
Римский император Феодосий запретил в стране язычество, провозгласил веру во Христа государственной религией, объявил Символ веры непререкаемым, а все его искажения — ересями. Но при этом он прекрасно понимал, что никакие указы не защитят его собственных сыновей от тлетворных заблуждений, если их наставник не будет укоренен в апостольской вере. Феодосий повелел найти для Аркадия и Гонория преподавателя не только образованного, но и боголюбивого. И вскоре перед ним с докладом предстал советник.
— Чем порадуешь меня, Руфин? Нашелся человек, достойный преподавать науки царским детям?
— Есть такой человек, ваше императорское величество. Это некий Арсений, уроженец Рима. Он из благородной семьи, получил разностороннее образование, блестяще владеет греческим и латинским языками.
— Он христианин?
— Несомненно. Несколько лет назад Арсений был рукоположен в дьяконы и поныне служит Богу в одном из храмов Рима.
— Он не слишком стар?
— В нынешнем, триста восемьдесят третьем году, ему исполнилось двадцать девять лет. Возраст душевной зрелости и расцвета творческих сил!
— Ну что ж, пусть Арсений будет представлен ко двору.
Гонорий и Аркадий полюбили своего учителя. Он был открыт и дружелюбен, научные сведения излагал понятно и увлекательно. Рассказы Арсения о Христе воспламеняли сердца мальчиков любовью к Богу, он открыл своим воспитанникам радость искренней молитвы. Заботами Феодосия учитель ни в чём не нуждался. Его покои располагали к комфорту, одежда и благовония были изысканными, стол не отличался от императорского. Однако, Арсения все эти блага не радовали. Он тяготился роскошью дворца и по ночам со слезами просил Бога указать ему путь спасения. И однажды в ответ на молитву он услышал голос, призывающий: «Беги от людей, и спасёшься!». Не мешкая, Арсений покинул дворец и сел на корабль, направляющийся в Александрию. Он твердо решил искать уединенного монашеского жития в Египте, в долине Вади-Натрун на северо-Востоке Ливийской пустыни.
Приняв иноческий постриг в одной из пустынных обителей и пройдя науку послушания у преподобного Иоанна Колова, Арсений затворился в отдалённой келье. Он предался аскетическим подвигам, лишая себя малейшего удобства. Добывал себе пропитание, плетя корзины, при этом соблюдал полное молчание и пребывал умом в непрестанной беседе с Богом. Видя усердие отшельника, монахи стали искать у него советов. Он никому не отказывал, давая краткие, но мудрые ответы на вопросы. Ищущих беседы с Арсением становилось все больше, он переселялся на новое место, но его вновь находили. Вскоре слава о подвижнике достигла императора. Советник Феодосия навестил в пустыне покинувшего дворец учителя и доложил правителю о своей поездке. Император выслушал чиновника.
— Значит, Арсений предпочёл пустынножительство придворной роскоши? Выбор достойный! Но не обидно ли ему зарывать в землю дарованные Богом таланты? Обладая его красноречием, можно было бы многих научить добродетелям!
— Я сказал ему об этом! Он ответил, что часто раскаивался в своих словах, а в молчании — никогда.
— Что ж, мудрый ответ! И возразить тут, пожалуй, нечего.
Преподобный Арсений прожил в пустыне пятьдесят пять лет. Видя монашеские труды аскета, современники именовали его великим. До конца своих дней святой избегал общения с людьми, поэтому немного его слов сохранилось в летописях. Но те, что известны, и сейчас остаются ценными для каждой души, ищущей Бога. Пройдя путь подвижника, Арсений сказал: «Совершая подвиги бдения и поста, важно беречь себя от ненависти, гнева, осуждения и гордости». Это наставление преподобного можно считать его духовным завещанием.
«Преподобный Феодор Студит о пасхальной радости». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме пасхальной радости, из поучений преподобного Феодора Студита «О Пасхе».
Разговор шел о значении и духовных смыслах Воскресения Христова, а также о том, как сохранять пасхальную радость.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Церковной горячей линии «Милосердие» важна поддержка

Две сумки с вещами и одно место в тёмном подвале дома в городе Мариуполе — это всё, что было у Андрея и Елены 3 года назад. Что делать дальше — они не знали.
Елена вспоминает: «Как-то в наш подвал пробрался знакомый и сказал, что раздобыл бензин и машину. Предложил выбираться в шесть утра и мчаться в сторону Крыма. „Кто со мной?“ — спросил он. Рискнули несколько человек. Мы забились под завязку в легковую машину и выдвинулись затемно. Добрались до развилки — одна дорога вела в сторону Украины, вторая — через Бердянск в Россию. На этом месте каждый сделал свой выбор. Мы с Андреем побрели в сторону российского лагеря с добровольцами».
Елену с мужем эвакуировали в Екатеринбург. Там они обратились в местный церковный Штаб помощи беженцам. Его сотрудники и волонтёры помогали супругам выжить и освоиться в незнакомом городе. А спустя время Андрей и Елена узнали, что у Православной Церкви есть ещё и горячая линия социальной помощи «Милосердие», куда можно обратиться в любой сложной ситуации. Супруги так и сделали. Они попросили помочь им вернуться в родной город, который активно возрождается, и оформить документы на получение нового жилья взамен разрушенного.
Сотрудники церковной горячей линии социальной помощи «Милосердие» взяли их под своё крыло. Их стараниями Андрей и Елена смогли добраться до Мариуполя и продолжить свой путь к новой жизни!
Каждый месяц на номер церковной горячей линии 8 800 70 70 222 звонят до пяти тысяч человек, попавших в беду! И чтобы у проекта была возможность откликаться на все просьбы оперативно — приобретать билеты, продукты, лекарства и многое другое — ему важна поддержка. Сделать благотворительный взнос в пользу подопечных горячей линии можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые мученики за Христа». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о первом мученике за Христа — архидиаконе Стефане, а также о том, как и кем огранизовывались первые гонения на христиан.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Четвертая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена сложным моментам первых лет существования христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер