«Преподобный Давид Гареджийский». Протоиерей Иоанн Каледа - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Преподобный Давид Гареджийский». Протоиерей Иоанн Каледа

* Поделиться
Преподобный Давид Гареджийский

У нас в гостях был исполняющий обязанности настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских Ворот в Москве протоиерей Иоанн Каледа.

Мы говорили о новой книги отца Иоанна «Преподобный Давид Гареджийский». Отец Иоанн поделился, чем ему особенно дорог этот святой. Также разговор шел о Православии в Грузии и в частности о Давидо-Гареджийском монастыре: в чем его особенность и почему наш гость советует всем там побывать.


Ведущие: Алексей Пичугин, Алла Митрофанова

А. Пичугин

— Здравствуйте, дорогие слушатели! «Светлый вечер» на Светлом радио. Здесь приветствуем Вас мы, Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— ...Алексей Пичугин.

А. Пичугин

— И здесь, вместе с нами и с Вами, в этой студии протоиерей Иоанн Каледа, исполняющий обязанности настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских Ворот. Здравствуйте!

Протоиерей И. Каледа

— Здравствуйте, дорогие слушатели!

А. Пичугин

— Мы будем сегодня говорить про книгу... Вернее, мы будем говорить и о жизни замечательного святого, преподобного Давида Гареджийского — еще ни разу мы о нем здесь не говорили, и будем говорить про книгу, которую составил отец Иоанн и которую мы сегодня здесь презентуем. Но я бы хотел начать с личного. Буквально две небольшие зарисовки. Во-первых, храм, где служит отец Иоанн, для меня, несмотря на то, что я никогда не был его прихожанином, я даже, наверное, на службах никогда не был в этом храме, ни разу, но для меня это важно, потому что это такое родное место. В соседнем доме с этим храмом, во-первых, родился я, во-вторых, я всегда всем показываю бывший доходный дом церкви Троицы на Грязех, удивительное здание на Чистых прудах, недалеко от Чистых прудов — русский модерн. По одной из стен он украшен лепниной, которая повторяет частично каменную резьбу одного из самых красивых и богато украшенных домонгольских, древнерусских соборов — Дмитровского собора во Владимире, построенного в конце XII века. Архитектор, который строил доходный дом церкви Троицы на Грязех, перенес часть изображений как раз на стены этого здания. И Давидо-Гареджийский монастырь, конечно же, я хорошо помню, как поездку Грузию несколько лет назад — уже лет семь назад, наверное. Мы ездили в Давидо-Гареджийский монастырь, и насколько он прекрасен и красив! Прямо в скалах были монашеские кельи, внизу — резкий обрыв и очень красивая долина простирается до горизонта, это уже Азербайджан. Этот монастырь — он такой абсолютно пограничный. Часть его находится уже почти в Азербайджане, а часть — в Грузии. И он настолько великолепно вписан в этот горный грузинский ландшафт, что туда хочется возвращаться не раз. Я иногда пересматриваю фотографии — редко пересматриваю фотографии своих поездок, но почему-то фотографии из Гареджи я пересматриваю достаточно часто. Поэтому, ну, извините за такое длинное лирическое отступление, мне бы хотелось, конечно, ну, так как мы всю программу будем говорить про Давида Гареджийского, в двух словах спросить Вас про храм. У него такое достаточно необычное определение — церковь Троицы на Грязех у Покровских Ворот.

А. Митрофанова

— Что за Грязи?

А. Пичугин

— Да, что же за Грязи? Троицких храмов много, Покровские Ворота — мы представляем, где это, живущие в Москве. Помните фильм «Покровские Ворота», наверное? Это там. А что же это за Грязь такая?

Протоиерей И. Каледа

— Некогда из Поганых прудов...

А. Митрофанова

— ...которые сейчас Чистые пруды?

Протоиерей И. Каледа

— Нет, кстати. Которые после того, как Меньшиков получил земли под московскую усадьбу, велел очистить...

А. Пичугин

— Я прошу прощения... Такая москвоведческая сразу вставочка. Сейчас, после новых изысканий и пересмотров планов усадеб, которые стояли в этих местах, вроде бы, как, вычленили, что Поганые пруды были рядом, но не в том месте, где Чистые — их засыпали, они не сохранились. Чистые пруды — это отдельная история. Ну, а обычно считается, да, что были Грязными, Погаными — стали Чистыми.

Протоиерей И. Каледа

— (Смеется.) Да. Значит, есть предание, версия, что после того, как их Меньшиков велел очистить, они стали именоваться Чистыми. Так вот, из Поганых прудов вытекала речка Рачка, которая пересекала стену Белого города, во дворе храма разливалась широкой грязной лужей и за алтарем пересекала Покровку. Кстати, северо-восточный угол нынешнего здания храма стоит на речных отложениях.

А. Пичугин

— Проседает?

Протоиерей И. Каледа

— Проблемы некоторые есть, да. Начиная с того, что в 1979 году свод храма дал трещину, фундаменты поехали.

А. Митрофанова

— А-а! Да, это сложность, действительно.

Протоиерей И. Каледа

— Так что проблемы — они были.

А. Митрофанова

— Но это же памятник, охраняемый государством, правильно, храм Живоначальной Троицы на Грязех?

А. Пичугин

— Даже федеральный.

Протоиерей И. Каледа

— Нет.

А. Пичугин

— Региональный, да?

Протоиерей И. Каледа

— Региональный.

А. Пичугин

— Надо же!

А. Митрофанова

— Можно рассчитывать, наверное, на какую-то поддержку? Не в одиночку же Вы будете эту проблему решать?

Протоиерей И. Каледа

— В семье решали в советское время это. Но проблемы, тем не менее, были, есть и будут. И вот в месте пересечения этой речки с Покровкой, особенно весной и осенью, всегда стояла грязь. Поэтому наши предки — они, не мудрствуя лукаво... (Смеется.)

А. Митрофанова

— (Смеется.) Что увидели, так и назвали, да?

Протоиерей И. Каледа

— Да, да-да! (Смеется.)

А. Пичугин

— Москвичи встарь были простыми людьми.

А. Митрофанова

— Ну, конечно! (Смеется.)

Протоиерей И. Каледа

— Кстати, в Москве было несколько храмов, именовавшихся «на Грязех». В том числе храм Воскресения в Кадашах.

А. Митрофанова

— Угу, тоже «на Грязех»?

Протоиерей И. Каледа

— Он раньше именовался «на Грязи», потому что в этом месте в весенние разливы все затопляло, стояла грязь, и «на Грязех» называлась церковь, находящаяся на месте вестибюля станции метро «Кропоткинская», на бульваре.

А. Митрофанова

— Я знаю храм Живоначальной Троицы в Листах, и по этому поводу протоиерей Сергий Правдолюбов, ну, как рассказывали его прихожане (уж не знаю, что это — правда или, может быть... ну, я думаю, что правда, а не просто там какой-то анекдот)... Он говорил, что вот есть... У них же храм Живоначальной Троицы, который на Мосфильмовской улице, в Троицком-Голенищеве, и там живописная местность, которую можно назвать таким природным объектом, скажем так. То есть там не то, чтобы все было полностью застроено. Какой-то такой живой природой там веет.

А. Пичугин

— Красивое место!

А. Митрофанова

— Да. И вот отец Сергий Правдолюбов шутил, что «вот есть храм Троицы в Листах, а у нас храм Троицы в кустах». (Смеется.)

А. Пичугин

— Ну, кстати, да. Он даже так смотрится из-за деревьев.

Протоиерей И. Каледа

— Да, точно. (Смеется.)

А. Пичугин

— Достаточно экстравагантно так вырастает.

А. Митрофанова

— А у Вас строится «на Грязех». Ну, то есть богато, можно сказать, да? Что вот палитра названий именно храмов, связанных... Ну, то есть много храмов...

А. Пичугин

— А через дорогу — церковь Троицы в Хохлах!

А. Митрофанова

— Кстати говоря! (Смеется.)

А. Пичугин

— Где настоятель — отец Алексей Уминский, нам всем хорошо знакомый.

А. Митрофанова

— Да, богатая палитра. Отец Иоанн, прежде, чем, опять же, заговорим о Давиде Гареджийском, хочу уточнить: мы Вас представляем как исполняющего обязанности настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех. Предисловие к книге, которую мы сейчас будем обсуждать и которую Вы составили...

Протоиерей И. Каледа

— Такая красивая!

А. Митрофанова

— Невероятно красивая книга, потрясающее издание, которое хочется иметь у себя дома... Вот в этом предисловии рассказывается история, как в 90-е годы Вы познакомились ближе с жизнью преподобного Давида Гареджийского. И, рассказывая эту историю, Вы тоже обозначаете себя как исполняющего обязанности настоятеля того же самого храма. Что называется, прошло 20 лет. Вы — исполняющий обязанности. Ну есть же какое-то продвижение у священников — был исполняющим, стал, собственно, настоятелем, и так далее. Потом дальше куда-то двинулся, и прочее. У меня есть такое предположение, что это неслучайно. Исполняющий обязанности, Вы как будто бы сознательно остаетесь на второй роли, давая первое место кому-то другому. И, судя по тому, что я прочитала в этом предисловии, настоятелем храма Вы лично понимаете самого преподобного Давида Гареджийского.

Протоиерей И. Каледа

— Конечно!

А. Митрофанова

— То есть так и есть? Почему?

Протоиерей И. Каледа

— С этим связана тоже одна история. Ну, для меня лично Давид Гареджийский открылся летом 1996 года, когда я служил в храме Спасо-Преображения в Тушино, у отца Федора Соколова. Там много и часто заказывали молебны преподобному Давиду Гареджийскому, но я долгие годы никак не мог понять, почему такому малоизвестному святому так часто заказываются молебны.

А. Митрофанова

— Ну да, не святитель Николай, не преподобный Сергий, не Серафим Саровский. Да, понимаю.

Протоиерей И. Каледа

— И вот как раз во время празднования именин отца Владимира Сычева я в первый раз услышал о помощи женщинам преподобного Давида Гареджийского. Как раз в это время...

А. Митрофанова

— Именно женщинам?

Протоиерей И. Каледа

— В первую очередь, женщинам. И в это время как раз Олег Васильевич Шведов, староста храма, он большой почитатель грузинских святынь, издал книгу «Преподобный Давид Гареджийский и его Святая Лавра». Почитав эту книгу, я стал женщин отсылать своих в их проблемах к преподобному Давиду Гареджийскому. И за полгода, пока я оставался служить в этом храме, было пять случаев, когда кто-то из женщин не доехал до больницы, кто-то не доехал до операционного стола. Естественно, получив новое послушание исполняющего обязанности храма Живоначальной Троицы на Грязех, я тоже стал всех посылать к преподобному. Очень быстро появились и желание, и потребность написать икону этому святому. После того, как икона была написана и освящена 8 февраля 1998 года, мы начали служить по понедельникам молебны, на которые собираются женщины — ну, раньше из Москвы, теперь далеко не только из Москвы, но и из зарубежья тоже. Ну, естественно, русскоязычные.

А. Митрофанова

— Из других городов России тоже приезжают.

Протоиерей И. Каледа

— Да, из многих городов России, из Украины. Порой даже приезжают из Европы, но русские эмигранты. И вот летом 1998 года однажды в храм пришла женщина и стала сторожа пытать: где здесь в округе есть храм (он и на храм не похож, у нашего храма были снесены купол и колокольня, и здание отнюдь с первого раза не прочитаешь как храм)... «Где-то у Вас здесь есть храм, который на храм не похож, там настоятель с грузинской фамилией, он всем женщинам помогает».

А. Митрофанова

— (Смеется.) Прекрасно!

Протоиерей И. Каледа

— Вот. Сторож долго упирался, пока мимо не проходила одна из сотрудниц, которая сказала: «Ну, Вы именно туда и попали».

А. Митрофанова

— То есть она поняла, что речь идет о храме Троицы на Грязех, который внешне, действительно, наверное, в то время, скорее, больше дом напоминал просто, чем храм. И речь идет о преподобном Давиде Гареджийском, про которого эта женщина где-то слышала и решила, что это настоятель?

Протоиерей И. Каледа

— Да, да-да.

А. Митрофанова

— А женские проблемы — я так понимаю, они связаны именно с женским здоровьем и возможностью забеременеть, правильно?

Протоиерей И. Каледа

— Вообще женское здоровье.

А. Митрофанова

— В широком смысле? То есть самые разные аспекты?

Протоиерей И. Каледа

— В широком смысле. И как раз вот, когда, я говорил, было пять случаев, когда кто-то не доехал до больницы, кто-то до операционного стола, у кого-то были кисты, у кого-то опухоли, так что там было отнюдь не с деторождением.

А. Пичугин

— Ну, пока мы далеко не ушли от настоятельства, такая тема. Я вспоминаю такой случай, когда... В Москве есть — наши постоянные слушатели, наверняка, знают это учебное заведение — Российский православный университет святого апостола Иоанна Богослова. Как-то в канцелярии мне рассказывали свидетели — кто-то трубку взял, раздается звонок: «Здравствуйте! Это Университет Иоанна Богослова?». — «Да». — «К телефону его позовите, пожалуйста!».

А. Митрофанова

— (Смеется.)

А. Пичугин

— Ну, было понятно. Это были времена ректорства отца Ивана Экономцева. Иоанн Богослов, Иван Экономцев... «Иоанна Богослова к телефону».

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Напомню, что в гостях у нас сегодня протоиерей Иоанн Каледа, настоятель, точнее сказать, исполняющий ответственности настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских Ворот в Москве. И мы говорим сегодня о преподобном Давиде Гареджийском, потому что отец Иоанн, во-первых, написал, составил прекрасную книгу о нем, а во-вторых, иконы преподобного Давида Гареджийского есть в этом самом храме Троицы на Грязех. Это теперь уже известное место. За 20 лет, я думаю, много народу у Вас там побывало, и «сарафанное радио» работает хорошо. Теперь еще радио «Вера» подключается. Внимание, наверное, можно обратить разных женщин, у которых...

А. Пичугин

— Не только женщин, я думаю.

А. Митрофанова

— Но и мужчин тоже, по большому-то счету, да? Если есть какие-то сложности со здоровьем и есть желание обратиться с этим вопросом к преподобному Давиду Гареджийскому.

А. Пичугин

— Просто лет 15 назад я достаточно часто заходил в храм Троицы на Грязех, просто к иконе Давида Гареджийского, не зная каких-то особенностей и нюансов. Просто в Москве тогда это был популярный святой, и все знали, что в храме Троицы на Грязех есть его икона. Кстати, икона, как я понимаю сейчас, глядя в Вашу книгу, новая.

Протоиерей И. Каледа

— Все иконы Давида Гареджийского нашего храма — они новые.

А. Пичугин

— Я думал, что она старинная.

А. Митрофанова

— Нет, ну отец Иоанн же сказал, что она написана была в 90-е годы, в 1998 году ее освятили.

А. Пичугин

— Теперь я понял, да.

А. Митрофанова

— Наверное, отец Иоанн, стоит сейчас уже к личности самого преподобного Давида обратиться. Что из его жизнеописания Вас наиболее тронуло, что ли, когда Вы эту книгу составляли и, может быть, когда Вы впервые услышали о его жизни? Есть один популярный эпизод, который многие, думаю, узнают — как он ходил в паломничество на Святую Землю, мы к нему обратимся обязательно. Может быть, что-то еще из его жизни Вас так особенно тронуло?

Протоиерей И. Каледа

— Ну, я думаю, что более яркого, чем этот эпизод, не было, да.

А. Митрофанова

— Тогда расскажите, да, про что речь.

Протоиерей И. Каледа

— Под конец своей жизни преподобный Давид решил поклониться Святому Гробу и отправился во святой град Иерусалим. Естественно, самолетов тогда не было...

А. Митрофанова

— Это VI век по Рождестве Христовом, правильно?

Протоиерей И. Каледа

— Это конец VI — начало VII века. Преподобный скончался в 604 году.

А. Митрофанова

— На рубеже веков.

Протоиерей И. Каледа

— Да, на рубеже VI и VII веков. И отправился в Иерусалим пешком. Естественно, путь занял несколько месяцев — по предварительным подсчетам. Но, взойдя на гору, откуда открывается вид на Иерусалим, он своим спутникам сказал, что «я, грешный, недостоин своими ногами топтать ту землю, по которой ступала нога Спасителя — с меня довольно и того, что я отсюда, вот издалека видел Святой Град». «Вы идите и за меня поклонитесь Гробу Господню!». Оставшись один, он долго молился, потом из-под ног взял три камня, взятых как бы от Гроба Господня, и пошел восвояси.

А. Митрофанова

— На память себе взял.

Протоиерей И. Каледа

— Да. А в это время Иерусалимскому патриарху явился ангел, который сказал, что возлюбленный Божий Давид (кстати, «Давид» переводится как «возлюбленный») взял всю благодать Гроба Господня. И чтобы она окончательно не оскудела, велели снарядить скорохода, который найдет такого путника с сумой, и пусть скажет ему, что он унес всю благодать Иерусалима, и чтобы она окончательно не оскудела, пускай два камня он вернет, а один возьмет к себе в обитель. И вот этот вот камень, который в историю его и вошел как Благодатный камень преподобного Давида, он прошел через тысячелетие — мы уже можем говорить, не только столетия, — и до настоящего времени он является одной из главных святынь Грузинской церкви. В настоящее время он находится в сокровищнице Святейшего Патриарха, в алтаре нового кафедрального собора Святой Троицы в Тбилиси. И выносится только по большим праздникам.

А. Митрофанова

— Есть фотографии этого камня у Вас в книге. Он гладкий, красивого такого терракотового цвета — ну, песочного, скорее, даже цвета, а не терракотового. И есть фотография, где на гробнице преподобного Давида Гареджийского, на покрывале тоже какой-то камень лежит. Это не он, это какой-то другой?

Протоиерей И. Каледа

— Другой.

А. Пичугин

— Копия?

Протоиерей И. Каледа

— В течение веков камень преподобного Давида долгое время лежал непосредственно на гробнице. Да, его и прятали, его и теряли.

А. Митрофанова

— Ой...

Протоиерей И. Каледа

— Дело в том, что Грузия постоянно подвергалась различным нападениям, опустошениям. И, естественно, святыни прятали. В частности, в 1811 году, при реконструкции храма неожиданно нашли замурованную полость, в которой находился Благодатный камень преподобного Давида.

А. Митрофанова

— Случайно обнаружили?

Протоиерей И. Каледа

— Случайно, да. Ну, у Господа случайностей не бывает.

А. Митрофанова

— (Смеется.) Это правда.

Протоиерей И. Каледа

— Да, его обнаружили. По описаниям он совпадает с тем камнем, который был известен до этого, и с ним потом было связано несколько чудес, которые подтвердили, что это именно тот камень, который действительно принес преподобный Давид из Иерусалима. В советское время — ну, после закрытия Лавры, в начале 20-х годов — камень попал в музей. Ну, и в постсоветское время он был передан из Музея Грузинской патриархии и находился раньше в алтаре кафедрального Сионского собора, сейчас, после освящения Цминда Самеба (храма Святой Троицы), нового кафедрального собора, он находится там. Когда же в 2000 году по благословению святейшего Илии была вскрыта гробница преподобного Давида...

А. Пичугин

— В каком году, простите, еще раз?

Протоиерей И. Каледа

— В августе 2000 года.

А. Пичугин

— Угу. И фотография вскрытия гробницы есть как раз в Вашей книге?

Протоиерей И. Каледа

— Да, да. Это уникальнейшая фотография, переданная для книги Грузинской церковью.

А. Митрофанова

— Надо пояснить, что гробницу эту вскрыли с целью исследования и благоговейного осмотра мощей.

Протоиерей И. Каледа

— Да!

А. Митрофанова

— Потому что когда мы говорим «вскрыли гробницу» — мало ли, что может быть! Там, какие-нибудь расхитители сокровищ, или что-то еще!

А. Пичугин

— Нет-нет, по-разному. В 2000 году, мы все-таки понимаем, что это уже Грузинская церковь вскрыла.

А. Митрофанова

— Да. Ну, на всякий случай лучше уточнить.

Протоиерей И. Каледа

— Да. И это было сделано по благословению Святейшего Патриарха. Удостоверились, что мощи на месте. Был взят один маленький фрагмент, который находится у грузинского Патриарха, мощи благоговейно омыли, покрыли покрывалом, смазали миром и прочим, и гробница была запечатана. Потом сверху был положен камень — в память о том камне, который принес преподобный Давид Гареджийский. Этот камень пролежал на гробнице около 15 лет.

А. Митрофанова

— А теперь?

Протоиерей И. Каледа

— В 2015 году прихожане нашего храма вышили покров на гробницу преподобного Давида. И когда этот покров был перенесен в Грузию, естественно, первым делом, перенесен в Грузинскую патриархию и показан Святейшему Патриарху, а потом перенесен в Гареджи. И вот после этого тот вот камень, который лежал 15 лет на гробнице, передали в наш храм. И сейчас он находится в алтаре нашего храма.

А. Пичугин

— Выносите его иногда?

Протоиерей И. Каледа

— Мы по понедельникам, когда служим молебны Давиду Гареджийскому, его износим — для всеобщего поклонения.

А. Митрофанова

— История — современная уже — про чудесное перенесение камня из Грузии в Москву, в храм Троицы на Грязех. Действительно, можно приехать к Вам... И во сколько у Вас эти молебны проходят?

Протоиерей И. Каледа

— Молебны у нас совершаются по понедельникам в 18 часов.

А. Митрофанова

— То есть после работы можно приехать к Вам туда, и?..

Протоиерей И. Каледа

— Да, да. Если на следующий день нет Великого праздника и не служится Всенощная.

А. Пичугин

— Надо еще раз напомнить или сказать адрес церкви Троицы на Грязех. Это улица Покровка, номер дома сейчас отец Иоанн скажет...

Протоиерей И. Каледа

— 13.

А. Пичугин

— Дом 13. Это либо от «Чистых прудов» пешочком минут 10, либо на трамвае пару-тройку остановок, или от метро «Китай-город» — выход на Маросейку, и на Маросейке, когда она перейдет в Покровку, с левой стороны будет церковь Троицы на Грязех. Сейчас у нас небольшой перерыв. Я, кстати, пока не забыл, хочу напомнить. Мы тут с коллегами периодически спорим о необходимости возрождения тех или иных московских храмов. Вот отец Иоанн является еще и де-юре как бы — мне кажется, это никак не оформлено документально — настоятелем, не настоятелем, ну, таким духовником, скорее...

Протоиерей И. Каледа

— Куратором, скорее.

А. Пичугин

— ...куратором, да, инициативной группы по возрождению чудеснейшего, моего самого любимого московского храма, который я никогда не видел, и никто, наверное, его не видел уже из... Ну, видели, конечно, старики, но когда-то в далекой юности... Храм Успения на Покровке, который в 30-е годы был снесен, который стоял по соседству с церковью Троицы на Грязех. Там удивительный был храм, благодаря которому Лихачев, как он сам говорил, начал заниматься русской культурой, Достоевский называл его «русским Нотр-Дам». По легенде, Наполеон приказал выставить охрану вокруг этого храма во время московского пожара. Но в 30-е годы пришли другие люди и посчитали, что не должен находиться... И вот эта вечная история, которая тянется уже больше 20 лет, с инициативной группой по возрождению храма... Ну просто хотелось об этом сказать — что отец Иоанн еще и занимается вот таким благим, все равно потрясающим, на мой взгляд, делом, которое, я надеюсь, может быть, вдруг когда-нибудь приведет к тому, что мы вновь увидим чудеснейший, самый красивый московский храм. Мы напомним, что гостем программы «Светлый вечер» сегодня является протоиерей Иоанн Каледа, исполняющий обязанности настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских Ворот. Мы говорим про преподобного Давида Гареджийского — в связи с тем, что вышла книга, которую составил отец Иоанн. Эта книга — еще и потрясающий альбом, я никак не могу оторваться от чудеснейших фотографий, которые здесь — и картины, и иконы...

А. Митрофанова

— А я через микрофон с завистью поглядываю туда!

А. Пичугин

— Сейчас я тебе передам, да, да!

А. Митрофанова

— Спасибо! (Смеется.)

А. Пичугин

— Алла Митрофанова, я — Алексей Пичугин, и отец Иоанн Каледа. Мы вернемся через минуту.

А. Митрофанова

— Еще раз добрый светлый вечер, дорогие слушатели! Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова. И напоминаю, что в гостях у нас сегодня протоиерей Иоанн Каледа, исполняющий обязанности настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских Ворот, автор-составитель книги о преподобном Давиде Гареджийском, о котором мы сегодня говорим. Отец Иоанн, а если чуть-чуть пораньше еще «отмотать» вот эту линейку времени, жизнь преподобного Давида Гареджийского, — собственно, как он в Грузии оказался? Ведь он по своему происхождению — поправьте меня, — по-моему, сириец и пришел из одного из сирийских таких очень строгих монастырей вместе с другими 12 монахами. Они специально выбрали для себя Грузию как место проповеди, почувствовали, видимо, какую-то тягу к апостольскому служению и поняли, что в этом месте их труды могли бы пригодиться. Потому что есть святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, благодаря которой страна обратилась ко Христу, но к тому моменту она ведь уже была с Богом, она уже была не среди людей — ну, как бы физически не среди людей. И вот пришел такой десант духовный, можно сказать, в лице 13 монахов. Что это были за люди, расскажите.

Протоиерей И. Каледа

— Скажем так, мы помним, что Грузия — это первый придел Пресвятой Богородицы, который ей достался по жребию и вере. Но когда она собралась туда идти, то ангел Господень ей сказал, что «этот удел просветится в последующие дни, а ты пока пошли туда апостола Андрея». По благословению Божьей Матери первая проповедь в Западной Грузии была именно через апостола Андрея Первозванного. Потом, в начале IV века Пресвятая Богородица благословила в Иерусалиме равноапостольную Нину идти в Грузию с проповедью Христа. Именно вследствие ее проповеди в 326 году Грузия приняла Святое Крещение. Вместе с тем надо сказать, что Грузия находилась под постоянным влиянием могущественного соседа Персии. Начиная с того, что, по одной из версий, святой равноапостольный царь Мириан, при котором Грузия приняла крещение, был внебрачным сыном персидского шаха. И персы много делали для того, чтобы препятствовать и искоренить христианство. И они усиленно стали насаждать огнепоклонничество, устраивая множество различных школ и давая ремесленникам и купцам различные эти льготы — тем, кто оставляет христианство и переходит в огнепоклонничество.

А. Пичугин

— Это такая общая история отношения христианства с соседями разных совершенно религий.

Протоиерей И. Каледа

— Да. И в середине VI века бывало так, что капища огнепоклонников бывали, в частности, в Тбилиси чуть ли не у входа в православный храм. Именно в это время Пресвятая Богородица явилась одному из настоятелей сирийских монастырей — преподобному Иоанну, вошедшему в историю Церкви как Иоанн Зедазнийский, с указанием отобрать 12 своих учеников и вместе с ними отправиться в Иверию, в Грузию для проповеди Христа. И среди этих учеников и оказался преподобный Давид Гареджийский. По прибытии во Мцхету — древнюю столицу Иверии — отцы были встречены католикосом, духовенством и поселились на соседней горе — Зедазени, почему преподобный Иоанн и получил название Зедазнийский. Через три года Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Иоанну и велела разослать своих учеников в разные концы Иверии. Преподобный Давид избрал местом своей проповеди город Тбилиси.

А. Пичугин

— Что представлял собой тогда нынешний Тбилиси?

Протоиерей И. Каледа

— Тогда Тбилиси был новой столицей Грузинского царства. естественно, был небольшой город. Он поселился за пределами города, на горе, которая сейчас называется Мтацминда, что значит «Святая гора», или Мамадавити — «отец Давид».

А. Пичугин

— Там, на этой горе, если я не ошибаюсь, если речь идет о той горе, пантеон грузинских героев.

Протоиерей И. Каледа

— Да-да-да.

А. Пичугин

— Грибоедов похоронен там.

Протоиерей И. Каледа

— Да. Вот первый был похоронен Грибоедов. Там он поселился со своим учеником Лукианом, и по четвергам он спускался в город для проповеди христианства. Многие отзывались на его проповедь и вновь возвращались к христианству. Естественно, это очень не понравилось жрецам-огнепоклонникам, и они решили избавиться от преподобного. И нашли одну падшую девицу, которая обвинила, что виновник ее греха — преподобный Давид. Жители, естественно, возмутились, вызвали преподобного на суд. Он пришел, своим жезлом коснулся чрева этой девицы и у младенца спросил: «Я ли твой отец?». Все услышали ответ: «Нет». — «А кто?». — И был назван истинный виновник ее грехопадения. После этого ярость толпы обратилась на эту женщину. И, несмотря на старания преподобного, женщина была забита камнями. А перед этим она на глазах у всех подняла камень. Так что на этом месте потом был построен храм, который в народе называется как Квашвети, в переводе на русский — из двух слов: «ква» — камень, «шва» — родить.

А. Митрофанова

— Конечно, это феномен, когда в месте, связанном с таким трагическим эпизодом, ставится храм, с одной стороны, а с другой стороны, наверное, это напоминание, что ли, такое своеобразное.

Протоиерей И. Каледа

— Я думаю, там есть еще одно. С одной стороны, да, по поводу женщины — это трагедия, ее забили. Но, вместе с тем, это было и прославление Господа. Младенец проглаголил, провозгласил из чрева.

А. Митрофанова

— Вы знаете, но он же родился, получается, мертвым, этот ребенок. Мне так жалко! И ее жалко, и ребенка жалко. Ну вот человек оступился — ну, всякое бывает. А дальше — ну, я не знаю, сколько ей там было лет. Вполне возможно, что она не вполне еще была...

Протоиерей И. Каледа

— Она... Судя по всему, она была именно девицей, она была молодая, да.

А. Митрофанова

— Ну вот ей запудрили мозги, каких-то денег посулили. Откуда мы знаем, как она жила? И она оговорила великого святого. Тем более, что сам преподобный Давид — он, судя по всему, ее и простил, и готов был за нее вступиться. Но там же толпа была.

Протоиерей И. Каледа

— Да, он пытался остановить толпу.

А. Митрофанова

— Да. Вот мне так жалко просто. Вся эта история — она какая-то такая... прямо трагичная.

Протоиерей И. Каледа

— Она, конечно, трагичная. Но, с другой стороны, если смотреть не с точки зрения земной жизни, а жизни Вечности, может быть, через эти вот страдания она и искупила свой грех.

А. Митрофанова

— Возможно. О преподобном Давиде, конечно, в Вашей книге сказано очень много...

Протоиерей И. Каледа

— И как раз вот после этого, сетуя о том, что он не смог остановить расправу над женщиной, преподобный покинул Тбилиси. Но пред этим он испросил у Господа на месте своих подвигов целебный источник, к которому уже почти полторы тысячи лет прибегают все грузинские женщины.

А. Митрофанова

— Это хорошо.

Протоиерей И. Каледа

— Да.

А. Пичугин

— Мы напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня протоиерей Иоанн Каледа, исполняющий обязанности настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских Ворот. Говорим мы сегодня про преподобного Давида Гареджийского — в связи с тем, что отец Иоанн выпустил книгу, замечательную книгу-альбом (мне кажется, даже альбомом можно, скорее, ее назвать) — с иллюстрациями, картинами, репродукциями, фотографиями из поездок в Давидо-Гареджийский монастырь. Вот про Давид Гареджийский монастырь хотелось бы поговорить. Отец Иоанн, Вы туда ездите, я так понимаю, не то, что раз в год, а может быть, даже и несколько раз в год. Что для Вас эта обитель? Вот у людей православных всегда есть какой-нибудь монастырь, даже если они не очень любят ездить по монастырям, всегда есть...

Протоиерей И. Каледа

— Вот я думаю о себе, наверное, да?

А. Пичугин

— ...всегда есть какие-то монастыри, которые очень близки сердцу. Я вот люблю, хотя был там всего один раз, но все время хочется туда вернуться из российских, русских монастырей — Павло-Обнорский монастырь в Вологодской области, недалеко от границы с Ярославской. Потому что очень люблю Павла Обнорского. Люблю Антониев-Сийский монастырь. Люблю вообще северные монастыри и эту северную русскую монашескую историю, когда они уходили от городов — конечно, не настолько суетливых, как сейчас, те города были гораздо спокойнее, но все равно они уходили и таким образом открывали какие-то новые перспективы в истории нашей страны. А вот у Вас, я так понимаю, Давидо-Гареджийский монастырь. Я в начале программы сказал, что я часто пересматриваю свои фотографии оттуда. Мне там очень понравилось. Я помню, как я ходил по этим горным тропкам, как я заходил в эти монашеские кельи. Это совсем удивительная история, совершенно иная, может быть, непонятная для тех, кто привык к таким суровым русским монастырям за огромными стенами. Вот расскажите, что такое для Вас обитель святого преподобного Давида Гареджийского?

А. Митрофанова

— Вы же там часто бываете?
Протоиерей И. Каледа

— Приехав в Грузию, не быть в Гареджи не могу! (Смеется.)

А. Митрофанова

— Прекрасный ответ!

А. Пичугин

— Ну, в общем, да.

Протоиерей И. Каледа

— Да. Причем, стараюсь, когда есть возможность, быть не только у преподобного Давида, но и в монастыре Иоанна Крестителя, основанном его учеником Лукианом по благословению Давида, и в монастыре Додос-Рка, основанном сподвижником преподобного Давида — преподобным Додо, который в тех местах спасался еще до прихода преподобного Давида. Когда там поселился преподобный Давид, он к нему пришел, был его сподвижником. Достаточно вскоре по благословению преподобного Давида он основал свой монастырь на другом склоне долины и был удостоен великой чести быть духовником преподобного Давида. Так что вот эти три места — они как бы все связаны воедино именем преподобного Давида Гареджийского. Надо сказать, что после того, как преподобный вернулся из Иерусалима, число братии дошло до 2 тысяч человек. Почему как раз он и благословил преподобного Лукиана основать еще один монастырь — в дополнение к монастырю преподобного Додо. И в последующем в Гареджи было основано более 20 монастырей, и было множество отдельных келий, почему Гареджи и называлась Грузинской Фиваидой. Конец Грузинской Фиваиды пришелся на пасхальную ночь 1615 года. В некоторых источниках указываются и 1616, и 1617 годы. Но будем считать, 1615 год. Во время нашествия персидского шаха Абаза, который расположился станом километрах в 15 от Гареджи, ночью вышел из шатра и вдали увидел, что по гребню горы движется множество огоньков. Это монахи со всех монастырей собрались в монастырь Удабно, который расположен как раз над собственно Лаврой, на гребне, и там был храм Воскресения Господня. И все насельники Гареджийской Пустыни собрались на престольный праздник там. И шах повелел всех их изничтожить. Монастырь был окружен. Кстати, настоятелю было видение ангела, который сказал о предстоящей опасности, велел объявить об этом братии и что кто хочет, тот может уйти. Ушли только двое послушников, которые потом одумались и вернулись. И как раз воины окружили монастырь во время литургии перед причастием, настоятель вышел, у них попросил одну милость — дать им возможность завершить литургию, причаститься. И после этого все они были избиты. И во вторник Светлой Седмицы Православная церковь празднует 600 тысяч преподобных мучеников Давидо-Гареджийских. Поэтому жизнь Гареджи — она была остановлена. Потом восстановилась, в первую очередь, в Давидо-Гареджийской лавре.

А. Пичугин

— Надо еще сказать, что история монастыря — она долгое время... да как — долгое время... Она вообще вся неразрывно связана с какими-то достаточно тяжелыми событиями. Не исключение — и наше время, когда существует серьезный территориальный спор. Монастырь разделяется, как я уже в начале программы сказал, на две части — часть его находится в Азербайджане, часть находится в Грузии. Граница прямо по монастырской территории проходит. Ну, вернее, вот та часть, где живут монахи, она, конечно же, в Грузии, но вот часть Древней Гареджи находится в Азербайджане, и уже очень много лет Грузия пытается обменять эти территории на какие-то другие, ну, а так как для Азербайджана это является стратегическими высотами, территория, он ничего менять не хочет. Там достаточно серьезный политический конфликт вокруг Давидо-Гареджи сейчас, вот в эти годы.

А. Митрофанова

— Видимо, очень сильное место, как это принято говорить, «место силы», и в таких местах, действительно, бывает, что и споры возникают, и трагические исторические эпизоды — опять же, если судить нашими земными мерками, как Вы меня справедливо поправили. Потому что есть другая история, с другим измерением. И там те люди, которые приняли смерь за Христа в этом монастыре, в общем, они... ну, фактически, они мученики и прославлены в лике святых.

Протоиерей И. Каледа

— Нет, не фактически, а реально. И те два послушника, которые было убежали...

А. Митрофанова

— ...а потом вернулись?

Протоиерей И. Каледа

— Да. Потом они с другой стороны долины обернулись и увидели множество венков, спускающихся с неба. И едва замедлили свой бег и как бы поднимаются наверх.

А. Митрофанова

— Обратно?

Протоиерей И. Каледа

— Да. И они-то поняли, что это вот их венцы. Поэтому переглянулись — и вернулись.

А. Митрофанова

— Это похоже на эпизод с Сорока мучениками Севастийскими, которых в озере держали в ледяной воде, а на берегу специально топили баню, чтобы им создать дополнительный стимул отказаться от Христа и закончить свое вот это очень серьезное испытание. И как раз один из воинов поддался, пошел греться — а вместо него венец вот этот мученический остался в озере видимым образом висящим, но без конкретного человека. И тогда один из как раз мучителей занял его место, потому что понял, что «да, я тоже так хочу, я хочу быть с ними». Очень сильные это все истории. А я еще читала в Вашей книге, как возник Давидо-Гареджийский монастырь и как в первое время, когда преподобный Давид там жил только со своим помощником Лукианом, и приходили к ним лани, и кормили их своим молоком. То есть они давали монахам молоко, которое они употребляли в пищу пять дней в неделю, кроме среды и пятницы. И очень трогательные отношения возникли между животными и вот этими двумя монахами. Монахи о них беспокоились, они их оберегали, какие-то охотники на них покушались, а монахи их предупредили, что, «Вы знаете, нет, это нам Господь дал этих животных, мы с ними дружат, они нас кормят, Вы их не трогайте, пожалуйста». И охотники так прониклись, что чуть ли не захотели в этом монастыре остаться, да? По-моему, там какая-то такая была вещь с ними связана.

Протоиерей И. Каледа

— Да-да-да.

А. Митрофанова

— Прямо ну потрясающе это все трогательно и возвращает к мысли о том, что человек в состоянии, когда преодолевает свое вот это «человеческое, слишком человеческое», начинает как-то очень хорошо ладить с окружающим миром и даже с миром животных — то, что было у преподобного Сергия, вот история, и у преподобного Серафима такая...

А. Пичугин

— Павел Обнорский жил в дупле, к нему приходили звери, он их кормил.

А. Митрофанова

— Вот. Вот это все прямо прекрасно как-то. Что там еще было из ранних этих историй, что меня поразило, это змей, которого они обнаружили этажом ниже. Был у них какой-то сосед там, в пещере жил, как раз олененка утащил к себе, да?

Протоиерей И. Каледа

— Да.

А. Митрофанова

— Расскажите, пожалуйста, напомните, что там за история с ним была связана.

Протоиерей И. Каледа

— Однажды во внеурочное время к преподобному Давиду и Лукиану прибежали лани. И среди них не оказалось одного детеныша. Тогда преподобный Давид стал спускаться вниз, смотреть, кто же обидел ланей. И увидел змея, которому он велел срочно убраться из этих мест, а то пригрозил рассечь его чрево своим посохом, завершенным крестом. Змей взмолился — дьявол, бес, который обитал в этом змее, — что «ты взойди на гору и смотри за мной, чтобы со мной ничего не случилось, а я спущусь в реку, в Куру, и покину, в Каспийское море пойду». Преподобный обещал. Но когда он взошел на гору, его окликнул ангел. Преподобный обернулся, а в это время молнией змей был повержен, сожжен. Преподобный сокрушался, что «как же так, змей доверился мне»...

А. Митрофанова

— «Я ему пообещал».

Протоиерей И. Каледа

— Да, «я ему обещал».

А. Митрофанова

— Очень трогательно.

Протоиерей И. Каледа

— На что ангел ему сказал, что если бы он остался невредимым, то он бы в последующем много навредил бы людям и погубил бы множество кораблей в Каспийском море.

А. Пичугин

— У нас, к сожалению, время программы подошло к концу. Я напомню, что мы говорили про Давида Гареджийского — в связи с тем, что отец Иоанн, наш сегодняшний гость, выпустил книгу, ему посвященную. А где эту книгу можно найти?

А. Митрофанова

— Там и эта, и множество других, невероятно таких человечных историй, я бы сказала.

А. Пичугин

— Там столько фотографий и картинок, что сразу хочется в Гареджи.

А. Митрофанова

— (Смеется.) Это правда.

А. Пичугин

— А где можно ее?.. В храме Троицы на Грязех?

Протоиерей И. Каледа

— На сегодняшний день — в храме Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских Ворот.

А. Митрофанова

— Кстати, повод в храм зайти.

А. Пичугин

— Да, и там икона прекрасная совершенно.

Протоиерей И. Каледа

— Вот. И еще хочу сделать объявление, что 8 ноября в 19:30 в храме мученицы Татьяны при Московском университете состоится презентация этой книги. Так что... Куда, естественно, можно прийти, послушать о книге и ее приобрести.

А. Пичугин

— Прекрасно. 8 ноября в храме Мученицы Татьяны, в университетском храме на Моховой.

Протоиерей И. Каледа

— Ежели у кого-то будет желание, думаю, что можно будет и получить автограф автора. (Смеется.)

А. Пичугин

— Спасибо большое! Протоиерей Иоанн Каледа, исполняющий обязанности настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот в Москве, был гостем программы «Светлый вечер». Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Алексей Пичугин...

А. Пичугин

— До встречи!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем