
Фото: PxHere
«Отцы-пустынники и жены непорочны...», — писал Александр Сергеевич Пушкин. И не только его одного вдохновляли образы святых египетских старцев.
Сегодня мы говорим о преподобном Павле Препростом и книге Константина Леонтьева «Четыре письма с Афона»
Место действия — пустыни древнего Египта
Время действия — начало IV века по Рождестве Христовом
В 1871 году русский дипломат, мыслитель и писатель Константин Николаевич Леонтьев пережил тяжелую физическую болезнь, которая едва не привела его к смерти.
Леонтьев принял решение оставить дипломатическую карьеру и постричься в монахи. Он служил тогда русским консулом в Греции.
Через горы, верхом на коне Константин Николаевич отправился на Святую Гору Афон.
К этому времени относится его произведение, написанное в эпистолярном жанре, в виде писем некого вымышленного героя в Россию «Четыре письма с Афона».
В письмах не раз встречается имя египетского пустынника начала IV века Павла Препростого, ученика Антония Великого.
«Антоний велел ему плести веревки. Павел старательно свил их. Антоний велел их расплести; Павел с радостью расплёл их. Антоний велел ему шить одежду; велел распороть и снова шить. Павел всё исполнял охотно, не спрашивая даже, к чему эта бесполезная работа. Антоний не давал ему есть; он не просил. Тогда Антоний оценил и полюбил его».
В общем-то, это всё, что в общих чертах известно из биографии Павла Препростого, одного из учеников Антония Великого.
За своё беспримерное терпение и послушание Павел получил от Бога дар пророчества и исцелял даже безнадёжных больных. И при этом до последних дней земной жизни считал себя младшим учеником преподобного Антония. Павел Препростый даже среди монашеской братии выделялся незлобием и смирением, его вера в Бога была цельной и несомненной.
Образ Павла Препростого помогал Константину Николаевичу Леонтьеву понять суть монашеской жизни. День за днём писатель усердно посещал богослужения, выполнял в афонском монастыре послушания старцев.
Временами автору «Четырех писем с Афона» казалось, что в простоте и смирении он уже похож на Павла Препростого, но Леонтьев тут же ловил себя на таких тщеславных мыслях...
«Вот, — говорит мне внутренний соблазнительный голос, — ты лучше других... Ты незлобив, ты во всем покоряешься, ты всё выносишь; у тебя нет гордости, нет своеволия; ты не лукав, ты прост, как святой Павел, сподвижник Антония Великого, которого прозвали препростый»...
Полгода Константин Николаевич Леонтьев прожил на Афоне. Афонские старцы отговорили его принимать монашество, увидев, что он не готов к такому шагу. Но Леонтьев не захотел возвращаться к светской жизни.
Константин Николаевич поселился в монастыре Оптина пустынь, где его духовным наставником стал преподобный Амвросий Оптинский. А незадолго до смерти Леонтьев все же принял монашеский постриг с именем Климент.
В «Письмах с Афона» Константин Леонтьев размышляет о том, какими разными путями приходят к Богу интеллектуалы и неграмотные простецы.
Сравни, например, Иоанна Дамаскина и Павла Препростого. Оба причислены к лику святых. Иоанн Дамаскин — аристократ, вельможа, сын правителя города Дамаска, философ, занимающийся метафизикой христианства... Павел был крестьянин и совершенный невежда. Но разве святой Иоанн и святой Павел этот не были людьми одной и той же идеи, одной и той же цивилизации? Иоанн понимал всё в развитии. Павел знал только, что Христос — Сын Божий, что Его распяли за нас и нам хорошо и полезно за Него распинать себя... Вот и всё. А до подробностей он и доходить не хотел и соглашался свивать и развивать веревки всю жизнь свою по указанию более знающих людей.
Все выпуски программы Прообразы
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема