
Фото: PxHere
Как, должно быть, удивительно знать, что человек, которого ты хорошо знал, прославлен Церковью в лике святых.
Сегодня мы говорим о преподобном Симеоне (Желнине) и книге протоиерея Евгения Пелешева «Перемена судьбы» и другие печерские рассказы.
Место действия — город Печоры в Псковской области, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
Время действия — 40-е-50-е годы XX века.
В 1946 году шестнадцатилетний Евгений Пелешев поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. После Великой Отечественной войны знаменитая обитель, лежала практически в руинах, но благодаря трудам и молитвам немногочисленной братии постепенно благоустраивалась.
Именно тогда состоялось знакомство послушника Евгения с одним из старейших насельников монастыря — иеромонахом Симеоном (Желниным).
Мы, жившие рядом с ним, кажется, не очень обращали внимание на праведность и прозорливость старца Симеона, а он действительно был провидцем, десятки и сотни людей приезжали в монастырь к нему за советом и благословением. Многим он открывал события их будущей жизни. Он и мою будущность предсказал...
Старец Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился в деревне Яковлевской Псковской губернии. В 1896 году поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, затем принял монашество, а позднее — постриг в схиму с именем Симеон. Иеросхимонах Симеон был свидетелем расцвета обители в конце XIX века и её разорения после революции XVII-го года, пережил в стенах монастыря годы гонений советской власти на Церковь и время фашистской оккупации.
В 1944 году фашисты, готовясь к отступлению, хотели отправить монахов на принудительные работы в Германию. Духовник монастыря отец Симеон призвал братию встать на молитву. Целую ночь продолжалось молитвенное стояние, а наутро оккупантам пришлось срочно покинуть Печоры из-за наступления советских войск.
Всю свою долгую жизнь старец Симеон прожил в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Пока старец мог двигаться, он служил литургию ежедневно и неустанно трудился.
Будучи восьмидесятилетним старцем, старец Симеон сам отливал из цемента фигурные столбики, которые украшали обитель. Был он и прекрасным столяром. Работая по дереву, мог творить буквально чудеса своими руками.
Старец Симеон (Желнин) скончался в 1960 году. Ему был девяносто один год, из них шестьдесят шесть лет он провёл в стенах Псково-Печерской обители. Отпевание отца Симеона стало настоящим торжеством православной веры.
Сретенская церковь не могла вместить всех пришедших печерян и приезжих из разных мест. Тысячи людей стремились попрощаться с ним, испросить его благословения и молитв уже там, пред Престолом Всевышнего. В те годы на Руси отец Симеон был почти единственным подвижником, имевшим от Господа дар предвидения. Крестным ходом его гроб был обнесён по Успенской площади, под звон колоколов внесён в пещеры и поставлен в нишу, которую он сам много лет назад себе приготовил.
В 2003 году старец Симеон (Желнин) был прославлен Церковью в лике святых. Его святые мощи покоятся в Сретенском храме Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Поклониться святым мощам старца приходит и протоиерей Евгений Пелешев, настоятель храма святой великомученицы Татьяны в Печорах — один из старейших священников Псковской епархии. Много лет назад отец Симеон предсказал молодому послушнику Евгению, что тот станет священнослужителем — и это сбылось.
В книге «Перемена судьбы» и другие печерские рассказы протоиерей Евгений Пелешев с большой теплотой вспоминает о старце Симеоне (Желнине) — русском святом XX века.
Все выпуски программы Прообразы
Свято-Троицкий храм — Челябинск
Челябинск — один из областных центров России. Он расположен на границе Сибири и Урала, в окружении живописных озёр. Город был основан в 1736 году на правом берегу реки Миасс как оборонительная крепость. Она защищала юго-восточные рубежи Российской империи от набегов воинственных кочевников. Первыми жителями укрепления стали казаки под командованием полковника Алексея Тевкелева. Они и построили в крепости первую деревянную церковь во имя святителя Николая.
Город стремительно рос. В середине восемнадцатого столетия жители стали застраивать левый берег Миасса. Новый район назвали Заречьем. Из крепости сюда перенесли, предварительно разобрав по брёвнам, Никольский храм. К сожалению, вскоре деревянное здание сгорело при пожаре и в 1820 году челябинские купцы поставили на его месте небольшую каменную церковь во имя Святой Троицы. К началу двадцатого века этот храм обветшал и его пришлось снести.
В 1913 году Заречную часть Челябинска украсила новая Троицкая церковь. Строительство величественного здания из красного кирпича было приурочено к празднованию трёхсотлетия царственного дома Романовых. Храм стал духовным и общественным центром города. При нём открылись школа с богатой библиотекой и общество милосердия для помощи нуждающимся.
Приходскую жизнь Троицкой церкви прервала революция 1917 года. Безбожники закрыли храм и несколько десятилетий под его сводами размещался краеведческий музей. В 1990 году здание вновь стало принадлежать православным. Верующие восстановили закрашенные в советское время настенные росписи, а из музейных хранилищ вернулись святыни, принадлежавшие Троицкой церкви до революции. Это частицы святых мощей апостолов Тимофея и Андрея, мученика Трифона, великомученика Пантелеимона, а также преподобного Серафима Саровского. По молитвам перед ковчежцем с мощами в двадцать первом столетии совершилось несколько чудесных исцелений.
При Троицкой церкви сложилась дружная община. Священнослужители и прихожане организовали социальную службу, которая молитвенно и материально поддерживает людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они навещают больных, кормят малоимущих, помогают восстановить документы и обрести кров обездоленным. Для многих горожан Троицкий храм стал источником надежды. Недаром его называют сердцем Челябинского Заречья.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Николая Чудотворца (д. Согиницы, Ленинградская область)
Между двумя озёрами — Онежским и Ладожским, расположилась тихая деревенька Согиницы. Когда-то здесь была территория Олонецкой губернии, современной республики Карелия. А сегодня это самая окраина Ленинградской области. Сюда непременно стоит добраться — чтобы увидеть редкую жемчужину — церковь святого Николая Чудотворца, которая стоит в Согиницах с конца 17-го столетия.
Как и село, храм расположен на левом берегу быстрой, извилистой прозрачной реки Важинки. Он стоит почти у самой воды, в которой отражается густой вековой лес. Никольская церковь — уникальный памятник Прионежской школы деревянного зодчества. Высокий храм с шатровым куполом и такой же колокольней был возведён в 1696 году. Церковь срублена из еловых и лиственничных стволов. Она полностью деревянная, из дерева сделаны даже маковки куполов! Воздушная, парящая красота.
На Никольский храм советуют смотреть с воды, из лодки — говорят, именно так его архитектура раскрывается во всей своей многогранности, которая кроется за внешней простотой. Но и с суши церковь производит огромное впечатление. Побелевший от времени тёс, небольшие окошки с решётками и сдержанный резной декор.
Когда-то рядом с Никольской церковью стоял ещё один деревянный шатровый храм — в честь пророка Божия Илии. Он разрушился во второй половине 19-го века. Тогда же, в 1864 году, на его месте был возведён новый. Тоже полностью деревянный, но уже совсем в ином архитектурном стиле, ничем не напоминающем традиционное северное храмовое зодчество. А вот Никольский храм с момента постройки не перестраивался ни разу! Делался кое-какой мелкий ремонт, но, в сущности, и церковь, и колокольня дошли до нас в первозданном виде. Конечно, реставрация необходима, и она идёт — постепенно и очень скрупулёзно. Торопиться при работе с таким уникальным древним памятником, как церковь Николая Чудотворца, нельзя. Ведь важно сохранить исторический облик во всех деталях. Оба храма в Согиницах — и Никольский, и Ильинский — действующие, открыты ежедневно. Окутанные глубокой северной тишиной, они ждут каждого, кто захочет приехать, чтобы помолиться в их древних бревенчатых стенах.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Воздвижения Креста Господня (Волково, Рамешковский район, Тверская область)
Деревня Волково в Рамешковском районе Тверской области — место, где царит упоительная тишина. Вокруг леса, луга, да речка Кушалка вьётся среди поросших камышом обрывистых берегов. Простор и покой. Народу здесь осталось совсем немного и местные жители всегда рады гостям. А заезжают сюда часто, хотя дорога от трассы до деревни сложная — грунтовка да булыжники. Привлекает сюда людей церковь Воздвижения Креста Господня.
Пятиглавая, с шатровой колокольней, из красного кирпича, не утратившего со временем яркости, она стоит чуть поодаль от деревни. Храм был построен в начале ХХ столетия. Он принадлежал женской монашеской сельскохозяйственной общине «Труд и молитва». Её насельницы выращивали в деревне овощи и фрукты, занимались птицеводством и рыбной ловлей. И, конечно, молились — именно здесь, в Воздвиженском храме. Белоснежная нарядная пятиглавая церковь была видна издалека. Сохранилась дореволюционная фотография храма — на ней видно, каким красивым он когда-то был. По воспоминаниям очевидцев, его окружал ельник, который высадили монахини.
После 1917 года общину расформировали. Однако богослужения в храме продолжались вплоть до конца 1930-х. Настоятелем церкви в те годы был священник Владимир Чекалов, причисленный ныне к лику новомучеников и исповедников Российских. Воздвиженский храм закрыли после его ареста. К моменту, когда в 2000-е годы храм передали Русской Православной Церкви, здание сильно обветшало, но не утратило своего величия. Кровля поросла деревьями, но всё так же высятся на куполах кресты. А внутри чудом сохранились деревянный резной трёхъярусный иконостас и печь, которая когда-то отапливала храм — судя по остаткам облицовки, она была изразцовой.
Жители Волково надеются, что придёт время, когда в церкви снова совершится Божественная Литургия и продолжают с благоговением молиться в разрушенном храме. Они верят — вместе с ними невидимо и неслышно молится ангел, все эти годы хранящий святыню их села.
Все выпуски программы ПроСтранствия







