Мать: Лена, что это с Лёшей? Сидит, учится. Я уже и не вспомню, когда видела его за книгами.
Дочь: Да, мам. Тоже хотелось бы понять причину таких перемен. Удивительное событие. Может повзрослел наконец?
Мать: Ты права. Прямо превращение Савла в Павла.
Дочь: Ой, мам! И где ты только берешь такие выражения!
Мать: Всё там же, моя дорогая. В книгах.
И это правильно. А данное выражение - «Превращение Савла в Павла» взято из Библии.
В девятой главе Книги Деяний святых Апостолов рассказывается о фарисее Савле, ревностном и жестоком гонителе первых христиан. Однажды Савл оправился в Дамаск, чтобы всех христиан, которых найдет там, привести в Иерусалим на казнь.
В Книге Деяний святых Апостолов мы читаем:
«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь».
В ужасе и трепете Савл спросил: «Господи! Что повелишь мне делать?». Господь сказал, чтобы он шел в город, и там станет ему известно, что делать.
Свет, поразивший Савла, был настолько ярким, что Савл лишился зрения. Те же люди, которые сопровождали его в Дамаск, привели его в город. Три дня Савл не ел и не пил. Такое воздержание было выражением глубокого раскаяния за те ужасные преступления против христиан, которые он совершил до этого дня.
Святой Иоанн Златоуст пишет: «Неистовствовавший до того, что проливал кровь и ввергал в темницы, Савл вдруг верует. Он достиг крайней степени неистовства и был жесточе всех. Но когда он лишился зрения, тогда познал знамения Его силы и человеколюбия».
Господь отправляет к Савлу Ананию, христианина из иудеев, чтобы через него вернуть Савлу зрение и крестить его.
После чудесного явления Иисуса, Савл обратился в христианство и стал апостолом, в крещении – Павлом, верным проповедником христианской веры.
Господь сказал о Павле так: «он есть Мой Избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями, и сынами Израилевыми».
Ярый противник христиан сделался преданным служителем Божьим. По благодати, данной ему Господом, в своих апостольских путешествиях Павел совершал чудеса и основывал религиозные общины. Вера и сила слова, исходившая от Павла в его пламенных речах, была столь велика, что противников она обезоруживала, а сторонников – еще более укрепляла в вере.
Мы же, отмечая резкую и неожиданную смену чьих-либо убеждений и принципов, или самого человека в лучшую сторону, говорим: «Превращение Савла в Павла».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»