
Фото: PxHere
Как, должно быть, удивительно знать, что человек, которого ты хорошо знал, прославлен Церковью в лике святых.
Сегодня мы говорим о преподобном Симеоне (Желнине) и книге протоиерея Евгения Пелешева «Перемена судьбы» и другие печерские рассказы.
Место действия — город Печоры в Псковской области, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
Время действия — 40-е-50-е годы XX века.
В 1946 году шестнадцатилетний Евгений Пелешев поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. После Великой Отечественной войны знаменитая обитель, лежала практически в руинах, но благодаря трудам и молитвам немногочисленной братии постепенно благоустраивалась.
Именно тогда состоялось знакомство послушника Евгения с одним из старейших насельников монастыря — иеромонахом Симеоном (Желниным).
Мы, жившие рядом с ним, кажется, не очень обращали внимание на праведность и прозорливость старца Симеона, а он действительно был провидцем, десятки и сотни людей приезжали в монастырь к нему за советом и благословением. Многим он открывал события их будущей жизни. Он и мою будущность предсказал...
Старец Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился в деревне Яковлевской Псковской губернии. В 1896 году поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, затем принял монашество, а позднее — постриг в схиму с именем Симеон. Иеросхимонах Симеон был свидетелем расцвета обители в конце XIX века и её разорения после революции XVII-го года, пережил в стенах монастыря годы гонений советской власти на Церковь и время фашистской оккупации.
В 1944 году фашисты, готовясь к отступлению, хотели отправить монахов на принудительные работы в Германию. Духовник монастыря отец Симеон призвал братию встать на молитву. Целую ночь продолжалось молитвенное стояние, а наутро оккупантам пришлось срочно покинуть Печоры из-за наступления советских войск.
Всю свою долгую жизнь старец Симеон прожил в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Пока старец мог двигаться, он служил литургию ежедневно и неустанно трудился.
Будучи восьмидесятилетним старцем, старец Симеон сам отливал из цемента фигурные столбики, которые украшали обитель. Был он и прекрасным столяром. Работая по дереву, мог творить буквально чудеса своими руками.
Старец Симеон (Желнин) скончался в 1960 году. Ему был девяносто один год, из них шестьдесят шесть лет он провёл в стенах Псково-Печерской обители. Отпевание отца Симеона стало настоящим торжеством православной веры.
Сретенская церковь не могла вместить всех пришедших печерян и приезжих из разных мест. Тысячи людей стремились попрощаться с ним, испросить его благословения и молитв уже там, пред Престолом Всевышнего. В те годы на Руси отец Симеон был почти единственным подвижником, имевшим от Господа дар предвидения. Крестным ходом его гроб был обнесён по Успенской площади, под звон колоколов внесён в пещеры и поставлен в нишу, которую он сам много лет назад себе приготовил.
В 2003 году старец Симеон (Желнин) был прославлен Церковью в лике святых. Его святые мощи покоятся в Сретенском храме Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Поклониться святым мощам старца приходит и протоиерей Евгений Пелешев, настоятель храма святой великомученицы Татьяны в Печорах — один из старейших священников Псковской епархии. Много лет назад отец Симеон предсказал молодому послушнику Евгению, что тот станет священнослужителем — и это сбылось.
В книге «Перемена судьбы» и другие печерские рассказы протоиерей Евгений Пелешев с большой теплотой вспоминает о старце Симеоне (Желнине) — русском святом XX века.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица