Римский император Феодосий запретил в стране язычество, провозгласил веру во Христа государственной религией, объявил Символ веры непререкаемым, а все его искажения — ересями. Но при этом он прекрасно понимал, что никакие указы не защитят его собственных сыновей от тлетворных заблуждений, если их наставник не будет укоренен в апостольской вере. Феодосий повелел найти для Аркадия и Гонория преподавателя не только образованного, но и боголюбивого. И вскоре перед ним с докладом предстал советник.
— Чем порадуешь меня, Руфин? Нашелся человек, достойный преподавать науки царским детям?
— Есть такой человек, ваше императорское величество. Это некий Арсений, уроженец Рима. Он из благородной семьи, получил разностороннее образование, блестяще владеет греческим и латинским языками.
— Он христианин?
— Несомненно. Несколько лет назад Арсений был рукоположен в дьяконы и поныне служит Богу в одном из храмов Рима.
— Он не слишком стар?
— В нынешнем, триста восемьдесят третьем году, ему исполнилось двадцать девять лет. Возраст душевной зрелости и расцвета творческих сил!
— Ну что ж, пусть Арсений будет представлен ко двору.
Гонорий и Аркадий полюбили своего учителя. Он был открыт и дружелюбен, научные сведения излагал понятно и увлекательно. Рассказы Арсения о Христе воспламеняли сердца мальчиков любовью к Богу, он открыл своим воспитанникам радость искренней молитвы. Заботами Феодосия учитель ни в чём не нуждался. Его покои располагали к комфорту, одежда и благовония были изысканными, стол не отличался от императорского. Однако, Арсения все эти блага не радовали. Он тяготился роскошью дворца и по ночам со слезами просил Бога указать ему путь спасения. И однажды в ответ на молитву он услышал голос, призывающий: «Беги от людей, и спасёшься!». Не мешкая, Арсений покинул дворец и сел на корабль, направляющийся в Александрию. Он твердо решил искать уединенного монашеского жития в Египте, в долине Вади-Натрун на северо-Востоке Ливийской пустыни.
Приняв иноческий постриг в одной из пустынных обителей и пройдя науку послушания у преподобного Иоанна Колова, Арсений затворился в отдалённой келье. Он предался аскетическим подвигам, лишая себя малейшего удобства. Добывал себе пропитание, плетя корзины, при этом соблюдал полное молчание и пребывал умом в непрестанной беседе с Богом. Видя усердие отшельника, монахи стали искать у него советов. Он никому не отказывал, давая краткие, но мудрые ответы на вопросы. Ищущих беседы с Арсением становилось все больше, он переселялся на новое место, но его вновь находили. Вскоре слава о подвижнике достигла императора. Советник Феодосия навестил в пустыне покинувшего дворец учителя и доложил правителю о своей поездке. Император выслушал чиновника.
— Значит, Арсений предпочёл пустынножительство придворной роскоши? Выбор достойный! Но не обидно ли ему зарывать в землю дарованные Богом таланты? Обладая его красноречием, можно было бы многих научить добродетелям!
— Я сказал ему об этом! Он ответил, что часто раскаивался в своих словах, а в молчании — никогда.
— Что ж, мудрый ответ! И возразить тут, пожалуй, нечего.
Преподобный Арсений прожил в пустыне пятьдесят пять лет. Видя монашеские труды аскета, современники именовали его великим. До конца своих дней святой избегал общения с людьми, поэтому немного его слов сохранилось в летописях. Но те, что известны, и сейчас остаются ценными для каждой души, ищущей Бога. Пройдя путь подвижника, Арсений сказал: «Совершая подвиги бдения и поста, важно беречь себя от ненависти, гнева, осуждения и гордости». Это наставление преподобного можно считать его духовным завещанием.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.