
(1285–1344)
Никто не знает имён авторов народных баллад и песен. Но в текстах нашли отражение свойства души и черты характера их творцов, и сохранились имена тех, кого они по-настоящему, всем сердцем любили.
Сегодня мы говорим о преподобном Мартине Турском и немецкой народной балладе «О святом Мартине».
Место действия — Римская империя. Время действия — 4 век по Рождестве Христовом.
Мартин Турский или Мартин Милостивый — один из самых почитаемых святых во Франции и в Германии. Он жил в 4 веке, когда почти вся территория современной Европы была частью необъятной Римской империи.
Мартин с ранней юности мечтал о монашестве, но его отец слышать об этом не хотел и настоял, чтобы сын избрал военную службу.
Мартин стал военачальником и был направлен на службу в Галлию — в западную римскую провинцию на территории нынешних Франции и Германии.
По преданию, однажды зимой Мартин встретил на дороге дрожащего от холода нищего. Римский военачальник разорвал пополам свой плащ и отдал его половину незнакомцу.
Вот как об этом случае рассказано в немецкой народной балладе «О святом Мартине».
Рано проснулся, рано встал
Добрый святой Мартин
Сел на коня и поскакал
Добрый святой Мартин.
Вдруг видит добрый святой Мартин:
Старик — борода по грудь —
Стоит у дороги и говорит:
«Дай мне хоть что-нибудь».
Снял с себя рваный, дырявый плащ
Добрый святой Мартин.
«Возьми. Мне больше нечего дать.
Только вот — плащ один».
В народной балладе, где реальность переплетена с вымыслом, святой Мартин отдает нищему весь свой плащ целиком.
Да и плащ-то этот — рваный, дырявый...
Такой плащ святой Мартин будет носить гораздо позднее, когда навсегда оставит военную службу и станет монахом-отшельником.
Святой Мартин прославился в веках как великий христианский подвижник и основатель монашеской жизни в Европе.
В Евангелии от Матфея есть притча о праведниках, которым дано унаследовать Царствие Небесное за то, что они пришли на помощь Христу, когда Он был голоден, мучился от жажды и холода...
Праведники удивленно спрашивают: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
И услышали в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Вот и бравый офицер Мартин однажды отдал зимой нищему свой единственный плащ — и встретился с Богом. Это показано в финале немецкой народной баллады «О святом Мартине».
И молвит нищий седой старик:
«Ты Отдал мне всё, что мог.
Но я не старик, святой Мартин,
Я твой милосердный Бог».
Позднее святой Мартин стал епископом города Тур — в центре современной Франции. До конца дней он усердно заботился о больных, нищих, голодных, получив в народе прозвание Милостивого. По преданию, на его похороны в 397 году собрались тысячи бедняков и монахи из всех окрестных монастырей.
Святому Мартину Турскому посвящено множество стихов, баллад, народных песен, которые пели во время праздников на площадях. Даже маленькие дети знали, кто это такой — «добрый святой Мартин» из песни.
Немецкая народная баллада «Про святого Мартина» в нашей программе прозвучала в переводе Льва Гинзбурга.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.