
«Принц Египта», студия DreamWorks Animation, Dreamworks Pictures, режиссеры Бренда Чапман, Стив Хикнер и Саймон Уэллс
— Наконец-то!
— Что?
— Я же говорила, Аарон! Я говорила, я знала, он вернётся, когда будет готов!
— Мириам, нас высекут...
— Ты позаботишься о нашей свободе!
— О свободе? Зачем мне это делать?
— Затем, что... Ну... ты наш брат.
— Что?!
— Как? Они тебе не сказали?
— Кто и чего не сказал?
— Но ты здесь! Ты должен знать!
— Не трогай меня!
— Я знаю, кто ты такой! Никакой ты не принц Египта!
— Мириам!
— Что ты сказала?
— Ты наш родной брат!
Дерзкие и неожиданные слова прямо в лицо молодому египетскому царевичу Моисею выкрикивает еврейка по имени Мириам. Разговор, который только что прозвучал, происходит в Египте, примерно в XIV-м веке до Рождества Христова. Евреи в Египте уже много лет существуют на положении рабов фараона. Их заставляют выполнять самые тяжёлые работы — с утра до вечера таскать огромные камни на стройках, под палящим солнцем и палками надсмотрщиков. И вот в квартале, где живут рабы-евреи, однажды поздним вечером случайно оказался царевич Моисей. И услышал то, что навсегда изменило жизнь его самого и всех угнетённых евреев. Древняя история пророка Моисея легла в основу американского полнометражного мультипликационного фильма «Принц Египта». События первых 14-ти глав библейской книги Исход воплотили в рисованных образах сразу три режиссёра — Бренда Чапман, Стив Хикнер и Саймон Уэллс. Лента вышла в 1998-м году, и сегодня считается классикой мировой мультипликации.
Интересно, что тему для будущего мультфильма его создателям подсказал знаменитый голливудский режиссёр Стивен Спилберг. Режиссёры и сценаристы компании «Дримворкс» тогда находились в активном поиске сюжета — им хотелось рассказать особенную историю, которую ещё никто прежде не воплощал в мультипликации. По их воспоминаниям, Спилберг произнёс только одну фразу: «10 заповедей». И мультипликаторы поняли — это именно то, что нужно! Более трёхсот научных консультантов привлекла компания к созданию мультфильма. Египтологи, библеисты, археологи, христианские и иудейские богословы помогали «Принцу Египта» появиться на свет. При этом, чтобы сделать мультфильм доступным широкой аудитории, особенно — детской, создателям пришлось прибегнуть к незначительной адаптации библейского сюжета. Впрочем, об этом они честно предупреждают в начальных титрах. И подчёркивают: главная суть событий, которые стали основой веры миллионов людей по всему миру, осталась неизменной.
И вот в самом начале мультфильма мы видим младенца Моисея, плывущего по реке Нил в просмолённой тростниковой корзинке. Родная мать Иохаведа хотела спасти сына от неминуемой смерти — фараон приказал умерщвлять еврейских младенцев, чтобы народ не умножался. Женщина пустила корзинку с сыном по воде, надеясь на помощь Бога. И случилось так, что именно к царскому дворцу припыла корзина с маленьким Моисеем. Еврейский мальчик на правах приёмного сына вошёл в семью фараона, стал принцем Египта. В начале истории мы наблюдаем за безобидными мальчишескими проделками Моисея, ещё не ведающего о своей великой миссии. Всё это снято с большой долей юмора. Местами можно улыбнуться — например, над гонками царевича на колесницах, делишками самодовольных фараоновых жрецов. Однако при этом сохраняется серьёзный и благоговейный тон повествования, как того и требует история Моисея. Насколько большая и скрупулёзная работа была проделана, видно, например, в эпизоде с Неопалимой Купиной, когда Господь впервые воззвал к Моисею из горящего куста. Давайте послушаем, как звучит этот фрагмент в мультфильме «Принц Египта»:
— Кто Ты?
— Я — То, что Я есть.
— Я не понимаю...
— Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.
— Чего Ты хочешь?
— Я увидел страдания народа моего в Египте, и услышал вопль его.
— Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ мой.
— Меня? Кто я такой, чтобы вести их? Они не поверят и не послушают.
— Я научу тебя, что тебе говорить.
С этого невероятного момента сюжет в мультипликационном фильме начинает развиваться стремительно. Зрители будут с напряжением следить за тем, как из-за гордости и упорства фараона обрушиваются на Египет казни Господни, как расступаются перед евреями воды Чермного моря и как в финале картины Моисей спускается с горы Синай с каменными скрижалями в руках. Всё это в мультфильме происходит под музыку композитора Стивена Шварца. Кстати, герои ленты не только разговаривают, но и много поют. Поэтому картину «Принц Египта» вполне можно назвать мультипликационным мюзиклом. А заглавная песня «Когда ты веришь» стала настоящим мировым хитом. Она о том, что для человека, в сердце которого живёт вера, возможно всё. Предлагаю послушать её фрагмент. И на этом прощаюсь.
Псалом 100. Богослужебные чтения

Тот, кто оставался в храме до самого окончания вечернего богослужения, сразу же узнает слова из 100-го псалма — который включён в последование 1-го часа — который читается в конце службы. Давайте послушаем — и затем поразмышляем над его смыслами.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Перед нами — не просто «хвалебный псалом», но скорее... манифест правителя, царя. Обратим внимание на его основные положения.
Первое — Давид заявляет о своей решимости воспевать Бога одновременно и за милость (חֶסֶד, хесед) и за суд (מִשְׁפָּט, мишпáт). Эти два аспекта божественного правления — милосердие и справедливость — служат основанием благочестия и государственного управления.
Второе — он декларирует приоритет «духовного» над «материальным»: его заботит прежде всего вопрос, когда же Бог его посетит Своей Милостью — а только уже потом вопросы финансового, политического и любого иного благополучия.
Третье — он обещает Богу быть праведным и благочестивым не только «на публике», но и дома, в кругу семьи — тем самым не допуская никакого лицемерия и «двойственности» в поведении: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего».
Четвёртое — каким бы соблазнительным, манящим ни было переступание закона, то есть «беззаконие» — Давид обещает Богу даже не пытаться посмотреть в эту сторону.
Пятое — «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». Другими словами, Давид отказывается обращаться к «шептунам», «наушникам», «сплетникам» и любым другим «грязным» источникам информации — к которым чаще всего и прибегают государственные деятели.
Шестое — для него, как царя, в приоритете не те, кто говорят «ласковые» и «льстивые» слова, приятные для слуха, а — «верные», те, которые «не лживы» по сути своей — и именно поэтому способны говорить прямо и правдиво, даже если для царя это и неприятно слышать.
И подытоживается этот манифест главной целью, к которой и устремлён Давид: превратить Иерусалим в «град Господень», святое место, где не было бы типичных для любых царских мест пороков и страстей.
Не знаю, как вам — но по мне — очень вдохновляющая декларация намерений, более чем актуальная и для современных руководителей, и вообще для всех нас, не правда ли?..
Псалом 100. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 100. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 100. На струнах Псалтири
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: "когда ты придешь ко мне?" Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
«Первая седина»

Фото: Tom Van Dyck / Pexels
Сегодня утром я умылся и, как обычно, бросил быстрый взгляд в зеркало. И впервые заметил у себя седину. Надо же, а ведь мне ещё и сорока нет! А спустя какой-то час я шёл на работу и обратил внимание на первые жёлтые пряди в зелёных кронах берёз. Что ж! — подумал я, — это нормально, это течёт наше земное время. Желтеют к осени деревья, а у меня появилась седина... Но нет в том никакой печали, ведь всё в Божьем мире устроено премудро. Снова зазеленеют будущей весной берёзки, а человек, пройдя свой земной путь, воскреснет для жизни вечной. Ведь именно к этому мы и готовимся, именно для жизни со Христом в вечности стараемся мы жить по заповедям Божьим...
А есть ли у меня седина или нет — не имеет никакого значения...
Я шёл, размышляя таким образом, и на душе было спокойно и светло.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе