То есть, надсмехание над человеком, над личностью — это одно, это грех, это нравственное преступление. А когда мы эмоции показываем, увидев что-то доброе — нет. Поэтому, Господь не запрещает нам смеяться или радоваться вообще, наоборот, Он говорит: радуйтесь, Я победил мир; радуйтесь, Я всегда буду с вами. И слово «Радуйтесь!» присутствует постоянно в Евангелии и в Посланиях Апостолов. Радость о том, что Христос пришёл в мир, что Он спас меня, что Он живой, что Он есть — вот это самое важное. А внешние проявления человека...Заповеди закладывают внутрь — это то, что мы с вами читаем. У человека есть естественный нравственный закон: естественный, вложенный в каждого, любовь к родителям — она естественна, при сотворении Господь человеку её дал. Любовь к себе — если нужно возлюбить ближнего, значит нужно возлюбить сначала Бога, затем ближнего, а затем себя? А почему нет заповеди о любви к себе? Потому что это естественно. Это чувство есть в каждом человеке.

А. Ананьев

—Ни один современный психолог с вами бы не согласился, потому что нет ничего сложнее для человека, чем любить себя, уважать себя, ценить своё собственное достоинство. Ни один человек этого не умеет.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Возможно, не умеет, возможно, учится. Я в каком плане говорю о любви к себе. Мы всё равно заботимся о себе, мы заботимся о своей жизни, мы заботимся о своём здоровье, когда это необходимо, мы прикладываем все усилия для того, чтобы жить в нормальных условиях. Мы немножко по-другому должны смотреть на все эти моменты. И есть сверхъестественный нравственный закон, то есть, некие заповеди, которые сначала были даны Моисею на горе Синай — 10 заповедей, Декалог — а потом Господь восполнил их, Он не зачеркнул: я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня; почитай Имя Божие, потому что оно свято, не издевайся над ним и не хули его; и 10 заповедей. Почему-то люди начинают рассуждать о нтх только с половины: не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, и так далее. Христос не только качественно возвышает эти заповеди, но ещё и объединяет их в две: возлюби Господа Бога и возлюби ближнего, как самого себя любишь. Поэтому, здесь, безусловно, нужно понимать, что в человеке есть нечто фундаментальное, некий стержень. Почему, родители — у меня нет такого опыта, всё-таки, я — монах чуть ли не с юности, но я воспитывался в нормальной, традиционной семье: папа, мама, трое детей, среди которых — две дочери. Я видел, как они нас воспитывали, как они вкладывали в нас этот стержень, когда я должен помочь, когда я должен ответить на зло, которое причиняет мне окружающий мир, добром. А уже эмоции, чувства, которые я испытываю, когда, например, смотрю какой-то фильм: я могу заплакать, а где-то и порадоваться, и посмеяться. Конечно, всему должна быть мера.

А. Ананьев

—О мере, о богатстве, о грехе, о людях, которые говорят о нас хорошо и о людях, которые говорят о нас плохо, о слове Христа, по которому мы призваны жить и у нас не получается, мы продолжим разговор с нашим собеседником через минуту полезной информации на радио «Вера». Не переключайтесь.

А. Ананьев

—Игумен Староладожского Никольского мужского монастыря, игумен Филарет (Пряшников) сегодня в студии светлого радио «Вера» на Андреевской набережной. И я, Александр Ананьев, продолжаю задавать вопросы неофита. Сегодня они посвящены одному фрагменту Священного Писания, который звучит следующим образом: горе вам, богатые. И вот с этим богатством самая большая проблема. Ну, хорошо, не самая большая, но всё очень сложно. Я задумывался о том, что Христос говорил этому юноше: раздай всё имение своё и следуй за Мной. И в этих словах я слышал и призыв, обращённый именно ко мне, и мне хотелось, конечно, не раздать всё, но не стремиться к новому, не искать высокооплачиваемую работу, хотя это ведь всё очень логично: у меня есть семья, у меня есть родители, у меня есть жена, есть ипотека, есть желание жить в безопасности и комфорте, но Христос, как будто бы, говорит мне обратное: зачем? Раздай, смысл не в этом, не пролезешь ты,верблюд гружёный, через игольное ушко. И, как мне говорили священники, которым я задавал этот вопрос: «Пойми, Христос говорил это конкретному юноше в конкретной ситуации, это он должен был услышать — или не услышать и не последовать. Поэтому, это говорится не тебе, это говорится ему. Ты должен просто выслушать этот диалог». И тут Христос говорит: горе вам, богатые. Да что ж такое?! Получается, снова: горе им?

Игум. Фил. (Пряшников)

—Нечто подобное Христос говорит и в других строках Евангелия, в другой главе: Не заботьтесь, что есть, что пить, во что одеваться, посмотрите на птиц небесных: они не жнут, не прядут, и так далее. Почему Господь так говорит? Когда я читал толкование этого места, я обратил внимание на на глагол «не пецытесь». А, по-хорошему, нужно было вставить совершенно другой глагол «не отдавайте душу». Все, чего нам не нужно делать. Да, ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а это все приложится вам. Но есть ещё другие слова, уже апостола: «Кто не работает, тот да не ест». Апостолы чем занимались? Кроме проповеди, они занимались еще и решением социальных проблем, потому что у них, честно сказать, мы читаем об этом — и семьи были, и прочее. Поэтому, «не пецытесь», не отдавайте душу, не слишком возлагайте на себя переживания о том, что будет завтра, что я съем и во что я оденусь. Нужно просто трудиться и искать Царствия Божия, как сказал Христос. Господь ни разу не сказал «прокляты деньги» или «прокляты богатство». Мы видим, что при Христе ходил один из его учеников, который носил при себе ящичек для пожертвований, в который бросали деньги на пропитание.

А. Ананьев

—Он плохо кончил.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Он плохо кончил, потому что был вором. А когда человек нарушает благую волю Божию, благие законы Божии, эти законы ему отвечают таким итогом.

А. Ананьев

—Если задуматься, эту беду с ним сделали деньги. Даже из благих побуждений.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Господь осуждает деньги как цель, как центр, как смысл всей жизни. Это всего лишь средство, понимаете, всего лишь средство. Я встречал семьи, которые были, мягко говоря, достаточно обеспеченными, у них был огромный особняк. Но глава семьи — директор какого-то комбината — сам чистил свои свинарники, ухаживал за курами, ездил на своём тракторе. И по нему не скажешь, что это богатый человек, у которого во дворе стоит Maybach и ещё какие-то предметы роскоши. Он очень много работал и помогал людям, используя свое положение и своё богатство. Сейчас мы с вами ездим по нашей очень красивой Москве. И великолепный наш Санкт-Петербург — я его очень люблю, потому что он очень красивый, очень своеобразный. Две столицы вообще не похожи друг на друга, очень разные. И есть такая тенденция: на субботу и воскресенье наши москвичи в Петербург едут, а наши петербуржцы — в Москву. И, посмотрите, те здания, те храмы, которые мы сегодня используем — они же строились меценатами, то есть, довольно обеспеченными людьми. И эти вещи до сих пор нам приносят пользу: больницы, здания, в которых располагаются различные учреждения. Я к чему говорю. Господь не осуждает — я тоже читал такое толкование — не осуждает деньги как средство, как зло само по себе. Он осуждает людей, которые живут только деньгами и стремятся побольше их привлечь, но считают это своим даром. Вот это — грех. Поделиться с кем-то, кому-то помочь — зачем? Лучше я промотаю, лучше я привезу на ужин на личном самолёте круассаны, чтобы поесть, и потрачу на это огромные деньги, чем я помогу какому-то человеку. Хотя я ещё раз говорю, что добро, которое оказывается, зачастую, теми же средствами к существованию другим людям. Мы иногда их не видим, потому что добро любит тишину. Поэтому Господь осуждает здесь тех людей, которые во главу всего: во главу своей жизни, своей работы, своего бытия ставят — знаете, мне кто-то рассказывал случай, который всех поразил: миллиардер застрелился. Человек, у которого было всё — застрелился, он не увидел смысл в своей жизни. Когда у человека будет смысл жизни — тогда все будет в гармонии, тогда он будет не только заботиться о своей семье и обеспечивать своих детей всем чем необходимо, но самое главное, конечно, чтобы он научил своих детей быть людьми, Личностями с большой буквы, но чтобы и он учился как-то принимать участие в жизни других людей, которым это, действительно, нужно. А, знаете, есть еще такая вещь, что Господь помогает людям через твои руки.

А. Ананьев

—"Перчатка на руках у Бога" — любимое выражение моей жены. У Бога нет иных рук, кроме наших. Но не кажется ли вам, что это — придуманная человеком интерпретация слов Христа, которые, на самом деле, однозначны: «Горе вам, богатые!»

Игум. Фил. (Пряшников)

—Нельзя Евангелие понимать буквально. Потому что всегда есть какие-то жизненные ситуации — исцеление направлено на определённого человека, а есть иносказание, которое направлено на большую аудиторию. И здесь уже среди этой большой аудитории — а мы говорим, что Нагорная проповедь — это проповедь Христа довольно большой толпе, которая окружала его. И в этой толпе, возможно, он кого-то и видел — я хочу в это верить. Но еще раз хочу сказать, что, читая толкования — вот, хорошо бы, наши слушатели иногда открывали толкование святых Отцов на те места, которые вызывают недоумение, в том числе, у людей, которые только приходят или пришли недавно, чтобы правильно понимать Священное Писание: кому сказано и что сказано. Поэтому, недаром я вспомнил и горчичное зерно: нельзя буквально понимать, что все богатые... так же, как и горчичное зерно не нужно глотать, чтобы понять, или, допустим, горы брать и передвигать справа налево — и в этом суть нашей веры? Поэтому, Господь — я еще раз говорю, и толкования меня поддерживают — Господь осуждает отношение. Горе вам, богатые, которые закостенели в этом: вы обладаете тем, что вам по праву не принадлежит — вот я бы так сказал.В Писании, непременно, есть еще те вещи, которые помогают понять, почему это сказано, кому это сказано и как надо относиться к этим словам.

А. Ананьев

—Когда мы начали нашу встречу, у меня была гипотеза: как вы уже заметили, эти слова — не заповедь Спасителя, а изречение терапевтическое. Вот, ты богат — не расслабляйся, тебе будет непросто, и я хочу, чтобы ты это понимал. Ты беден, у тебя нет денег на еду или, элементарно, на оплату квартиры — не отчаивайся. Не в том плане, что быть бедным — отлично, бери флаг и иди гулять по Тверской. Да ну, нет же. Просто не отчаивайся. А ты, богатый, не задирай голову? Это не значит, что быть бедным — хорошо, а богатым — плохо. Этими словами Христос хочет помочь и тем, и другим спастись.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Безусловно. Если мы вспомним, что Евангелие — это центр жизни для всех верующих людей, ко Господу приходили люди разных социальных положений. Пришли воины, что Он им сказал? Бросайте оружие и не защищайте языческое государство? Вспомните, что это были за времена. Римская империя. А Он им сказал: будьте довольны своими оброками, своим жалованием, не берите сверх того, что вы можете взять. А что такое война, и кто такие воины? Они, в основном, грабили, а Христос им сказал: будьте довольны своим оброком. Когда пришли к Нему люди, которые зависели от господ, как написано о рабах: повинуйтесь своим Господам. То есть, видите, Господь определяет высоту жизни, высоту поступков, высоту нравственности каждого человека, который в этой жизни несёт своё призвание. У каждого из нас есть своё призвание: быть водителем, быть учителем, быть священником, быть радиоведущим, и так далее. То есть, в нашей жизни огромное количество профессий, которыми люди занимаются, которым отдают всю свою жизнь и все свои силы. Но тоже, я говорю: отдают всю свою жизнь — так нельзя, все должно быть размеренно в моей жизни. Когда Бог будет на первом месте, когда я буду понимать, кто для меня важен — тогда и моя работа, и моё служение будут в гармонии с моим внутренним миром, я бы так сказал. Поэтому, безусловно, вы совершенно правильно сказали: Господь дает каждому норму поведения и отношения к тому, с чем он сталкивается каждый день.Воин с чем сталкивается? Богатый с чем сталкивается каждый день? С искушением потерять то, что для него является смыслом жизни. Я бы так, наверное, ответил.

А. Ананьев

—Давайте зайдём с другой стороны. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Мы все хотим, чтобы о нас говорили хорошо. Я не думаю, что кто-то из наших слушателей или работников радио «Вера» будет улыбаться и гладить тебя по голове, если его работу будут критиковать, если его будут критиковать. Что со всем этим делать? Почему о нас должны говорить плохо?

Игум. Фил. (Пряшников)

—Я приведу ещё один пример: слова, которые помогут нам взглянуть на то, о чем мы сейчас сказали, по-другому. «Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы они видели добрые дела ваши и прославляли Отца вашего Небесного». Господь в этих словах, в этих строках говорит о том, что вы не должны быть предметом пререкания, предметом разочарования, может быть. Видя твою неправильную жизнь, человек разочаровывается в тебе, как в христианине. То есть, у нас должно быть достоинство. Что же касается слов: не стремитесь к славе — о какой славе он говорит здесь? Здесь тоже есть определённое, довольно чёткое толкование: эти слова он обращает к иудейским учителям, которые жили только так, чтобы о них говорили только хорошее. Именно это ставили как некую добродетель: чтобы быть хорошим в принципе. Почему они были хорошими? Потому что они были хранителями закона. Насколько они исполняли закон, мы не знаем. Потому что Господь их часто ругает и говорит: вы только надеваете одежды, расширяете рукава своих одежд, а внутри вы — как гробы, внутри у вас ничего нет. Также и здесь. То есть, горе, когда будут говорить о вас хорошо, горе, когда вы будете не теми, кто вы есть на самом деле. Хорошую славу можно пустить точно так же, как и плохую славу. Они не признавали ошибок своей жизни, своего поведения, они пытались казаться идеальными и были примером для подражания. Но люди-то не знали, кто на самом деле эти учителя, священники, и прочие. Поэтому, здесь Господь говорит однозначно: оставайтесь самими собой.

А. Ананьев

—А кого Он называет лжепророками?

Игум. Фил. (Пряшников)

—Это те, которые появлялись, в том числе, и в еврейском народе, которые учили лжи. Вы же понимаете, что на закате Ветхого завета и к приходу Христа произошёл некий рубеж, когда встречаются Ветхий завет с Новым заветом. И, накануне пришествия в мир Христа, мы видим, были различные проповедники, которые проповедовали и даже называли себя мессиями, и прочее. Поэтому, вот здесь говорится об этом, потому что в истории вы уже знали эти случаи, эти события — не повторяйте их. Потому что к вам приходят волки в овечьей шкуре, и прочее.

А. Ананьев

—Правильно ли я понимаю эту установку Христа, что, если тебя все любят, то ты идёшь куда-то не туда? Применительно к нашей жизни сегодняшней. Грубо говоря, если из всех сотрудников радио «Вера» меня поддерживают 98%, то грош мне цена.

Игум. Фил. (Пряшников)

—А за что вас люди будут любить? За ваши поступки, за ваши дела. Я приведу один пример, который мне очень понравился. Язычник нанимал на работу христианина и сказал ему: «Я буду платить тебе деньги и возьму тебя на работу, но, если ты мне о своей вере и о Христе хоть раз что-нибудь скажешь, я выгоню тебя сразу же и ничего тебе не заплачу. Это — моё условие». У него была безвыходная ситуация, ему нужно было кормить свою семью, но было не на что, и он пошел на работу к язычнику. Он три года работал у этого язычника и был крайне удивлён, когда в конце своего, так сказать, контракта и получил заработанные средства к существованию, язычник пришёл к нему, упал перед ним на колени и сказал: «Научи меня, я хочу быть таким же, как ты.» он сказал: «Господин, хозяин, ты мне запретил, я тебе вообще ничего не говорил ни про Евангелие, ни про заповеди». А он, знаете, что сказал? «Я видел, как ты живёшь и поступаешь». И вот тогда люди полюбят тебя не за хорошие слова, а за поступки. Понимаете, вера... я тоже отношу к Священному Писанию всех наших радиослушателей. Знаете, что я хочу сказать? Хоть я и священник, но нельзя воспринимать мои слова как эталон, потому что у нас у всех разные мнения. Они зависят от жизненного опыта, от чего-то пережитого. Вера без дел мертва.

А. Ананьев

—Я вам приведу один пример, и это несколько усложнит картину, написанную вами. Гитлер. Его поддерживало 98% населения Германии конца 1930-х годов. Современных политиков поддерживают плюс—минус 40%. Его — 98%. За его добрые дела? Неважно. Его поддерживали. Может быть, когда Христос говорит: «Горе вам, когда все будут говорить о вас хорошо», Он имеет в виду вот это: если тебя поддерживают все, значит, ты что-то делаешь не так.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Нет, здесь, я вам говорил, и ещё раз скажу, что здесь идут слова о правильной жизни твоей. Когда ты обманываешь других, и о тебе говорят хорошо — это плохо. И для тебя плохо, и для других, потому что ты их обманываешь. Вот в чём дело. А что касается Гитлера и всего остального — я не хочу сейчас уходить в эту тему, потому что я считаю, что история уже осудила его за всё произошедшее тогда: за это бесчеловечие, за тот ад, который люди пережили. Я не могу этого человека называть человеком, это исчадие ада какое-то, потому что ты видишь, сколько он принёс страданий и горестей. Поэтому, здесь политика и идея, ради которой собирались эти люди и скандировали на площади — это идея возрождения нацизма, немецкой нации как высшей арийской расы, и всё такое. Здесь речь идёт о том, как я отношусь к своим ближним: могу ли я быть к ним более добрым, более чутким и сострадательным, могу ли в трудную минуту поддержать человека, и так далее. О нас будут люди говорить в любом случае — плохо или хорошо. Но как они скажут о нас, зависит от наших поступков.

А. Ананьев

—Вопросы неофита на светлом радио. Игумен Староладожского Никольского мужского монастыря, игумен Филарет (Пряшников) сегодня отвечает на вопросы неофита, а вопросов все больше и больше. Буквально заканчивая ту тему, которую мы с вами обсуждаем, а именно: когда все, все люди будут говорить о вас хорошо, как гоаорит Христос, я в этом слышу буквально следующее: когда 10 из 10 человек за, это значит, что все 10 человек идут не туда. Должны быть разные мнения. У всех должно быть своё мнение. Если все безоговорочно за — значит, что-то здесь не так. Если то, что ты говоришь, у всех вызывает восторг — значит, ты говоришь что-то не то. Ты должен вызывать разные мнения. И так во всём. Любят тебя, действительно, не все — ты человек, и у тебя есть много всего: много граней, ного нюансов. Понимаете, есть ещё один момент. Я всё время вспоминаю Елизавету Петровну Глинка и прекрасный фильм «Доктор Лиза», который был снят недавно. Я смотрел его и понимал, что Елизавета Петровна, делая невероятные по важности дела, была абсолютно невыносима для своих окружающих. Абсолютно. Сказать, что её поддерживали 10 человек из 10 — это большое допущение. Лишь самые верные её соратники всегда были с ней и за неё. На неё вызывали милицию, вызывали полицию, устраивали пикеты, обвиняли, писали, ругали. И, если тебя начинают ругать, вызывать полицию, ещё что-то — только в этом случае — опять же, по словам Христа — ты идёшь в правильном направлении. Если бы доктора Лизу поддерживали все — значит, что-то не то.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Да, вопросы, конечно, непростые и требуют, наверное, большего углубления в них. Потому что, в каждом вопросе есть доля каких-то исканий. То есть, человек хочет ответить, и это его беспокоит. Знаете, здесь, наверное, разноплановость жизни человека — я бы так сказал. Потому что, всем хорош не будешь, и все о тебе хорошо говорить никогда не будут. Но смысл жизни христианина не заключается в том, чтобы о тебе говорили хорошо. Хотя, когда о тебе добрая память и добрая слава — это совершенно другое, чем когда тебя будут ругать, унижать, потому что ты поступаешь не по заповедям и поступаешь совершенно не так, как нужно. Вот здесь и возникает конфликт интересов, когда я должен принять решение, и я его принимаю, согласно учению Господа или своим меркантильным стремлениям, когда я принял решение и обидел человека? Но чем я мотивировал это своё решение. Поэтому, здесь понятно, что человек был совершенно не простой, со своим характером, мы не становимся безликими, мы ошибаемся так же, как мог ошибаться и тот человек, о котором вы говорите. Все ошибаются.

А. Ананьев

—Она не ошибалась. Она очень хорошо понимала, что делать это, буквально, помогать людям, трудно. Они сидят на вокзале: грязные, больные.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Да, это здорово, но они могли не воспринимать её как человека, делающего добро. Этто раздражало.

А. Ананьев

—Если это раздражает, значит, всё правильно.

Игум. Фил. (Пряшников)

—То есть, с одной стороны, я должен исполнять то, что предписывает мне моя вера, а с другой стороны, я сталкиваюсь с конфликтами со стороны людей, не одобряющих мою веру. Это очень серьёзная проблема: социальная адаптация верующего человека в этом мире.

А. Ананьев

—И вот вопрос. Каким должен быть христианин? Я вспоминаю ранних христиан I — II века. Их что, все любили? Их все гоняли, они очень сильно рисковали. Я думаю о Христе, которого, в конечном итоге, распяли. Я думаю о себе — таком благостном христианине, который старается всем понравиться.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Нет, нет, я немножко не соглашусь, потому что вы уводите разговор совершенно в другое русло. Я хочу сказать однозначно, что Господь научает нас понимать, что мы все здесь временно. И смысл моей жизни — это спасение моей души, через исполнение тех поручений, которые Бог мне оставляет. А всё остальное, внешняя моя жизнь — эмоции, чувства, кому-то я нравлюсь, кому-то я не нравлюсь — это уже сугубо моё личное решение в тех или иных жизненных вопросах. То есть, у меня нет желания понравиться всем, я понимаю, что за моё добро мне могут вполне отплатить злом, как люди говорят: не делай того-то — не получишь того-то. Поэтому, возможно ли жить по Евангелию сегодня? Да. Ставя определённые цели и определённые задачи для себя: к чему я должен идти, к чему я должен стремиться. А остальное... Безусловно, мы можем ошибаться, нас могут не так понять, и прочее, и прочее. То есть, тут целый клубок вещей. Христианин, безусловно, предстаёт каждый день перед этим, перед каким-то выбором. Это наша жизнь, непростая жизнь. Но, в отличие от людей, которые пока не нашли эту дорогу ко Христу, всё-таки для нас, нашедших, эта жизнь, жизнь во Христе, спасение и преображение нашей души — это наша основная задача. А всё остальное — это наша жизнь.

А. Ананьев

—Тогда из жизни вам история. И даже не история, а картина, картина реальная, не придуманная. Мне её рассказал наш дорогой друг — протоиерей Фёдор Бородин. К нему пришла женщина — сказать в отчаянии — ничего не сказать: разбитая, раздавленная, едва стоящая от горя на ногах. От неё ушёл муж после 15 лет, вроде как, счастливой, вроде как, совместной, вроде как, жизни. Оставил её с двумя детьми — и ушёл к другой со словами: «Я не люблю тебя больше. Вот, её люблю, а тебя — нет. Прощай». Ей было так больно, что не описать. Ей было больно не месяц, не год, и, может быть, даже не 10 лет. Она говорила, что не может его простить, но не может и жить с такой болью. Тогда отец Фёдор тогда ей сказал очень важную вещь: «Найди в себе силы молиться за него. Если ты найдёшь в себе силы молиться за него, ты сможешь его простить, потому что такова твоя задача сейчас». Насколько я понимаю, найти в себе силы — именно об этом говорит Христос: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас». Сам человек на это неспособен. Есть вещи, которые мы не можем простить. Есть люди, за которых мы не можем молиться. Словами артикулировать — можем. Мы не можем себя заставить. Я могу себя заставить сказать довольно многие вещи. Но искренне молиться за каких-то людей — нет. Я думаю о них — и представляю, простите меня, пауков. Они мне неприятны, и ,да, я признаюсь в этом. Хотел бы я их простить — нет. И, заканчивая нашу программу, мы возвращаемся к словам Христа, наверное, самым важным в этом фрагменте: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас». Но как?! Как, если это невозможно!

Игум. Фил. (Пряшников)

—Как делать? Человекам это невозможно, Богу всё возможно — такой ответ я бы дал прежде всего. В Евангелии есть слова Христа о том, что не нужно противиться злому: то есть, не отвечай злом на зло, а побеждай зло добром. Это самое важное. В центре жизни христианина должна быть безусловная любовь — такая любовь, к которой нас призывает Христос. Ею пронизано всё Евангелие, каждая строчка и каждая страница, которую мы с вами видим. Поэтому, всё это очень непросто, но это нужно делать, иначе ничего у меня не получится. Вы говорите: как молиться за обижающих вас, да еще и за ненавидящих? Вы знаете, просто не желать им зла. Это уже молитва — когда ты не желаешь человеку ничего плохого. Вот это самое важное. А молитва... батюшка был прав, и я всегда говорю, что нужно прибегать к этому великому средству утешения христианина. Молитва успокаивает тебя и даёт тебе уверенность в том, что, если всё-таки случилось что-то со мной в моей жизни, если Господь дал мне испытать что-то — предательство других людей или ещё какие-то вещи, которые доставляют мне явную боль — правильно батюшка сказал, что нужно отпустить. Не просто помолиться, а хорошо бы поблагодарить Господа Бога: слава Богу за всё! Важно поблагодарить Бога за то, что с тобой произошло — тогда всё будет на своих местах.

А. Ананьев

—Теоретически поблагодарить Господа на словах можно, но, вы же сами знаете, в жизни бывают такие вещи, на которые не было Божьей воли. Не может Господь хотеть смерти живущих, не может Господь хотеть боли и страданий, болезней. Но у всего есть свой смысл. Смерти не существует, смерть — это переход из одного в другое.

Игум. Фил. (Пряшников)

—Болезнь и страдания приносят нам нравственную пользу. Вот так устроена наша жизнь. Это наша действительность, и надо её принимать, когда человек через какие то испытания очищается. Я всегда привожу пример: горит костёр, и искорки взлетают к небу. Также и человеческая душа, чтобы взлететь к небу, ей нужно немножко погореть, то есть, мы должны очистить себя от страстей и пороков. А через что мы к этому приходим? Вот, через болезни. Когда приходит болезнь, люди понимают, что я не бессмертный и вряд ли горы сверну, что я — просто слабое и ограниченное во многом существо. Болезни и страдания необходимы для нас, для людей, и несут нравственное назидание. Это — наша школа, без них не обойдёшься. А как мы к ним относимся — это уже вопрос другой передачи и другого разговора.

А. Ананьев

—Ну, а я, стало быть, приглашаю вас продолжить этот разговор. Вопросов неофита, думаю, наберётся ещё немало: не на одну программу, не на один десяток программ. Спасибо вам огромное. Во многом, вы меня утешили, во многом — не убедили в том плане, что многие вещи из Священного Писания в целом, и, в частности, из этой шестой главы Евангелия от Луки, они для меня сейчас звучат как, знаете: Александр, поднимись на полтора метра в воздух над полом, трудно тебе, а ты поднимись. Ты бы и рад, но как? Я не умею. Нет такого закона внутри меня, который позволяет подняться на полтора метра над полом. Дело не в вопросе денег и не в вопросе того, что люди будут писать в комментариях под этой записью, под этой программой по поводу того, как я отношусь к тем, кого считаю плохими людьми. Видимо, этому надо учиться всю жизнь, и едва ли хватит жизни. И вопрос: можно ли жить по Евангелию — вот прямо по Евангелию — для меня, по-прежнему, открыт. И я не знаю, как у наших слушателей, но мне очень хочется хотя бы часть вот этой уверенности в том, что да, можно — получить, маленькая её часть у меня теперь есть. Спасибо вам за добрые слова. Сегодня мы беседовали с игуменом Староладожского Никольского мужского монастыря игуменом Филаретом (Пряшниковым). А с улицы-то к вам туда пускают — в гости зайти?

Игум. Фил. (Пряшников)

—Да, конечно.

А. Ананьев

—Ну, слава Богу, обязательно зайдём. И вам, друзья, советуем. По осени там вообще красота-красота, одевайтесь теплее, правда — ветер с Ладоги, наверное, тот ещё. Я — Александр Ананьев, вернуться к нашему разговору можно на нашем сайте radiovera.ru. До новых встреч через неделю!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем