Сегодня Церковь чтит и вспоминает святых, чьи жизнь, подвиг или посмертная слава были связаны с Владимирской землёй. Этот праздник был установлен в тысяча девятьсот восемьдесят втором году по благословению Патриарха Пимена. Дата была приурочена к чествованию величайшей святыни - Владимирской иконы Божией Матери.
Расширение русских земель на северо-восток шло рука об руку с распространением христианства. В девятьсот восемьдесят втором году князь Владимир основал Суздаль. Уже через восемь лет жители Залесья, так называли междуречье Волги и Оки, приняли христианство, всего на год позже, чем киевляне. Крестил их сам равноапостольный князь Владимир. Тогда же он основал и город, на реке Клязьме, которому дал своё имя. Его сыновья Борис и Глеб, будущие первые русские святые, были князьями Ростова и Мурома, двух других крупнейших городов северо-восточной Руси. Первым епископом края стал греческий монах святитель Феодор. Владимиро-Суздальская земля была одним из центров формирования великорусской культурной традиции. Владимир выступил связующим звеном между двумя историческими этапами: Киевской и Московской Русью. Он дал православию величайших подвижников, мыслителей и мучеников. В этом сонме блаженный князь Андрей Боголюбский, преподобный Илия Муромец Печерский, благоверные супруги Пётр и Феврония Муромские, мученик Авраамий Болгарский, святитель Василий Рязанский. Всего в Соборе Владимирских святых вспоминаются более восьмидесяти угодников Божиих.
Все святые, в земле Владимирской просиявшие, молите Бога о нас!
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема