Авраамий Галичский, которого в житии именуют также Чухломским и Городецким — по названию мест, где он подвизался — был учеником преподобного Сергия Радонежского. Год и место его рождения история не сохранила. Известно лишь, что в Троицкую обитель он перешел из нижегородского Печерского монастыря. После нескольких лет, проведенных под руководством преподобного Сергия, он испросил его благословения и в 1350 году удалился в Костромские пределы, в Галицкое княжество. Его целью было полное уединение и безмолвие. Но Промыслом иноку был уготован другой путь. На Руси в то время оставались ещё народы, никогда не слышавшие о Христе. Авраамию, подобно многим ученикам великого Радонежского игумена, было суждено понести миссионерские труды по просвещению языческих племен, стать наставником новокрещеных, основателем и строителем четырёх монастырей, освященных в честь Пресвятой Богородицы. На это ушло 25 лет.
Прибыв в Галицкие земли, преподобный Авраамий поселился в пустынном месте. Через некоторое время он получил откровение от Бога — перейти на ближайшую гору, где обрел чудотворную икону Божией Матери «Умиление».
О чудесном явлении известили галичского князя Димитрия, который послал к Авраамию слуг с просьбой принести образ в город. Преподобный пришел с иконой в Галич, где был встречен правителем и православным духовенством. От иконы начали совершаться многочисленные исцеления, привлекавшие сотни богомольцев.
В XIV веке в пределах княжества обитали чудские языческие племена. Князь дал старцу средства на сооружение церкви и монастыря близ Чухломского озера, на месте явления иконы, недалеко от чудских поселений — для проповеди христианства. Храм был построен и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Вскоре обитель стала центром духовного просвещения. Многие язычники, убежденные проповедью преподобного Авраамия и высоким примером его жизни, приняли там крещение. Желая избежать похвал и стремясь к уединению, старец поставил вместо себя настоятелем своего ученика Порфирия и удалился в уединенное место в 30 верстах от монастыря. Но и туда начали приходить люди в поисках совета и духовного наставления. Вокруг старца стали вновь обираться ученики. Так возникла еще одна обитель с храмом в честь Положения ризы Божией Матери. После этого преподобный Авраамий дважды уходил от людей в пустынные места, но и там обретал учеников и духовных чад. Так возникли еще два монастыря: в честь Собора Пресвятой Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы.
В последнем из основанных им монастырей Авраамий Галичский преставился. Случилось это в 1375 году. Мощи святого пребывают под спудом в Покровской обители, разоренной большевиками в 20-е годы прошлого века и возвращенной Церкви в начале 90-х. Преподобного Авраамия называют просветителем Костромских земель.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема