
Фото: PxHere
8 ноября 1761 года вокруг избы пономаря Казанской церкви, что в селе Топорково Московской губернии, собрался народ. Глава семьи, Михаил Иванович Десницкий, отходил ко Господу. Утром его соборовали. А после обеда супруга пономаря разрешилась от бремени и родила сына. «Вот оно как бывает — горе и радость вместе ходят», — вздыхали соседи. Новорождённого поднесли к умирающему отцу. Михаил Иванович со слезами поцеловал ребёнка. «Матвеем назовите», — слабым голосом сказал он. С этим именем через несколько дней малыша и окрестили. Когда родственники с новокрещёным Матвеем вернулись домой из церкви, Михаила Ивановича уже не было в живых.
Вдова — история, к сожалению, не сохранила для нас её имени — после смерти мужа осталась без средств к существованию, с детьми на руках. Десницкие всегда жили бедно, но теперь им грозила настоящая нужда. От горя и переживаний у женщины пропало молоко. На кормилицу денег не было. Маленький Матвей плакал от голода, а мать ничем не могла ему помочь, и только просила Бога, чтобы Он не оставил её и младенца. Молитвы женщины были услышаны. Помогли соседи — они привели молочную козу.
Но через некоторое время Десницких постигло новое испытание. Старший брат Матвея заболел оспой. До этого мальчики спали вместе, в одной кроватке. А это значило, что неизбежно заразится и Матвей. Оспа в те годы была смертельным заболеванием. Полагая, что оба её сына теперь обречены, мать день и ночь молилась перед иконами в красном углу избы. «Господи, да будет воля Твоя», — смиренно повторяла она. И Божья воля свершилась. Больной старший сын через несколько дней скончался. Но маленького Матфея напасть обошла стороной. Мальчик не заразился, не заболел. Это было настоящим чудом. «Видно, на благое предназначение сохранил младенца Господь», — говорила мать. Женщина была права. Её чудесно спасённый сын вырастет и станет монахом, священником и епископом. Он прославится как красноречивый проповедник и богослов. И в постриге получит имя Михаил.
Будущий митрополит Михаил (Десницкий) уже в младенчестве стал опорой для своей матери. Тогдашний московский архиепископ, преосвященный Платон (Малиновский), видя крайне затруднительное материальное положение Десницких, оставил на будущее за маленьким Матвеем отцовское место пономаря и назначил за него вдове небольшую пенсию. Жизнь Десницких после всех невзгод наладилась. Мать учила сына первым молитвам и старалась прививать ему доброе отношение ко всему Божьему творению. Однажды произошёл случай, о котором владыка Михаил впоследствии часто вспоминал. Как-то раз Матвей увидел, что котёнок украл со стола кусок мяса. Мальчик схватил воришку, отобрал добычу и с силой бросил животное об пол. Котёнок лежал у его ног, не подавая признаков жизни. В одно мгновение гнев Матвея сменился на жалось к бедному существу. Неужто он убил котёнка? С плачем мальчик бросился к матери. Она побранила его за жестокий поступок и велела покаяться перед Богом. Матвей, горько плача, стал молиться. И вдруг услышал за спиной тоненькое мяуканье. Котенок очнулся! Радостный Матвей, вытирая слёзы, пообещал Богу никогда больше не гневаться.
Когда Матвей вырос и ему исполнилось 18, мать выхлопотала для сына место в Троицкой духовной семинарии. Именно там впервые зародилось в юноше желание посвятить свою жизнь Богу. В 1799 году Матвей принял монашеский постриг. К сожалению, нет сведений о том, как далее складывались его отношения с семьёй — эти детали жизни митрополита Михаила (Десницкого) ещё предстоит выяснить его биографам. Однако известно, что уже на склоне лет, готовя к публикации свои проповеднические и богословские труды, владыка Михаил побеспокоился о том, чтобы часть выручки от продажи его книг смогли получать его родственники. Спустя три года после кончины митрополита Михаила (Десницкого), в 1824-м, собрание его сочинений впервые увидело свет и очень быстро разошлось. Таким образом, даже после смерти владыка не оставил родных своей любовью и поддержкой.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер