Во второй половине 17 века, во время правления Алексея Михайловича, особую популярность в России получили литературные пересказы жития Алексия, человека Божия, небесного покровителя русского царя. В истории жизни святого Алексия много удивительных приключений, цель которых — достичь Царствия Небесного.
Сегодня мы говорим о преподобном Алексии, человеке Божием, и житийном сказании в стихах «Святой Алексий — человек Божий».
Алексий родился в Риме, он был единственным сыном и наследником знатного римского сенатора Евфимиана. У юноши было богатство, высокое положение в обществе, невеста из царского рода, которую нашли ему родители. Но Алексий с юных лет решил оставить мир и служить только Богу. В день свадьбы он тайно от всех сел на корабль и отправился на Восток, в город Эдессу, где хранилась великая христианская святыня — Нерукотворный Образ Спасителя. В Эдессе Алексий переоделся в лохмотья и избрал себе участь нищего на паперти храма Пресвятой Богородицы.
Вот как говорится об этом в русском житийном сказании:
И с той поры на паперти церковной
Он пребывал в молитве непрестанной,
Меж нищими питаясь подаяньем.
И много лет в молитве и посте
Он у дверей церковных оставался.
И раздавал он щедро нищей братии
Всё, что ему давали Христа ради…
Родители повсюду искали пропавшего из дома сына. Сенаторские слуги побывали и в Эдессе, но не узнали Алексия в оборванном нищем на паперти, и вернулись в Рим ни с чем.
В Эдессе пономарю храма был голос от иконы Божией Матери, указавший на Алексия, как на великого праведника. Народ узнал, что под образом нищего скрывается христианский подвижник. Алексий решил бежать от людской славы в другой город. Корабль, на котором он плыл, попал в бурю и оказался у берегов Италии. Алексий направился в Рим. Никем неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора.
Печалясь о пропавшем сыне, римский сенатор Евфимиан завел обычай давать в своем доме приют бедным странникам. Он поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола. Это вызвало зависть рабов, живших в сенаторском доме, в том числе и среди тех, кто прежде служил Алексию…
Тогда ему предстали испытанья:
Стал ненавистен он рабам своим,
И всячески они над ним ругались,
И били, и в лицо ему плевали,
И на главу его помои лили —
И все сносил без гнева Алексий.
В Евангелии от Матфея есть притча о богатом юноше, который однажды подошел к Иисусу Христу с вопросом: что ему нужно сделать, чтобы иметь жизнь вечную? Иисус ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах»… Услышав такой ответ, юноша отошел от Христа в печали, так как у него было большое имение и ему было жаль его лишиться.
Алексий отказался не только от богатства, но даже от заботы о себе близких, всецело вручив свою жизнь Богу. И это добровольное отречение, помноженное на великое смирение и терпение, сделало Алексия поистине человеком Божьим.
В день кончины Алексия чудесным образом открылась правда о его происхождении и праведной жизни.
Похороны Алексия стали великим торжеством в Риме, в котором приняли участие император Гонорий и римский папа Иннокентий.
Впрочем, в русском житийном сказании в стихах римский папа переименован в патриарха, который говорит народу такое напутственное слово.
Велик Господь! Он Своему рабу
Открыл тщету и тлен всего земного
И дух его к небесному направил, —
И Алексий, отвергшись князя мира,
Всем сердцем и душой отдавшись Богу,
Воистину стал Божьим человеком.
И был он мал и нищ здесь на земле,
Но стал велик и славен после смерти.
Житийное сказание в стихах «Святой Алексий — человек Божий» пользовалось огромной популярностью на Руси — оно существует почти в семидесяти вариантах.
Народ полюбил историю о том, как некий богатый римский юноша по имени Алексий добровольно отказался от всех благ земных и получил от Бога сокровище на небесах.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди