Помню, как в те времена, когда я был студентом Московской духовной семинарии, в Троице-Сергиеву Лавру в качестве паломника прибыл православный священник с Кипра – отец Савва Михаилидис. Отец Савва – человек удивительной судьбы. Увлекшись в молодости русской литературой, он стал самостоятельно изучать русский язык, а затем закрепил полученные знания в Православном богословском институте святого Сергия в Париже, где преподавали в середине двадцатого века русские профессора. По окончании института отец Савва вернулся на Кипр, где впоследствии стал настоятелем русского прихода. Но не только биографией знаменит на Кипре, да и во всем православном мире, отец Савва. Благодаря его непосредственному участию в Кипрской Церкви была восстановлена древняя традиция проповеди среди блудниц.
Еще в первые годы своего существования Церковь стремилась осуществлять миссию среди людей, подверженных самым тяжким страстям. Следуя примеру Христа, Который не чурался рассказывать о Боге и Евангелии лютым грешникам, православные христиане также стремились проповедовать - в частности, среди блудниц. Этим несчастным женщинам Церковь давала возможность начать новую жизнь, узнать Бога и победить свои грехи. Ярким примером такой деятельности, например, является святой Виталий, прославленный в лике святых, как раз, благодаря своей проповеди среди блудниц.
Отец Савва Михаилидис в начале 2000-х годов решил восстановить древнюю традицию. Решил вынуждено – Кипр, как почти любой курорт, имеет печальный порок – в его городах можно встретить женщин, торгующих своим телом. Многие из них делают это вынужденно, став жертвами нечистых на руку людей. Большей частью блудницами на Кипре становятся иностранки, приехавшие сюда работать, но в итоге обманутые и принужденные к порочной деятельности. Отец Савва решил в меру своих сил помогать несчастным женщинам. При своем приходе он основал приют, где бывшие блудницы могли бы какое-то время жить, пока отец Савва не оформит им документы и не соберет денег на билет до дома. А сам лично стал по вечерам посещать традиционные места сбора подобных женщин, общаться с ними и предлагать им помощь.
Сначала появление священника в злачных местах, естественно, воспринималось неоднозначно. Отец Савва приходил проповедовать среди блудниц в подряснике, не скрывая своего статуса. Некоторые люди даже думали, что священник настолько потерял стыд, что не стесняется появляться рядом с борделями в священнической одежде. Но впоследствии все стало на свои места – отец Савва помог стольким несчастным женщинам, что уже ни у кого не поворачивается язык его осуждать, а сами блудницы стремятся попасть в его приходской приют. На Кипре отец Савва стал настоящим героем. Сегодня он уже человек преклонных лет. Его волосы и борода белоснежно седы. Чем-то он напоминает доброго Деда Мороза. Во всяком случае, для многих несчастных женщин, он именно им и оказался, потому что сделал им огромный подарок – вернул нормальное существование и возможность жить с чистой совестью.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема