
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Писатель Владимир Николаевич Крупин стал первым лауреатом учрежденной в 2010 году Патриаршией литературной премии имени святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. В том числе, и за рассказы о русских святых.
Сегодня мы говорим о преподобном Тихоне Калужском и рассказе Владимира Крупина «Тихоновское стояние».
Место действия — монастырь Свято-Тихонова Пустынь под Калугой.
Время действия — середина XV века по Рождестве Христовом.
Святой Тихон Калужский, прославленный Церковью в чине преподобного, начинал свой монашеский путь в московском Чудовом монастыре. Позже, желая вести уединённую жизнь отшельника, он ушёл в глухие калужские леса и устроил себе келью в дупле исполинского дуба.
Впрочем, давайте послушаем, как говорится о начале отшельнической жизни преподобного Тихона в рассказе Владимира Крупина «Тихоновское стояние».
И вот — будто кто сказал ему с высоты: «Ты пришёл»... Монах умиротворённо вздохнул, снял с плеч холщовую котомочку, в которой умещалось всё его богатство: Священное Писание, Молитвослов, Служебник, Монашеское правило, кусок хлеба в тряпице, соль в берестяном туесочке. И — главное — Крест.
Жителям окрестных деревень стало известно о поселившемся в лесу подвижнике и его молитвенных подвигах. Появились у преподобного Тихона Калужского и ученики.
Тянутся русские люди к праведникам, выправляют по ним свою жизнь, равняются на примеры богоугодной жизни. Приходили к преподобному, приносили горести, спрашивали совета. Преподобный Тихон был очень молчалив. Коротко говорил: «Будем молиться», становился на колени вместе с пришедшим. Просил Бога о помощи. Просил часто до слёз.
Монастырь, возникший в середине XV века в лесу под Калугой, стал называться «Тихоновой Пустынью».
В 1480 году в трёх километрах от обители произошло важное историческое событие, известное как «Великое стояние на Угре».
Войско ордынцев под командованием хана Ахмата двинулось на Москву, разоряя на своём пути русские города. Навстречу захватчикам вышла дружина московского князя Ивана III. Противники встретились под Калугой, раскинув свои военные шатры напротив друг друга по двум противоположным берегам Угры. Согласно летописным источникам, весь сентябрь и начало октября 1480 года в местах речных бродов продолжались военные стычки, но русские войска не давали ордынцам перейти реку.
Преподобный Тихон с братией молились о том, чтобы сберечь, сохранить русскую кровь. Крестьяне, с благословения игумена Тихона, добровольно отдавали свои запасы для питания воинов. С тревогой смотрели на тот берег, по которому туда и сюда скакали степняки в островерхих рысьих шапках.
20 октября неожиданно ударил сильный мороз, и Угру сковало льдом. Наступило время для решающей битвы. Но хан Ахмат вдруг снял свои шатры и увёл ордынское войско обратно в степи. Позже летописцы писали: «Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию!»
Писатель Владимир Крупин, рассказывая о Великом стоянии на Угре, подчёркивает, что было ещё одно великое стояние — Тихоновское, с молитвами за победу русского войска.
Преподобный Тихон Калужский, дожил до глубокой старости и мирно скончался в 1492 году. Спустя полвека он был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.
«Ничего с нами плохого не случится, если у нас такие Заступники перед Богом, как преподобный Тихон Калужский», — этими словами заканчивается рассказ Владимира Крупина «Тихоновское стояние».
Все выпуски программы Прообразы
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия