Нидерланды – одно из наиболее либеральных государств Европы, где легальный статус сегодня имеют вещи, совершенно неприемлемые с точки зрения христианской нравственности. Одними из немногих островков морального благополучия здесь являются приходы Православной Церкви. Да-да, в Нидерландах существуют православные храмы, которые по мере возможности вносят вклад в оздоровление голландского общества. Во всяком случае, (и это подтверждает статистика) с каждым годом количество православных христиан в Нидерландах увеличивается – и за счет перехода в Православие голландских протестантов или католиков, и за счет того, что в православных семьях в Нидерландах рождаемость выше средней по стране.
В двухтысячные годы Православие в Голландии стало активно проникать и в сферу образования. Прогресс в этом направлении, как нередко бывает, был достигнут благодаря усилиям одного увлеченного своей идеей человека. Голландец по происхождению Микаел Баккер в начале увлекся славянской культурой и выучил русский язык. В двадцать лет он принял крещение в русском храма Амстердама, затем написал докторскую диссертацию о Святой горе Афон. В 2008 году Микаел стал диаконом, а в 2010 году его стараниями в «Свободном» университете Амстердама был открыт Православный образовательный центр. «Свободный» университет Амстердама наряду с Амстердамским университетом считается одним из наиболее престижных вузов Голландии. «Свободным» он называется, потому что создавался в конце 19 века как независимый от государства и Церкви.
Православный образовательный центр является структурным подразделением Теологического факультета университета и служит местом, где каждый студент может не только узнать о Православии, но и выполнять различные научные проекты, связанные тематически с Православной Церковью. В центре студенты изучают основы православного вероучения, святых отцов, православный взгляд на биоэтику (в частности, на эвтаназию, которая легализована в Голландии с 2002 года). На базе центра регулярно проходят различные конференции или открытые лекции, которые читают известные в мире православные священнослужители или профессора. Частым гостем центра является профессор Эндрю Лаут, в прошлом английский протестант, а сегодня православный священник и один из лучших исследователей греческих святых отцов первого тысячелетия.
Православный образовательный центр также очень тесно связан с русской духовной традицией. Отец Микаел Баккер служит в храме Русской Церкви и старается, чтобы голландские студенты, посещающие центр больше узнавали о русской церковной истории и русском богословии. Например, студенты центра прекрасно знают, кто такой святитель Филарет Московский и чем знаменит отец Павел Флоренский. Будем надеяться, что Православный центр в «Свободном» университете Амстердама продолжит развиваться и благодаря его деятельности все больше голландских студентов будут узнавать о Православии.
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.
29 апреля. О богослужениях недели
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы.
О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.