
Фрагмент иллюстрации предания о Честном Древе в монастыре Святого Креста (Иерусалим)
Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Действительно, весть о том, что Господь добровольно претерпел смерть за грехи людей, звучит для многих дерзновенно и немыслимо. Но для христиан даже само орудие казни Спасителя символизирует силу и славу Господа. Верующие с трепетом и благодарностью поклоняются Животворящему Кресту. Неудивительно, что сам образ Честного Древа вызывал интерес и у богословов, и у простых христиан.
В западом пригороде Иерусалима находится православный монастырь Святого Креста. По преданию, он построен на месте, где когда-то выросло дерево, из которого сделали Крест Господень. Сейчас монастырь принадлежит греческим монахам, но много веков его называли «обителью грузинской славы».
Фрески главного храма иллюстрируют монастырское предание о Честном Древе. Оно гласит, что три путника, то есть Святая Троица, явившаяся Аврааму, оставили праотцу три посоха. Они были из разных видов дерева: кипариса, кедра и певга, местной хвойной породы. Пророк Исаия предсказывал: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего».
Праведник Лот, племянник Авраама, спасённый Ангелом из разрушенного Содома, много лет поливал воткнутые в землю посохи. И случилось чудо — они дали корни и ростки, а со временем срослись в один ствол. «Крест трисоставный, честное Древо, / Троицы бо носит Триипостасный образ» — такими словами описывается святыня в «Каноне Святому и Животворящему Кресту».
В предании монастыря Святого Креста говорится, что чудесное древо срубили по приказу царя Соломона, возводившего в Иерусалиме Храм. Ствол увидела легендарная царица Савская. Она пророчески узрела судьбу древа и сказала Соломону, что на нём суждено умереть Богу. Царь устрашился и повелел закопать дерево глубоко под землёй. Слуги спрятали его около Овчей купели. Прошли столетия, вода размыла землю и дерево оказалось в воде. Когда пришёл его час, ствол извлекли и сделали распятие, на котором предали казни Сына Божия.
Существуют и другие апокрифы, в которых рассказывается о необычном происхождении Древа Честного Креста, например, «Евангелие Никодима» или «Слово о Честном Древе». В них говорится, что Крестное древо произросло от ветви из райского сада. Её принёс Ангел, чтобы утешить умирающего Адама.
Эта легенда словно вторит словам Иоанна Златоуста: «Вместо дерева познания добра и зла — древо Креста; вместо смерти Адамовой — смерть Христова... Чрез древо поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел диавола Христос».
Предания о Честном Древе не являются каноничными, однако их символы и образы вошли в мировой культурный контекст. Главная ценность апокрифов о происхождении Истинного Древа Честного Креста в том, что они обращают внимание на взаимосвязь евангельских событий и ветхозаветной истории. Они подчёркивают и воспевают роль Божественного Промысла, который действует в истории всего мира и судьбе каждого человека.
«Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
У нас в студии была старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Самойлова.
Разговор шел о судьбе и творчестве известного иконописца XVII века Гурия Никитина, автора фресок в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, посвященных сюжетам из Апокалипсиса.
Этой программой мы завершаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Четвертая беседа с игуменом Пантелеимоном (Королевым) была посвящена опыту чтения «Апокалипсиса» в храме (эфир 23.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 24.10.2025». Арсений Федоров, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Кира Лаврентьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова;
— Осмысление в кино переселения людей из деревень в города;
— Русская деревня — возможно ли возрождение?
— Слова Патриарха Кирилла о работе священников психологами.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал








