
Римский император Феодосий запретил в стране язычество, провозгласил веру во Христа государственной религией, объявил Символ веры непререкаемым, а все его искажения — ересями. Но при этом он прекрасно понимал, что никакие указы не защитят его собственных сыновей от тлетворных заблуждений, если их наставник не будет укоренен в апостольской вере. Феодосий повелел найти для Аркадия и Гонория преподавателя не только образованного, но и боголюбивого. И вскоре перед ним с докладом предстал советник.
— Чем порадуешь меня, Руфин? Нашелся человек, достойный преподавать науки царским детям?
— Есть такой человек, ваше императорское величество. Это некий Арсений, уроженец Рима. Он из благородной семьи, получил разностороннее образование, блестяще владеет греческим и латинским языками.
— Он христианин?
— Несомненно. Несколько лет назад Арсений был рукоположен в дьяконы и поныне служит Богу в одном из храмов Рима.
— Он не слишком стар?
— В нынешнем, триста восемьдесят третьем году, ему исполнилось двадцать девять лет. Возраст душевной зрелости и расцвета творческих сил!
— Ну что ж, пусть Арсений будет представлен ко двору.
Гонорий и Аркадий полюбили своего учителя. Он был открыт и дружелюбен, научные сведения излагал понятно и увлекательно. Рассказы Арсения о Христе воспламеняли сердца мальчиков любовью к Богу, он открыл своим воспитанникам радость искренней молитвы. Заботами Феодосия учитель ни в чём не нуждался. Его покои располагали к комфорту, одежда и благовония были изысканными, стол не отличался от императорского. Однако, Арсения все эти блага не радовали. Он тяготился роскошью дворца и по ночам со слезами просил Бога указать ему путь спасения. И однажды в ответ на молитву он услышал голос, призывающий: «Беги от людей, и спасёшься!». Не мешкая, Арсений покинул дворец и сел на корабль, направляющийся в Александрию. Он твердо решил искать уединенного монашеского жития в Египте, в долине Вади-Натрун на северо-Востоке Ливийской пустыни.
Приняв иноческий постриг в одной из пустынных обителей и пройдя науку послушания у преподобного Иоанна Колова, Арсений затворился в отдалённой келье. Он предался аскетическим подвигам, лишая себя малейшего удобства. Добывал себе пропитание, плетя корзины, при этом соблюдал полное молчание и пребывал умом в непрестанной беседе с Богом. Видя усердие отшельника, монахи стали искать у него советов. Он никому не отказывал, давая краткие, но мудрые ответы на вопросы. Ищущих беседы с Арсением становилось все больше, он переселялся на новое место, но его вновь находили. Вскоре слава о подвижнике достигла императора. Советник Феодосия навестил в пустыне покинувшего дворец учителя и доложил правителю о своей поездке. Император выслушал чиновника.
— Значит, Арсений предпочёл пустынножительство придворной роскоши? Выбор достойный! Но не обидно ли ему зарывать в землю дарованные Богом таланты? Обладая его красноречием, можно было бы многих научить добродетелям!
— Я сказал ему об этом! Он ответил, что часто раскаивался в своих словах, а в молчании — никогда.
— Что ж, мудрый ответ! И возразить тут, пожалуй, нечего.
Преподобный Арсений прожил в пустыне пятьдесят пять лет. Видя монашеские труды аскета, современники именовали его великим. До конца своих дней святой избегал общения с людьми, поэтому немного его слов сохранилось в летописях. Но те, что известны, и сейчас остаются ценными для каждой души, ищущей Бога. Пройдя путь подвижника, Арсений сказал: «Совершая подвиги бдения и поста, важно беречь себя от ненависти, гнева, осуждения и гордости». Это наставление преподобного можно считать его духовным завещанием.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер