«Православное образование». Светлый вечер с семьей Григорьянц — прот. Димитрием, матушкой Ольгой и их детьми Анной и Сергеем (14.12.2017)

* Поделиться

У нас в гостях были духовник и директор Православной гимназии во имя свт. Филарета Московского, настоятель храма свт. Филарета в Лобне протоиерей Димитрий Григорьянц, заместитель директора по воспитательной работе Ольга Григорьянц и дети о.Дмитрия и Ольги — Анна и Сергей.

Мы говорили о духовном образовании детей и о том, как построен учебный процесс в гимназии свт. Филарета.


Л. Горская

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Здесь с вами в студии Лиза Горская. И сегодня у нас в гостях целая гимназия: это протоиерей Димитрий Григорьянц — духовник и директор Православной гимназии во имя святителя Филарета Московского и настоятель храма святителя Филарета в городе Лобне Московской области; Ольга Григорьянц — заместитель директора по воспитательной работе. Мы потом поговорим подробнее о том, что значит эта должность, матушка нам обязательно расскажет. И ученики — дети матушки Ольги и отца Димитрия — Анечка и Сергей. Здравствуйте!

О. Григорьянц

— Здравствуйте!

Аня Григорьянц

— Здравствуйте!

Сережа Григорьянц

— Здравствуйте!

Прот. Димитрий Григорьянц

— Добрый вечер!

Л. Горская

— Давайте сначала подробнее про гимназию. Насколько я знаю, у вас в гимназии сейчас полный образовательный цикл, или как это на языке закона об образовании?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Частная образовательная организация общеобразовательное учреждение. Действительно, мы наконец закончили получать все бумаги, которые необходимы — все лицензии, все аккредитации. И теперь мы ведем цикл с самого младенчества, с детского сада и до выпуска во взрослую жизнь. Учится у нас порядка 120 детей.

Л. Горская

— Это какой возраст? Самый младший и самый старший ученик?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Самим младшим 3 года — это те, кто ходит в детсадовскую группу. А старшие — это 9-й класс, ребята 15-16 лет.

Л. Горская

— Сколько у вас в среднем детей в классе получается?

О. Григорьянц

— У нас малочисленные классы — в среднем 10 человек. Есть классы, где 19 человек — это максимальное количество. Есть классы, где 5 человек в классе.

Л. Горская

— Этому можно только позавидовать. Самый главный — кадровый вопрос. Расскажите, откуда вы берете преподавателей? Как удается силами храма, силами общины православного храма обеспечить полноценное школьное образование?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Дело в том, что не силами храма обеспечивается образование, а силами гимназии живет храм. У нас такая проблема приходской жизни — из-за того, что все находятся в храме в основном с понедельника по пятницу, учителей приходится искать из прихожан, частью из знакомых. Приходится сотрудничать с институтами, с университетами, потому что нужны все время кадры. Кадровый вопрос — это большая проблема.

Л. Горская

— И это профессиональные, хорошие учителя?

Прот. Димитрий Григорьянц

— У нас сейчас невозможно взять непрофессионального педагога.

Л. Горская

— Я знаю, что вы с матушкой тоже получали специальное профессиональное образование в процессе развития вашей гимназии, так?

О. Григорьянц

— Да, совершенно верно.

Л. Горская

— Расскажите подробнее.

О. Григорьянц

— Пришлось мне пройти дистанционное образование и получить диплом менеджера в образовании — такая новая сейчас должность. Это как заместитель директора по учебной и воспитательной работе.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Человек-управленец.

О. Григорьянц

— Да, я человек-управленец, который помогает гимназии находиться в среде города, привлекать силы из города в гимназию, устраивать отношения между родителями, учителями, детьми, координировать общение между ними, и налаживать жизнь гимназии.

Л. Горская

— А в обычных школах этим тоже занимаются?

О. Григорьянц

— В обычной школе эта должность звучит как заместитель директора — это человек, имеющий право преподавания. А менеджер в образовании не имеет права преподавать. Сейчас появилась такая новая должность.

Л. Горская

— Как у вас возникла идея создать гимназию при храме? Казалось бы, есть школы — учись.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Это не совсем наша идея — мы выполняем послушание, которое на нас возлагает священноначалие. В городе Лобне исторически так сложилось, что в начале 20-го века там было подворье Никитского монастыря. В Москве есть Большая и Малая Никитские улицы — все знают храм, где венчался Александр Сергеевич Пушкин, рядом с этим храмом был Никитский монастырь. Поскольку он был в центре Москвы, то у монастыря было подворье, которое находилось рядом с городом Лобней — тогда города не было, была деревня Катюшки. И при этой деревне порядка 20 гектаров земли принадлежали этому монастырю, и монахини там организовали православную школу. Приурочена была эта организация в честь рождения цесаревича Алексея. И на открытии православной школы приезжала даже преподобномученица Елисавета Федоровна. Просуществовала школа недолго — конечно, в советское время она была закрыта. Но в начале 90-х годов, в 92-м году она была открыта заново. Сначала она существовала как Православная гимназия «Лучица», потом она всякие перипетии пережила, и открылась как Православная гимназия имени святителя Филарета. А потом при школе был открыт храм святителя Филарета Московского — таким вот образом мы появились. 25 лет в этом году.

Л. Горская

— Уже 25 лет.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Да, 25 лет.

Л. Горская

— Четверть века. Какие основные проблемы, с которыми вам с Божьей помощью удалось справиться за это время, и прийти к тому, к чему вы сейчас пришли — полноценная гимназия с полным образовательным циклом.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Первая проблема — это становление как учебного заведения. За 25 лет мы прожили сначала проблему младенческого периода — это когда мы только-только зарождались: когда мы оформлялись документально, получали конфессиональное представление, получали лицензию, аккредитацию. Потом была проблема бурного роста — потому что мы разрослись. Когда я пришел в гимназию, у нас было порядка 27 учащихся и, наверное, человек 10 педагогов. Сейчас мы разрослись — у нас учащихся 120 человек, педагогов порядка 40 человек. И сейчас у нас — проблема осмысления нравственного пути и вообще дальнейшего пути развития, потому что наступила пора юношества.

Л. Горская

— Матушка, у вас очень разный возраст учеников. Но в целом, наверное, можно сформулировать — какие сейчас основные проблемы в образовании детей? Вот вам с чем приходится сталкиваться именно сейчас? И я думаю, что это не те же проблемы, что 25 лет назад.

О. Григорьянц

— Да, совершенно верно: меняется время — меняются дети. К сожалению, большинство людей на это не обращает внимания в силу нехватки времени. В обычных школах — когда у одного педагога по 30 человек детей, жесткая система компьютеризации: необходимость следить за документами, за электронными дневниками — личностного общения очень-очень мало. Либо педагоги не видят этой необходимости, либо они просто не в состоянии личностно подходить к каждому ученику. У нашей гимназии проблема в том, что дети приходят разные. Трудность заключается в том, что если люди приходят на приход в храм — это одни люди. Люди верующие в храме ищут Бога, и таким образом приход возрождается, существует и развивается. В гимназию приходят люди разные — зачастую это люди, которые хотят, чтобы их детей здесь воспитали. То есть приходят дети с разными интересами.

Л. Горская

— А вы всех берете?

О. Григорьянц

— Мы берем всех. Батюшка ведет непосредственно отбор по личностным качествам детей — дети разные, с разными интересами. В основном это дети, у которых работают родители, дети, не умеющие себя интересно занять. Всеобщая сейчас проблема — это сотовые телефоны. Я сейчас, находясь в более тесном общении, чем раньше, с детьми, вижу детей, которые общаются с сотовыми телефонами и тех, кто не общается с телефонами — это крайне разные люди. И задача гимназии — и батюшка все время об этом говорит и родителям, — нам приходится воспитывать родителей: объяснять им, как играть с детьми, как общаться. И этим мы пытаемся заниматься в гимназии. Потому что общение с детьми и развитие их во внеурочное время — это закладка их способностей, их интеллектуального мышления. Мы их можем научить чему-то, если будет эмоциональный комфорт. И общаясь с ними на переменах, создавая им внешкольный досуг — поездки какие-то или мероприятия внутри гимназии — мы таким образом хотим обогатить детей для того, чтобы им было легче воспринимать учебную информацию.

Л. Горская

— Пока мы сидели и ждали программу, Аня, которой 12 лет, связала тут половину носка, или что это было?

Аня Григорьянц

— Да, это мы на технологии проходим. Технология — это сейчас труд так называется.

Л. Горская

— Вы все там вяжете?

Аня Григорьянц

— Девочки.

Л. Горская

— А мальчики что делают, Сережа?

Сережа Григорьянц

— Мы пилим… В общем, трудимся на благо гимназии: чистим снег на улице, приносим разные вещи…

Л. Горская

— А что пилите?

Сережа Григорьянц

— Делаем всякие поделки: крючки в гардероб, шкафчики разные, стулья…

Л. Горская

— Я так понимаю, что это именно ваша инициатива? Это не обязательная программа общеобразовательная?

О. Григорьянц

— В программе прописан труд. Всегда так было, и в советских школах.

Л. Горская

— Сейчас, по-моему, многие жалуются, что сейчас на труде ничего такого прикладного, применительно к жизни, не проходят.

О. Григорьянц

— Всё зависит от педагога, от личности педагога.

Прот. Димитрий Григорьянц

— От желания начальства тоже зависит. У меня уже давно было желание разделить труд для мальчиков и девочек. Для девочек сделать прикладной труд — чтобы они учились… Они не только вяжут, они…

Аня Григорьянц

— Мы и готовили…

О. Григорьянц

— Девочки угощают учителей пирогами, салатами вкусными — и педагогов, и мальчиков своих.

Л. Горская

— Помимо семейной атмосферы, и таких вещей — я знаю, что у вас дети выигрывают городские олимпиады.

О. Григорьянц

— Да, у нас с каждым годом… Мы изначально стремились выйти за рамки нашей гимназии в город. В этом году нам это особенно удается благодаря нашим завучам, учителям.

Л. Горская

— Я почему об этом спрашиваю — потому что есть какой-то стереотип, что православная гимназия это что-то такое местечковое. Там, может быть, всё хорошо и очень мило, но образование там будет не очень. И когда дети из православной гимназии начинают на городских олимпиадах побеждать, этот стереотип становится несовместим с жизнью.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Что я хотел сказать с самого начала — когда я пришел, у меня тоже было такое ощущение, что православная гимназия это не очень. (Смеются.) Вообще, было ощущение, что я бы своих детей в православную гимназию — в такую вот — вряд ли бы отдал. Со временем, конечно, когда ты этим начинаешь жить, то ты вдруг понимаешь, что именно сюда ты своих детей хочешь отдать. Олимпиады сейчас делятся на разные туры — есть школьный тур олимпиады, есть муниципальный, есть федеральный. У нас проходил школьный тур олимпиады — и на школьном туре получается, что 50 процентов детей выходят в тур муниципальный. Да, по количеству детей это не так много — порой бывает, что из других школ выходит больше детей. Но в процентном отношении — если в классе 10 человек, а на олимпиаду вышло 5 — то в процентном отношении получается, что половина класса знает математику выше среднего. В этом году мы действительно завоевали первое место по городу среди 6-х классов, в прошлом году тот же самый ребенок завоевал второе место по городу среди 5-х классов. Да, дети все время развиваются, двигаются, и выигрывают олимпиады. Мы же к этому всему много усилий прикладываем — чтобы развить детей и развить их способности, интеллектуальные способности. У нас кроме олимпиад и математики — кружок шахмат есть, у нас есть кружок танцев…

Л. Горская

— Аня, а правда, что ты кубик Рубика за минуту пятьдесят восемь секунд собираешь?

Аня Григорьянц

— Да, это правда.

Л. Горская

— Жалко, что по радио этого нельзя показать. Ты мне потом покажи, мне хочется это посмотреть. Я в принципе не могу представить, как его можно собрать даже за час пятьдесят восемь минут.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Аня, а сколько детей у нас в школе точно сейчас соберет кубик Рубика?

Аня Григорьянц

— Думаю, что 10 человек уже умеют собирать. Я расскажу про одного мальчика — он намного лучше меня собирает, быстрее в два раза.

Л. Горская

— В два раза — это за минуту?

О. Григорьянц

— Мальчик один однажды принес кубик Рубика в школу. В обычных школах такого не бывает — там приносят сотовые телефоны и на переменках играют. Мальчик принес кубик Рубика, и началась просто зараза — от одного ребенка к другому. Стали уже собирать не один кубик Рубика, а два-три. И вот, пошло-поехало, ребята друг у друга отнимают, соревнуются сами, без вмешательства и контроля взрослых. Нам нравится — мы бегаем за ними, наблюдаем, болеем. В общем, это очень здорово.

Л. Горская

— Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». И у нас в гостях православная гимназия во имя святителя Филарета Московского, которая находится в Лобне: директор гимназии — протоиерей Димитрий Григорьянц, директор и духовник этой гимназии, также он настоятель храма святителя Филарета Московского, который тоже находится в городе Лобне Московской области; и матушка Ольга, которая заместитель директора по воспитательной работе. А также Аня и Сережа. Сережа, сколько тебе лет уже?

Сережа Григорьянц

— 11.

Л. Горская

— Ане — 12. Мы напоминаем, что она собирает кубик Рубика за минуту пятьдесят восемь. Меня это настолько поразило, что я до сих пор не могу с этим смириться. Я хочу детей сейчас спросить, если вы не возражаете. Вы общаетесь со сверстниками из других школ?

Аня Григорьянц

— Да, общаемся, нам это очень нравится.

Л. Горская

— А вы чувствуете какую-то разницу, или нет? Именно в том плане, что школы разные.

Сережа Григорьянц

— Да, разница чувствуется.

Л. Горская

— А в чем она?

Сережа Григорьянц

— Разница в основном в поведении — из других школ большинство ругаются матом.

Л. Горская

— Да ладно!

Сережа Григорьянц

— Да. Я на кружок хожу по спортивному ориентированию — там почти все матом ругаются, матерятся. И ничего другого не обсуждают, кроме как компьютерные игры.

Л. Горская

— Аня, а ты?

Аня Григорьянц

— Я хожу на рисование, и там тоже заметно — люди из других школ смотрят ужастики, любят делать то, что не очень хорошо для нашего возраста.

Л. Горская

— А вам не хочется ужастики смотреть?

Аня Григорьянц

— Нам — нет.

Л. Горская

— А почему?

Аня Григорьянц

— А потому что и без них хорошо.

Л. Горская

— Отец Димитрий с матушкой смеются. Как вам удается научить детей занимать себя, наполнять собственную жизнь тем, что интересно — так, чтобы им было хорошо без всей этой ерунды?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Приходится отбирать сотовые телефоны — для начала. Приходится заставлять их друг с другом общаться, разговаривать…

О. Григорьянц

— Прости, батюшка. Не заставлять все-таки, а подталкивать к тем темам, которые можно обсудить.

Л. Горская

— Настойчиво подталкивать.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Настойчиво подталкивать учителей — потому что проблема… Когда приходит человек и начинает только говорить какую-то информацию, он как воспринимается? — «Ну чего он всё время зудит? Что от него можно услышать?» Они все время устают, начинают ложиться на парты. Когда этот человек с ними вместе уже встречался в неофициальной обстановке, когда они увидели, что этот человек такой же, как они — он готов время от времени поиграть, он готов вместе с ними… Что он готов вместе с вами делать, Аня, Сережа?

Сережа Григорьянц

— Они рассказывают, что произошло с ними.

Л. Горская

— Какие-то истории из жизни собственной? Опытом делятся?

Сережа Григорьянц

— Да. Еще учителя о своих игрушках рассказывают. Это в рамках учебного процесса такой проект есть — дети ходили и спрашивали учителей о том, какие у них были в детстве любимые игрушки. И составляли общий проект — у каждого учителя рядом нарисована его любимая игрушка.

Л. Горская

— Интересно! А зачем это детям?

О. Григорьянц

— Я расскажу, потому что я была инициатором проекта. Зачем это детям? Дети таким образом не боятся учителей. Стереотип такой, что учитель — это не человек. Ты сел за парту, смирно сидишь 45 минут и думаешь о том, что поскорее бы уже звонок. Здесь была задача у ребенка — на переменке к учителю подойти и задать ему в неофициальной обстановке совершенно странный вопрос: «Ваша любимая игрушка?» Я это наблюдала, у меня дрожь по спине, когда я видела, как преображались лица учителей. Они были удивлены и шокированы вопросом, и они просто расцветали — ребенок вдруг задал такой вопрос! У них было ощущение, что они вдруг впадали в свое детство. Они могли на полчаса остановиться, забыть про свои дела, про свою беготню — «всего лишь 5 минут есть, чтобы подготовиться к следующему уроку». Они забывали про это и описывали свои игрушки из детства. То есть ребенок раскрепощается, ребенок находит неофициальную тему для общения с педагогом, который, оказывается, тоже человек (смеется), и с ним можно просто поговорить, оказывается.

Л. Горская

— Это удивительно! Я сама недавно спросила свою очень взрослую маму о том, как она ездила в детстве в пионерский лагерь — она расцвела, она воспряла духом. И оказалось, что она на эту тему готова очень долго разговаривать — для нее вопросы ее детства до сих пор важны. Более того, с ними связаны самые светлые воспоминания, одни из самых светлых. Это помогает найти личностный подход, преодолеть барьер.

О. Григорьянц

— Совершенно верно.

Л. Горская

— А у вас нет такого, что, преодолев барьер, вы сталкиваетесь с тем, что теряется субординация, дисциплина нарушается.

О. Григорьянц

— Здесь нужна мудрость взрослого человека. Человек должен научиться мудро себя вести так, чтобы не возникло панибратства — сохранить в себе этот стержень, чтобы ученик продолжал уважать и смотрел на учителя снизу вверх.

Л. Горская

— Аня, вас учат, наверное, уважать друг друга тоже?

Аня Григорьянц

— Да.

Л. Горская

— Или вы сами умеете?

Аня Григорьянц

— Нас учат. Человек же рождается как чистый лист — он не может сразу научиться сам, наверное, уважению к старшим. Наверное, старшие учат младших уважительно относиться к ним.

Л. Горская

— Расскажите про планы. Наверное, рано еще спрашивать? — до конца учебного года еще далеко. Просто когда вы у нас были в последний раз, мы говорили о каких-то перспективах развития: что-то вы планируете открыть, добавить. Сейчас, я так понимаю, что у вас уже такой объем, что…

Прот. Димитрий Григорьянц

— У нас план пока один основной — построить храм, который должен разгрузить в том числе и гимназию и храмовую жизнь. Потому что сейчас мы совсем загружены. Распорядок у детей такой, что сейчас они в 8 часов утра вынуждены приходить в гимназию, потому что сначала у нас утренняя молитва для детей, потом начинается служба. Службу тоже позже сдвинуть нельзя, потому все люди работают и спешат на работу. Поэтому служба рано, а дети вынуждены приходить в школу еще раньше. Если у нас в прошлом году служба начиналась в 8 часов, то сейчас в 8.30…

Л. Горская

— Всё связано.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Да, всё связано. И очень не хватает храма, отдельно стоящего. Есть школьный храм и есть храм церковный, который был бы. Но дальше…

Л. Горская

— А какая у вас ситуация? Я так понимаю, что отдельно стоящий храм еще в процессе стройки находится?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Да.

Л. Горская

— Есть только небольшой храм, который в здании гимназии.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Да, совсем маленький. Это то, что называется домовым храмом. Я же говорю, что там вокруг гимназии образовался храм, и поэтому гимназия чуть-чуть своего помещения была вынуждена выделить — и это помещение стало храмом. А большой храм мы пока строим потихонечку. Конечно, основные силы сейчас на строительство храма положены. А для гимназии есть проект развития дальше — нужно строить еще одно здание совершенно точно, оно необходимо. Детский сад у нас просто не вмещается — хотелось бы вести 4 разных группы, а сейчас у нас одна разновозрастная. Педагогам, с одной стороны, легко и приятно, потому что старшие помогают с младшими. Дети, которые совсем маленькие, как общие дети получаются…

О. Григорьянц

— Это очень большой плюс этой группы — сейчас есть такие сады, где стараются создать разновозрастные группы.

Л. Горская

— В чем плюс?

О. Григорьянц

— Плюс в том, что старшие развиваются — особенно, если у них в семье нет младших. Младшие видят, может быть, и плохие примеры от старших, но и хорошие тоже видят. Старшие могут помочь раздеться младшему или почитать ему книжку — как дружная большая семья они живут в своей маленькой группе. Но конечно, хотелось бы больше помещение.

Л. Горская

— А вот в идеале — как вы видите жизнь вашей гимназии? Например, во сколько бы вы хотели, чтобы дети приходили в школу?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Я думаю, детей надо спросить — во сколько бы вы хотели приходить в школу?

Аня Григорьянц

— Хотя бы для начала в 8.30. (Смеются.)

Прот. Димитрий Григорьянц

— Вот и я тоже думаю, что в 8.30.

Л. Горская

— И дальше — идеальный распорядок? По сравнению с тем, что у вас сейчас есть.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Подвинуть хотя бы на полчаса всё.

Л. Горская

— Просто я смотрю, что у вас сейчас сравнительно хорошая ситуация. У вас мало людей в классе — это позволяет педагогам больше внимания уделять каждому конкретному ученику, взаимоотношениям внутри класса.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Мне бы хотелось очень сильно разделить на мальчиков и на девочек — две параллели сделать. Потому что все-таки образование мальчиков отличается от образования девочек — не только в труде, а в принципе. Мальчики усваивают информацию совершенно не так, как девочки — девочки каждый предмет по чуть-чуть, по чуть-чуть продвигаются. Вот даже тот же самый кубик Рубика, про который мы говорим. Аня довольно легко его собрала, потому что по чуть-чуть рассказываешь, как нужно действовать, и она всё понимает. А Сережа больше, выражаясь современным языком, тормозил — он никак не мог собрать первую сторону. Но как только он одну сторону собрал, вдруг сразу всё остальное стало легко и просто. Это то, как воспринимают информацию мальчики и девочки — мальчики могут очень долго стоять на какой-то совершенно простой вещи. Зато потом, когда они ее сообразят вдруг, они сразу выстрелят — на полгода вперед информацию могут проскочить. А потом снова на чем-то таком простом встать, и будут стоять и никак не могут понять, что дважды два — четыре. А девочки все время по чуть-чуть, по чуть-чуть — более аккуратно...

Л. Горская

— Я наблюдаю, как девочки учатся на горных лыжах кататься. Девочки сначала спрашивают: как поворачивать, как тормозить? А мальчики становятся и едут, и в процессе выясняют — или не выясняют — как тормозить. Сережа, ты так, да? Угадала. (Смеются.) Отец Димитрий, а вы сами умеете кубик Рубика собирать?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Если бы сам не умел, дети тоже не собрали бы.

Л. Горская

— Ах, вот кто запустил этот вирус кубика Рубика в гимназии! (Смеется.)

О. Григорьянц

— Запустил один мальчик в гимназии — Дима Евстигнеев. От него уже батюшка, а батюшка уже…

Прот. Димитрий Григорьянц

— А батюшка вспомнил, что, оказывается, можно собрать кубик Рубика. Практически был собран, пришлось посмотреть, как верхнюю часть дособирать — подсмотреть подсказку. Ну, а дальше там всё легко.

Л. Горская

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Оставайтесь с нами, мы вернемся через минуту.

Л. Горская

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». С вами в студии Лиза Горская. И мы говорим о гимназии. У нас в гостях: протоиерей Димитрий Григорьянц — директор и духовник Православной гимназии во имя святителя Филарета Московского в городе Лобне; и матушка Ольга Григорьянц — заместитель директора по воспитательной работе. А также Аня и Сережа — ученики гимназии. Мы уже поговорили о том, как вы развиваетесь — олимпиады вы выигрываете. А давайте поговорим о том, что вы делаете сверх федерального образовательного стандарта. Я знаю, что у вас постоянно какие-то поездки происходят интересные. Мы говорили о каких-то внеклассных занятиях, о кубике Рубика, о задании, когда надо было выяснить, какая была любимая игрушка у учителя и установить с ним личный контакт. Матушка?

О. Григорьянц

— В этом году у нас был первый опыт выезда за пределы Москвы — группа наших ребят ездила в город Владимир.

Л. Горская

— За пределы Московской области, вы хотите сказать? Потому что я помню, что за пределы Москвы вы ездили неоднократно.

О. Григорьянц

— Батюшка вывозил уже детей — в качестве выпускного, да?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Они ездили на футбол. Потом, выпускной в Петербурге. Это не первый опыт…

О. Григорьянц

— Была трехдневная поездка в город Владимир — таким образом мы закончили учебную четверть. Это не было ничему посвящено, это не выпускной. Просто хотелось показать детям город, хотелось, чтобы они немножко побыли в отрыве от своих родителей.

Л. Горская

— Родителей не брали?

О. Григорьянц

— Родителей принципиально не брали. Потому что хотелось посмотреть на них, мне хотелось, как организатору поездки, чтобы они почувствовали себя вне дома. Оказалось, что дети в 8—9 классе не приспособлены к жизни: они сидят дома в своих телефонах, в телевизоре, в интернете. А тут — они даже не знали, как купить билет в метро. То есть это такой опыт жизни вне семьи, плюс общение друг с другом.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Они все ездят на машинах, к сожалению. Особенно если ты живешь не в Москве…

Л. Горская

— Родители их возят?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Родители возят на машине, потому что так проще, быстрее. Вообще, это одна из основных проблем — то, что родителям некогда, родителям некогда заниматься детьми. Они хотят, чтобы они были у них высокодуховными, нравственными, высокоморальными людьми. Но вот их отдали, а дальше они зарабатывают деньги.

О. Григорьянц

— Они возлагают надежду на нас — на нас с батюшкой в частности, что мы их будем развивать.

Л. Горская

— Что, прямо так и приводят? И говорят: «Сделайте что-нибудь».

О. Григорьянц

— В общем, да, такое есть. И состоялась замечательная трехдневная поездка в город Владимир. Мы стараемся детей вывозить в Москву, просто в Москву — потому что, живя в Московской области, они не знают Москвы. Мы стараемся сделать такие поездки в праздничные церковные дни, когда у нас нет учебы. В частности, 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, после службы старшеклассники отправились в Сретенский монастырь — погулять, пообщаться друг с другом, посмотреть это удивительное место.

Л. Горская

— Что дают эти поездки? Помимо таких бытовых вещей?

О. Григорьянц

— Вы знаете, у меня к детям материнское отношение — ко всем. Мне их всех жалко. Вот, мальчика, который не мог купить билет в метро, мне было его жалко — мне захотелось его еще раз отдельно взять за руку и проехать с ним в метро покататься. То есть это просто развитие. Педагоги закрываются рамками уроков — они считают, что нужно дать физику, нужно дать правила в своих дисциплинах, и всё. Но чтобы дети их освоили, они должны просто освоить жизнь вокруг себя — вот мое ощущение такое. Я просто, воспитывая своих детей, наблюдала с пеленок, что им это важно для того, чтобы они потом получали знания предметные.

Л. Горская

— Учителям, наверное, тоже времени не хватает?

О. Григорьянц

— Безусловно, это очень тяжело — это подвиг в какой-то степени.

Л. Горская

— Как вы всё успеваете?

О. Григорьянц

— Не успеваем — еле-еле, внатяжечку. (Смеются.) Стараемся.

Прот. Димитрий Григорьянц

— К сожалению, дома говорим только о гимназии, хотя хотелось бы поговорить…

О. Григорьянц

— Может быть, не совсем к сожалению. Просто наш мозг с батюшкой заполнен проблемами гимназии. Не к сожалению, потому что это очень интересно, это творчество, бескрайнее, безграничное творчество. Единственное, что у меня страх за своих собственных детей, потому что они немножко потеряли своих родителей. Но успокаивает то, что они в этой кутерьме тоже крутятся, являются частью гимназии, и частью нашей жизни и наших проблем — это хорошо.

Л. Горская

— У вас в гостях была наша ведущая Тутта Ларсен. Что она у вас делала? И почему она мне посылала восторженные эсэмэски все время?

О. Григорьянц

— Да, приезжала к нам Тутта Ларсен — она попала на мастер-класс, который у нас проводился для подготовки к очередной Рождественской ярмарке. Мы ежегодно устраиваем Рождественские и Пасхальные благотворительные ярмарки в пользу строительства храма, которые очень помогают детям развиваться и быть с семьей.

Л. Горская

— А храму — строиться.

О. Григорьянц

— Там, может быть, не очень большая помощь финансовая, но это очень сближает и сплачивает весь наш коллектив. И Тутта Ларсен была среди нас, ей понравился процесс. Я так поняла, что ей очень понравился наш будущий храм. Она провела беседу, мы организовали беседу на тему «Традиции в семье».

Прот. Димитрий Григорьянц

— Матушка не сказала, но у нас родительские собрания — поскольку родителей зачастую тяжело затащить на родительские собрания…

О. Григорьянц

— Стереотип, что это очень скучно, нудно, долго, что это обязанность.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Кроме того, что это скучно и долго, родителям реально некогда — у них у всех работа, к сожалению. Родительские собрания мы пытаемся проводить в интересном ключе — звать интересных людей. А поскольку сейчас основные родители — это мои ровесники, то мы все воспитывались в том числе на появлении Тутты Ларсен на экране, она была значимым человеком. И мы, конечно, с удовольствием позвали ее к нам, чтобы родители на нее посмотрели и увидели, что оказывается, люди становятся верующими в разные моменты своей жизни. Родители были очень сильно удивлены, что у нас такой гость — многие приехали, многие задавали вопросы.

Л. Горская

— В этом году будет Рождественская ярмарка?

О. Григорьянц

— Да, готовимся.

Л. Горская

— Что делаете?

О. Григорьянц

— В рамках учебного проекта, например, 5-й класс сшил замечательные мягкие игрушки, другой класс сделал… Анечка расскажет.

Аня Григорьянц

— Наш класс делал подсвечники — красивые баночки, в них свечки.

О. Григорьянц

— Нам активно помогает в этом мероприятии Досуговый центр «Восточный» города Лобни, там есть замечательная Ангелина Владимировна, она инициирует и сотрудников, и учеников для того, чтобы они делали поделки в пользу храма.

Л. Горская

— Где это всё будет проходить? В храме?

О. Григорьянц

— Каждый раз это проходило на территории храма, в этом году мы хотим выйти за черту храма — в город. Потому что в городе, в парке тоже проводятся ярмарки, мы хотим поучаствовать там. Хотя одна из задач такого мероприятия — это чтобы люди пришли в храм, на его территорию, потому что многие проходят мимо. Поразительный такой момент — люди, приходя в храм и оставляя записочки, не знают, что здесь православная гимназия. Хотя и объявления висят, и сайт у нас есть. То есть мы хотим таким образом, если можно так сказать, показать себя, рассказать о себе. Потому что люди, узнавая о нас, радуются.

Л. Горская

— У вас сейчас 120 человек. Сколько человек максимум вы готовы обучать со следующего года?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Если мы увеличился, то максимум еще человек на 10. Сейчас то помещение, что есть, оно используется на все 100 процентов — у нас нет ни одного свободного помещения. Все храмовые помещения, которые были нужны, они уже из здания гимназии выдвинуты давным-давно в отдельное здание. Нам, чтобы дальше развиваться, нужно еще строиться.

Л. Горская

— То есть сейчас в вашей ситуации «рассказать о себе» — это просто поделиться радостью и пригласить к общению: «Вот мы, посмотрите, как мы можем. Давайте общаться, давайте вместе что-то делать». Так?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Но у нас же каждый год приходят новые дети — старшие выходят, новые приходят.

О. Григорьянц

— Несмотря на все замечательные моменты у нас в гимназии, проблемы все же существуют. К примеру, одна из таких проблем — мы всегда нуждаемся в творческих людях, в творческих сотрудниках.

Л. Горская

— Что значит «творческий» в вашем представлении?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Люди, неравнодушные к воспитанию детей. У нас есть такой очень хороший пример — математик Иван Константинович. Старшим некоторым он надоедает, а младшие дети в восторге…

О. Григорьянц

— Его все любят.

Л. Горская

— А старшим всегда всё надоедает.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Когда он преподает, он все время начинает рассказывать о Боге — какие-то вещи, которые ему самому интересны, которые он сам для себя открыл.

О. Григорьянц

— Он рассказывает о себе, творческие задания дает великолепные. Сергей пришел с контрольной работы, говорит: «Мама! Он всё так это здорово сделал! Как это ему удается?» — просто про задание.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Это пример творческого человека — человека, который неравнодушен. А когда его спрашивают, зачем он говорит о Боге, он говорит: «А где они еще услышат это всё, если я им не расскажу?»

Л. Горская

— В каких творческих людях вы сейчас нуждаетесь?

О. Григорьянц

— Нам бы еще одного зама по воспитательной работе, потому что творчество — это безграничное понятие, которое можно возложить на десятерых человек. И чем больше будет таких носителей этого «груза» — тем будет радостнее, тем более насыщеннее будет жизнь в гимназии.

Л. Горская

— Человек, который занимается воспитательной работой, у меня, например, с творчеством ассоциируется в последнюю очередь. То есть воспитание в обычном представлении — это что-то такое занудное, это набор формальностей и правил…

О. Григорьянц

— Честно говоря, наверное, я очень мало знаю формальностей и правил, поэтому я пытаюсь собой закрыть какие-то скучные дырки и пустоты, если вдруг я их вижу. Я почему-то не могу пройти мимо этой пустоты, мне хочется ее заполнить. Мне кажется это важным. Например, начался Рождественский пост — мы быстренько-быстренько с детьми и родителями организовали календарь поста . Чтобы стена не была пустой и чтобы дети наблюдали за тем, как мы идем по дороге Рождества. Кстати говоря, пришла к нам однажды замечательная культуролог Абрамова Анастасия Алексеевна, она была приглашена на родительское собрание. Она поделилась с нами своими секретами — в частности, и секретами этих календарей. Это воспитательный момент. Дальше — подготовка подарков детям друг другу: как дети поздравят друг друга с Рождеством? Сами ли они будут это делать, или придет к ним какой-то Дед Мороз? Лучше, если они будут это делать сами. Как сами? Кто-то должен ими управить, немножко подсказать. Опять же, за это берусь я, потому что учителя все заняты своими предметами. Очень много, очень много всего можно делать. Не хватает рук, иногда не хватает идей. И идей надо больше, и времени. Многие вещи приходится делать по ночам.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Можно я еще добавлю по поводу воспитания? Воспитание — это самый что ни на есть творческий процесс. Потому что если ты не относишься к воспитанию творчески, твое воспитание не будет иметь никакого смысла. Когда ты приходишь и говоришь: «Это не трогай! То не бери! Туда не ходи! Здесь не наступай!» — то это быстро всем надоедает. Все начинают тебя игнорировать, в конце концов, и не обращать внимания. А что касается того, кто нам еще нужен — вот если матушка говорит по поводу еще одного творческого человека для воспитательной работы. Но мы сейчас явно нуждаемся еще в одном учителе начальных классов — это у нас сейчас прямо гигантская проблема.

Л. Горская

— А какие требования к нему? Если вдруг кто-то из наших радиослушателей будет к себе эту должность примерять?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Собеседование индивидуальное. Мы готовы смотреть на всех…

О. Григорьянц

— Желание работать с детьми и гореть.

Прот. Димитрий Григорьянц

— И понимание, что ты будешь работать в православном учебном заведении.

О. Григорьянц

— Есть педагоги, которые приходят в православное учебное заведение что-то получить: «Хочу быть поближе к Богу». А то, что это требует от тебя особенных усилий, особенной работы, прежде всего, над собой, немногие это понимают. И поэтому у таких людей долго у нас не получается задерживаться.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Вот когда вы приходите — это как будто вы руду копнули, а дальше вы приблизились к огню. И дальше очень сильно зависит от того, что внутри этой руды было. Если больше было золота, то в результате этого приближения к огню перельется всё в золото. Если больше было всяких шлаков — то к сожалению, золото уйдет, а шлаки останутся. Люди должны быть готовы к тому, что может быть такое приближение, которое их чуть-чуть изменит.

Л. Горская

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Я напоминаю нашим радиослушателям, что сегодня мы говорим об образовании. У нас в гостях: директор Православной гимназии во имя святителя Филарета Московского — протоиерей Димитрий Григорьянц; и матушка Ольга — заместитель директора по воспитательной работе; Аня и Сережа. Ребята, скажите: вы пришли на программу, где мы говорим про гимназию — вам не скучно?

Сережа Григорьянц

— Нет, нам интересно.

Л. Горская

— Почему?

Сережа Григорьянц

— Нам интересна сама тема, которую взрослые обсуждают.

Л. Горская

— Мама хочет за детей сказать.

О. Григорьянц

— Я всегда переживала, мне казалось, что у детей должны быть насыщенная жизнь: помимо школы, должно быть много чего другого. А теперь я смотрю, они всегда говорят: «Мы хотим в школу!»

Л. Горская

— Вы хотите в школу?

Аня Григорьянц

— Да.

Л. Горская

— Почему?

Аня Григорьянц

— Кроме учебы, там есть замечательные люди — друзья и учителя, которых все время хочется видеть, все время хочется с ними разговаривать.

Л. Горская

— Сережа, а ты почему?

Сережа Григорьянц

— Еще там есть очень интересные для меня предметы.

Л. Горская

— Тебе что больше всего нравится?

Сережа Григорьянц

— Мне больше всего нравится математика. Иван Константинович, которого мы обсуждали, он интересно ведет всё.

Л. Горская

— Я еще знаю, что ты, например, наизусть цитируешь балладу про Илью Муромца.

О. Григорьянц

— Была у нас такая большая любовь к «Одиссее» Гомера.

Л. Горская

— Извините, у меня все персонажи слились в одного. (Смеется.)

О. Григорьянц

— В 5 лет он вдруг за манной кашей начал цитировать аудиокнигу, которую он слушал — «Одиссея» Гомера. Поверг всех в шок. Я не знаю, помнит ли он сейчас что-нибудь?

Л. Горская

— Сейчас математика или Гомер? История, литература?

Сережа Григорьянц

— Сейчас мне нравится история, сильно нравится. И математика тоже.

Л. Горская

— Сколько у вас детей всего, матушка? Матушка задумалась (смеется).

О. Григорьянц

— У нас шестеро детей.

Л. Горская

— И все учатся в гимназии?

О. Григорьянц

— Нет, старший, Артем, сейчас находится в Тульском Суворовском военном училище.

Л. Горская

— А младший, наверное, еще не поступил?

О. Григорьянц

— Предпоследняя — Лиза, пойдет в гимназию в следующем году. А Лев, ему полтора года, еще рановато. Если ему захочется, он будет посещать детский садик. Он ходит уже — у нас же разновозрастные группы. Мама заходит в дверь заместителя по воспитательной работе, предварительно в соседнюю дверь отведя младшего Леву.

Прот. Димитрий Григорьянц

— Лева такой «сын полка» в прямом смысле этого слова — все готовы носить его на руках, переодевать, сюсюкаться. Он ходит не потому, что он ходит в детский сад, а потому, что детей надо пристраивать, пока ты занимаешься работой.

О. Григорьянц

— Приходится. Хотя мы с батюшкой не сторонники детсадовской жизни — мы всегда старались, чтобы наши дети не ходили в детский сад, были поближе к гнезду семейному.

Прот. Димитрий Григорьянц

— В результате все ходили в наш детский сад (смеется). Не было того, кто бы туда не попал.

Л. Горская

— Раз у нас такой семейный получился вечер, давайте поговорим про то, как вы готовитесь к Рождеству — и в гимназии, и в храме. Мне кажется, многим нашим слушателям будет интересно узнать, как в храме готовятся к Рождеству, и в семье. Кто первый?

О. Григорьянц

— Можно я, просто предваряя рассказ детей. Все-таки семейное Рождество у нас храмово-гимназическое — как ни крути, так сложилось. И каждое Рождество, каждую Пасху у нас грандиозные события происходят в гимназии, потому что мы готовимся к городской Ёлке, к городскому Пасхальному спектаклю. У нас есть замечательный творческий педагог — Татьяна Всеволодовна Подосинникова. И за месяц до праздника гимназия кипит, дети в восторге с 7 утра до позднего вечера готовятся к спектаклям, помимо своих основных уроков. Анечка?

Л. Горская

— Дети уже не могут молчать, я смотрю.

Аня Григорьянц

— Да, у нас проходят спектакли. И для меня, и для многих учеников это очень важно. Самое, наверное, яркое событие за весь учебный год в гимназии — это именно подготовка к спектаклю и сам спектакль. Но я не скажу, что это так всё просто — этот спектакль. Очень много трудного нужно преодолеть, чтобы сыграть на сцене.

Л. Горская

— Что самое трудное?

Аня Григорьянц

— Трудно играть, трудно учителям декорации разные готовить.

Л. Горская

— Тоже ночами, наверное, готовят.

Аня Григорьянц

— Но дети очень рады этим спектаклям. И перед спектаклями у детей идет борьба за роли, все хотят участвовать. И бывает неважно, какая роль, главное — участие. Все активно очень готовятся.

Л. Горская

— Сережа, а ты что скажешь?

Сережа Григорьянц

— Еще помимо спектакля, я бы хотел добавить про то, что проходит у нас дома. Дома мы пишем письмо Дедушке Морозу, очень сильно ждем елку, папа ее привозит чаще всего. Мы ее все наряжаем, мы стараемся обстановку вокруг нее красивую создать.

Л. Горская

— Тоже, наверное, дома какие-то номера разучиваете, может быть, музыкальные?

Сережа Григорьянц

— Иногда бывает.

О. Григорьянц

— К сожалению, все меньше у нас остается свободного времени для семейных выступлений. Хотя мы это очень любим. «What a Wonderful World» мы собираемся выучить.

Л. Горская

— Луи Армстронга?

О. Григорьянц

— Да, это его песня замечательная — добрая, светлая. Собираемся ее учить с детьми для семейного выступления, для наших друзей.

Л. Горская

— Какого числа будет ярмарка Рождественская в Лобне?

О. Григорьянц

— Это канун Нового года, как раз тот момент, когда люди готовятся к тому, чтобы дарить подарки своим близким — 23—24 декабря, в субботу и воскресенье.

Л. Горская

— Во сколько?

О. Григорьянц

— Сразу после ранней Литургии — с 8 утра часов до 2—3 дня.

Л. Горская

— Где?

О. Григорьянц

— На территории нашего храма будет ярмарка — храм святителя Филарета в городе Лобне.

Л. Горская

— Все вырученные средства пойдут на строительство храма.

О. Григорьянц

— Обязательно.

Л. Горская

— Мы поговорили про ярмарку Рождественскую, поговорили про сказку Рождественскую. Когда она, кстати, будет? Уже после Рождества?

Аня Григорьянц

— Спектакль у нас проходит на Рождество, после ночной службы. Утром для маленьких детей Литургия, а после этого уже все едут в театр, который неподалеку находится. И там мы уже играем спектакль. В этом году у нас спектакль называется, это предварительное название — «Lady Wi-Fi» . Это переделанная сказка «Снежная Королева». Сюжет такой — мальчик Кай попадает к этой Lady Wi-Fi, и там его поглощают гаджеты. Он живет в них, играет в игры. А в это время Герда его ищет. Но она попадает не ко всем старинным героям, как в «Снежной Королеве», например, она попадает не в шайку разбойников, а в шайку двоечников. Вместо оленя ей поможет внучка из православной семьи.

Л. Горская

— Маленькая девочка, да?

Аня Григорьянц

— Да.

О. Григорьянц

— Ты всё не рассказывай.

Л. Горская

— Без спойлеров.

Аня Григорьянц

— Еще на Рождество после ночной службы у нас пускают салют.

Л. Горская

— Фейерверк.

Аня Григорьянц

— Фейерверк, да.

Л. Горская

— Большой?

Аня Григорьянц

— Да, большой, праздничный. И те маленькие, которые спали всю службу, они обязательно на салют просят их разбудить — пойти посмотреть.

Л. Горская

— Красота! Давай вернемся к спектаклю — где его можно будет посмотреть? И когда — точное время и адрес.

О. Григорьянц

— Время, слава Богу, у нас не меняется — это 7 января в 12 часов. Дом культуры «Чайка» в городе Лобне.

Л. Горская

— Что еще у вас из рождественского, из праздничного готовится?

О. Григорьянц

— У нас есть, помимо нашей гимназии, воскресная школа, которая своими не такими большими силами обычно тоже готовит спектакль, который проходит через неделю после гимназического спектакля.

Л. Горская

— Хочется закончить программу чем-нибудь таким светлым и радостным. Обычно, когда говоришь про гимназии, про образование, то бесконечно сбиваешься на то, какие сейчас проблемы, какие сейчас трудности, особенно у подростков. Наверняка вы тоже с этим сталкиваетесь — что старшеклассники, может быть, теряют интерес к учебе, может быть, уходят в себя, у них появляются какие-то новые проблемы. Но что вы светлого в связи с этим можете сказать? Так вот сформулирую вопрос. Может быть, у вас есть какой-то опыт личный?

Прот. Димитрий Григорьянц

— Наверное, самое важное, что хотелось бы сказать нашей аудитории: уделяйте больше времени своим собственным детям. Ваша работа, она всегда подождет, а дети, к сожалению, ждать не могут. Вот матушка рассказывала про поездки — они в этих поездках иной раз… Даже вот вроде в нашей православной среде, а они говорят: «Вы единственные, кто нас любите».

О. Григорьянц

— Да, я была поражена — мальчик сказал: «Только вы нас любите».

Прот. Димитрий Григорьянц

— Хотя, понятно, что мы не единственные, кто их любит. Родители их тоже любят, но они не успевают оторваться от этого захватывающего взрослого мира — перестают играть. Поэтому играйте с детьми побольше, уделяйте им время. Слушайте детей обязательно — что они говорят. Потому что они все свои проблемы обязательно вам высказывают — они не могут это удержать в себе. Это взрослый человек может умолчать, что-то кому-то не сказать, не поделиться. И то ему очень тяжело переварить это всё в себе. А дети не в состоянии. Поэтому слушайте детей, играйте с ними побольше. В конце концов, мы сами когда-то любили играть.

О. Григорьянц

— И не опоздайте, потому что как раз к 8—9 классу научиться их слушать очень поздно. 7-й класс — это такой порог, когда они уже привыкли к тому, что их не слушают, их не слышат. И достучаться в их дверку очень тяжело.

Л. Горская

— Наверное, последний вопрос: как можно помочь гимназии? И нуждается ли она в помощи?

О. Григорьянц

— Всегда! Процесс творческий, он безграничный (смеется). Всякая разная помощь: моральная, материальная, духовная, душевная, творческая…

Прот. Димитрий Григорьянц

— Молитвенная.

О. Григорьянц

— Обязательно молитвенная — она очень-очень нужна.

Л. Горская

— Наверное, подробности можно у вас на сайте найти. У вас есть сайт?

Прот. Димитрий Григорьянц

— www.filaret.ru — это сайт и храма и гимназии. Мне бы хотелось не разделять храмовую и гимназическую жизнь, чтобы это было единое целое.

О. Григорьянц

— Но все-таки более подробно можно узнать, приехав к нам в гости, в Лобню.

Л. Горская

— Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». Ее для вас провела Лиза Горская. У нас в гостях была гимназия во имя святителя Филарета Московского из города Лобни: ее директор — протоиерей Димитрий Григорьянц, директор и духовник гимназии; матушка Ольга Григорьянц — заместитель директора по воспитательной работе; и ученики — Аня и Сережа. Всего доброго!

Аня Григорьянц

— До свидания!

О. Григорьянц

— Спасибо большое!

Сережа Григорьянц

— Спасибо!

Прот. Димитрий Григорьянц

— Спаси, Господи!

Другие программы
Первоисточник
Первоисточник
Многие выражения становятся «притчей во языцех», а, если мы их не понимаем, нередко «умываем руки» или «посыпаем голову пеплом». В программе «Первоисточник» мы узнаем о происхождении библейских слов и выражений и об их использовании в современной речи.
Сказания о Русской земле
Сказания о Русской земле
Александр Дмитриевич Нечволодов - русский генерал, историк и писатель, из под пера которого вышел фундаментальный труд по истории России «Сказания о Русской земле». Эта книга стала настольной в семье последнего российского императора Николая Второго. В данной программе звучат избранные главы книги Александра Дмитриевича.
Вселенная Православия
Вселенная Православия
Православие – это мировая религия, которая во многих странах мира имеет свою собственную историю и самобытные традиции. Программа открывает для слушателей красоту и разнообразие традиций внутри Православия на примере жизни православных христиан по всему миру.
Прообразы
Прообразы
Программа рассказывает о святых людях разных времён и народов через известные и малоизвестные произведения художественной литературы. Автор программы – писатель Ольга Клюкина – на конкретных примерах показывает, что тема святости, святой жизни, подобно лучу света, пронизывает практически всю мировую культуру.

Также рекомендуем