
Во второй половине 17 века, во время правления Алексея Михайловича, особую популярность в России получили литературные пересказы жития Алексия, человека Божия, небесного покровителя русского царя. В истории жизни святого Алексия много удивительных приключений, цель которых — достичь Царствия Небесного.
Сегодня мы говорим о преподобном Алексии, человеке Божием, и житийном сказании в стихах «Святой Алексий — человек Божий».
Алексий родился в Риме, он был единственным сыном и наследником знатного римского сенатора Евфимиана. У юноши было богатство, высокое положение в обществе, невеста из царского рода, которую нашли ему родители. Но Алексий с юных лет решил оставить мир и служить только Богу. В день свадьбы он тайно от всех сел на корабль и отправился на Восток, в город Эдессу, где хранилась великая христианская святыня — Нерукотворный Образ Спасителя. В Эдессе Алексий переоделся в лохмотья и избрал себе участь нищего на паперти храма Пресвятой Богородицы.
Вот как говорится об этом в русском житийном сказании:
И с той поры на паперти церковной
Он пребывал в молитве непрестанной,
Меж нищими питаясь подаяньем.
И много лет в молитве и посте
Он у дверей церковных оставался.
И раздавал он щедро нищей братии
Всё, что ему давали Христа ради…
Родители повсюду искали пропавшего из дома сына. Сенаторские слуги побывали и в Эдессе, но не узнали Алексия в оборванном нищем на паперти, и вернулись в Рим ни с чем.
В Эдессе пономарю храма был голос от иконы Божией Матери, указавший на Алексия, как на великого праведника. Народ узнал, что под образом нищего скрывается христианский подвижник. Алексий решил бежать от людской славы в другой город. Корабль, на котором он плыл, попал в бурю и оказался у берегов Италии. Алексий направился в Рим. Никем неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора.
Печалясь о пропавшем сыне, римский сенатор Евфимиан завел обычай давать в своем доме приют бедным странникам. Он поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола. Это вызвало зависть рабов, живших в сенаторском доме, в том числе и среди тех, кто прежде служил Алексию…
Тогда ему предстали испытанья:
Стал ненавистен он рабам своим,
И всячески они над ним ругались,
И били, и в лицо ему плевали,
И на главу его помои лили —
И все сносил без гнева Алексий.
В Евангелии от Матфея есть притча о богатом юноше, который однажды подошел к Иисусу Христу с вопросом: что ему нужно сделать, чтобы иметь жизнь вечную? Иисус ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах»… Услышав такой ответ, юноша отошел от Христа в печали, так как у него было большое имение и ему было жаль его лишиться.
Алексий отказался не только от богатства, но даже от заботы о себе близких, всецело вручив свою жизнь Богу. И это добровольное отречение, помноженное на великое смирение и терпение, сделало Алексия поистине человеком Божьим.
В день кончины Алексия чудесным образом открылась правда о его происхождении и праведной жизни.
Похороны Алексия стали великим торжеством в Риме, в котором приняли участие император Гонорий и римский папа Иннокентий.
Впрочем, в русском житийном сказании в стихах римский папа переименован в патриарха, который говорит народу такое напутственное слово.
Велик Господь! Он Своему рабу
Открыл тщету и тлен всего земного
И дух его к небесному направил, —
И Алексий, отвергшись князя мира,
Всем сердцем и душой отдавшись Богу,
Воистину стал Божьим человеком.
И был он мал и нищ здесь на земле,
Но стал велик и славен после смерти.
Житийное сказание в стихах «Святой Алексий — человек Божий» пользовалось огромной популярностью на Руси — оно существует почти в семидесяти вариантах.
Народ полюбил историю о том, как некий богатый римский юноша по имени Алексий добровольно отказался от всех благ земных и получил от Бога сокровище на небесах.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема