Святой великомученик Димитрий Солунский жил в Греции, в третьем веке от Рождества Христова. Святой Димитрий происходил из очень богатой и влиятельной римской семьи. Его отец был проконсулом и управлял Фессалониками - по русски-Солунью, и прилегающей областью. И отец, и мать Димитрия были тайными христианами, и сына крестили еще в детстве. Когда уже в преклонном возрасте проконсул скончался, император Максимиан, убедившись в талантах Димитрия, назначил его на пост отца. Главная задача, возложенная на него состояла в обороне города от набегов варваров и в истреблении христианства. Но Димитрий ослушался императора. Вернувшись в Фессалоники он признался перед всеми, что верует во Христа. Вместо того, чтобы преследовать христиан, он стал открыто рассказывать о христианской вере язычникам. Многие, узнав о христианстве от Димитрия, уверовали и крестились. Когда-то первую христианскую общину в Фессалониках основал апостол Павел. А Димитрия горожане стали называть «вторым Павлом».
Император Максимиан, разгневавшись, приказал расправиться с проконсулом-христианином. Димитрий узнав о том, что кара неминуема, раздал все имущество нищим и смиренно ожидал своих палачей. Святого великомученика Димитрия Солунского казнили в темнице. При императоре Константине над могилой святого была построена церковь. По преданию, именно покровительство святого Димитрия защищало Фессалоники от врагов. Те не раз видели грозного светлого юношу, обходившего с дозором стены города.
Часть 2
Святой великомученик Димитрий СолУнский жил в Греции, в третьем веке от Рождества Христова. Святой Димитрий был проконсулом родного города Фессалоники, по-русски - СолУнь. В его зачади входило и укрепление городской обороны, и командование военными частями. За проповедь христианства Димитрия казнили при императоре Максимиане. На Руси всегда особо почитали этого святого, связывая его имя с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. На многочисленных иконах святого Димитрия Солунского часто можно найти слова его молитвы о родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну».
С именем святого Димитрия Солунского связано в русской истории имя другого святого - князя Димитрия Донского. Димитрий Солунский был небесным покровителем московского князя. Накануне Куликовской битвы Димитрий Донской торжественно перенес из Владимира в Москву икону Солунского великомученика, написанную, по преданию, на доске гроба святого. В Успенском соборе Московского Кремля для нее был устроен придел во имя великомученика Димитрия. А после разгрома полчищ Мамая, великий князь установил в субботу перед днем памяти Димитрия Солунского особое молитвенное поминовение всех павших христианских воинов - Димитриевскую родительскую субботу. В первый раз эту панихиду совершил преподобный Сергий Радонежский в Троице-Сергиевой лавре.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»