«Отцы-пустынники и жены непорочны...», — писал Александр Сергеевич Пушкин. И не только его одного вдохновляли образы святых египетских старцев.
Сегодня мы говорим о преподобном Павле Препростом и книге Константина Леонтьева «Четыре письма с Афона»
В 1871 году русский дипломат, мыслитель и писатель Константин Николаевич Леонтьев пережил тяжелую физическую болезнь, которая едва не привела его к смерти.
Леонтьев принял решение оставить дипломатическую карьеру и постричься в монахи. Он служил тогда русским консулом в Греции.
Через горы, верхом на коне Константин Николаевич отправился на Святую Гору Афон.
К этому времени относится его произведение, написанное в эпистолярном жанре, в виде писем некого вымышленного героя в Россию «Четыре письма с Афона».
В письмах не раз встречается имя египетского пустынника начала 4 века Павла Препростого, ученика Антония Великого.
Леонтьев:
«Антоний велел ему плести веревки. Павел старательно свил их. Антоний велел их расплести; Павел с радостью расплёл их. Антоний велел ему шить одежду; велел распороть и снова шить. Павел всё исполнял охотно, не спрашивая даже, к чему эта бесполезная работа. Антоний не давал ему есть; он не просил. Тогда Антоний оценил и полюбил его».
В общем-то, это всё, что в общих чертах известно из биографии Павла ПрепрОстого, одного из учеников Антония Великого.
За своё беспримерное терпение и послушание Павел получил от Бога дар пророчества и исцелял даже безнадёжных больных. И при этом до последних дней земной жизни считал себя младшим учеником преподобного Антония. Павел Препростый даже среди монашеской братии выделялся незлобием и смирением, его вера в Бога была цельной и несомненной.
Образ Павла Препростого помогал Константину Николаевичу Леонтьеву понять суть монашеской жизни. День за днём писатель усердно посещал богослужения, выполнял в афонском монастыре послушания старцев.
Временами автору «Четырех писем с Афона» казалось, что в простоте и смирении он уже похож на Павла Препростого, но Леонтьев тут же ловил себя на таких тщеславных мыслях...
Леонтьев:
«Вот, — говорит мне внутренний соблазнительный голос, — ты лучше других... Ты незлобив, ты во всем покоряешься, ты всё выносишь; у тебя нет гордости, нет своеволия; ты не лукав, ты прост, как святой Павел, сподвижник Антония Великого, которого прозвали препростый»...
Полгода Константин Николаевич Леонтьев прожил на Афоне. Афонские старцы отговорили его принимать монашество, увидев, что он не готов к такому шагу. Но Леонтьев не захотел возвращаться к светской жизни.
Константин Николаевич поселился в монастыре Оптина пустынь, где его духовным наставником стал преподобный Амвросий Оптинский. А незадолго до смерти Леонтьев все же принял монашеский постриг с именем Климент.
В «Письмах с Афона» Константин Леонтьев размышляет о том, какими разными путями приходят к Богу интеллектуалы и неграмотные простецы.
Леонтьев:
Сравни, например, Иоанна Дамаскина и Павла Препростого. Оба причислены к лику святых. Иоанн Дамаскин — аристократ, вельможа, сын правителя города Дамаска, философ, занимающийся метафизикой христианства... Павел был крестьянин и совершенный невежда. Но разве святой Иоанн и святой Павел этот не были людьми одной и той же идеи, одной и той же цивилизации? Иоанн понимал всё в развитии. Павел знал только, что Христос — Сын Божий, что Его распяли за нас и нам хорошо и полезно за Него распинать себя... Вот и всё. А до подробностей он и доходить не хотел и соглашался свивать и развивать веревки всю жизнь свою по указанию более знающих людей.
17 июля. О почитании Святых царственных страстотерпцев

Сегодня 17 июля. День памяти Святых царственных страстотерпцев: императора Николая Второго, императрицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии.
Об их почитании — протоиерей Михаил Самохин.
Личность императора Николая II и его семьи до сих пор остаётся предметом порой жарких дискуссий. Мы находим просчёты и ошибки, нередко безжалостно судим и удивляемся решению церкви о канонизации столь спорной, по мнению некоторых, исторической фигуры.
Несмотря на все эти общественные и собственно церковные дискуссии, мать-церковь точно указала своё представление о месте последней царской семьи в духовной жизни православных людей: они — страстотерпцы. Независимо от всей их прошлой жизни, мы почитаем их безропотное следование воле Божией и уготованному им крестному пути. Именно умения быть послушным Господу так не хватает нам в современной жизни.
Неслучайно и сам факт образа почитания царственных страстотерпцев стал для нас экзаменом на послушание Матери Церкви. Современное послушание не предполагает, увы, благодарности или даже безропотности. Это всего лишь умение в самый главный момент своей жизни выбрать Христа и Его путь. Дай Бог каждому из нас успеть и суметь сделать этот выбор!
Все выпуски программы Актуальная тема
17 июля. О личности и подвиге Благоверного князя Андрея Боголюбского

Сегодня 17 июля. День памяти Благоверного князя Андрея Боголюбского, жившего в двенадцатом веке.
О его личности и подвиге — игумен Лука (Степанов).
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, страстотерпец, был сыном основателя Москвы — Юрия Долгорукого, а его дедом был великий по служению своему и благочестию Владимир Мономах. И, видимо, как раз от деда воспринял князь Андрей удивительное боголюбие в церкви, усердие, отразившиеся впоследствии уже в великих соборах им воздвигнутых, в великой милости Божьей к нему.
Сама Богородица благословила его своим появлением на написание чудного её образа, боголюбивого, по которому и его собственное наименование осталось в истории — Андрей Боголюбский. Его служение происходило в непростое время, он послужил централизации власти, собиранию Отечества нашего.
Во Владимире им возведены Успенский собор, множество других церквей и монастырей и шедевр не только русской, мировой церковной архитектуры — Церковь Покрова на Нерли, и поныне украшающая нашу землю русскую и воодушевляющая к любви, к традиции древней, к церковной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 июля. О творчестве Анны Петровны Зонтаг

Сегодня 17 июля. В этот день в 1785 году родилась детская писательница и переводчица Анна Петровна Зонтаг.
О её творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Главное её произведение — «Священная история. Избранные сюжеты для детей из Ветхого и Нового Заветов». Классическая книга до 1917 года, передававшаяся несчётное число раз. Это значит, что многие поколения русских людей в империи воспитывались на слоге и слове Анны Петровны. Другое её популярное сочинение — «Подарок детям в день Святого Воскресения».
Примечательно, что дядюшкой Анны Петровны Зонтаг был Василий Андреевич Жуковский, который, собственно, и рекомендовал племяннице заняться художественной литературой и всячески ободрял её на творческом пути.
Ныне книжки Анны Петровны Зонтаг известны лишь библиофилам. Но, может быть, после нашего светлого воспоминания о ней кто-то из слушателей поинтересуется и найдёт «Подарок детям к Христову Воскресению», «Сюжеты из Ветхого и Нового Завета» и оценит по достоинству высокий русский литературный язык, позволявший называть произведения образованных авторов XIX века изящной словесностью.
Все выпуски программы Актуальная тема