Историки назвали начало 17 века Смутным временем на Руси. Смутное время – это конец царской династии Рюриковичей, правление предприимчивого боярина Бориса Годунова, страшный голод и эпидемия моровой язвы во всем Московском княжестве, наступление на Москву рвущихся на престол самозванцев – Лжедмитрия Первого, Лжедмитрия Второго (был еще и Третий), польско-литовская интервенция.
В это время настоятелем Троице-Сергиевой Лавры был архимандрит Дионисий Радонежский. Он не мог спокойно смотреть, как в Москве разоряются православные храмы и попираются древние святыни и составил так называемую «грамоту» - воззвание ко всему русскому народу.
В «Повести об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила» писатель Николай Костомаров не случайно приводит текст этого воззвания. И через несколько веков в нем слышится взволнованный голос архимандрита Дионисия:
«Сами видите близкую конечную погибель всех христиан. Где только завладели литовские люди, в каких городах, какое разорение учинилось Московскому государству. Где святая церковь? Где Божии образа? Где иноки, цветущие многолетними сединами, где и хорошо украшенные добродетелями? Не всё ли до конца разорено и обречено злым поруганием?»
Затем, как пишет Костомаров, архимандрит Дионисий посадил у себя в келье переписчиков, сделал с текста много списков и разослал их в разные стороны с людьми, приходившими в обитель святого Сергия.
В октябре 1611 года эта грамота попала в Нижний Новгород. Выслушав ее, посадский староста Кузьма Захарьевич Минин-Сухорук начал собирать народное ополчение. Ведь в воззвании Дионисия Радонежского содержался призыв к конкретным действиям:
«Бога ради, положите подвиг своего страдания, чтоб вам и всему общему народу, всем православным христианам, быть в соединении, и служилые люди, однолично, без всякого мешканья, поспешили под Москву на сход, ко всем боярам, и воеводам, ко всему смиренству народа всего православного христианства...»
Вскоре русское ополчение во главе с Мининым и Пожарским двинулось на освобождение Москвы. А по дороге зашли в Троице-Сергиев монастырь, где встретились с автором воззвания.
«Архимандрит Дионисий со всею братию служил молебствие, освящал воду, все войско окропил святой водой. Молили Бога, чтобы даровал победу православному воинству над иноверцами».
В 14 веке основатель Троице-Сергиевой Лавры, святой Сергий Радонежский, благословил московского князя Дмитрия Донского на битву с ордынцами на Куликовом поле.
В 16 веке его последователь архимандрит Дионисий Радонежский вдохновил русское воинство на битву за Москву.
Преподобный Сергий Радонежский послал на Куликово поле двух монахов из Троицкого монастыря – Ослябу и Пересвета. Вот и Дионисий Радонежский во время боев на улицах Москвы прислал в город монаха Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицына, сумевшего поднять дух русского войска.
«Кричите: Сергиев! Сергиев! Чудотворец поможет. Вы узрите славу Божию»!
Весь табор казацкий поднялся, одни в богатых, шитых золотом, зипунах, другие, босые и оборванные, кидались за Москву-реку и кричали: «Сергиев! Сергиев!»
События Смутного времени Николай Иванович Костомаров кропотливо изучал по историческим документам. В своей повести он во всех красках описал победное вступление русского ополчение в Кремль большим крестным ходом…
«Пошли архимандриты, игумены, священники с крестами, иконами и хоругвями; за ними двигались войска… Впереди духовенства был архимандрит Дионисий, приехавший из своей обители нарочно для такого великого торжества веры и Земли Русской…»
Преподобный Дионисий Радонежский встал на защиту Отечества, имея при себе самое сильное оружие – слово и молитву.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема