
Каждая православная страна славится своими свадебными традициями и обрядами. Румыния здесь не исключение. Румынская свадьба —событие особенное. Несмотря на то, что Румыния давно уже входит в Европейский союз и вполне прониклась, так сказать западноевропейским духом, народные традиции, особенно свадебные, в Румынии исчезать не собираются.
Свадьба в Румынии — это по-прежнему событие, на которое собирается столько людей, сколько в состоянии вместить то место, где свадьба проводится. По-прежнему на румынской свадьбе водятся обрядовые хороводы, на народных инструментах весело играют музыканты. Часто случается и такое, что молодожены, их родителии гости надевают на свадебное торжество яркие и пестрые народные костюмы.
Неотъемлемой частью румынской свадьбы является сватовство. Сегодня оно, конечно, носит символический характер. Современные молодые румыны и румынки сами договариваются о бракосочетании. Но после того, как они своим родителям о своем желании сообщают, сторона жениха засылает в дом невесты сватов, которые просят для жениха руки девушки. Услышав подобную просьбу, родители невесты по традиции отвечают отказом. Спустя некоторое время сваты снова оказываются в доме девушки и снова просят ее руки для жениха, и снова родители дают отрицательный ответ. Как правило, слова согласия родители дают только на третий раз. Тогда же они обсуждают со сватами, каким будет выкуп, и на какое число назначить свадьбу.
А свадьбу в Румынии принято назначать... на понедельник. Румыны считают, что понедельник — самый хороший день для начала жизни молодой семьи. Рано с утра жених с родителями, со сватами, друзьями отправляются в дом невесты, где уже вовсю кипит предсвадебная атмосфера. Сама церемония проходит в храме, где совершается таинство венчания. Венчание в Румынии напоминает наше, российское. Пожалуй, отличается только форма венцов. У нас они обычно напоминают собой короны. А вот Румынии в качестве венцов могут использоваться просто обручи или венки из цветов. По окончании венчания жених и невеста вместе с родителями и гостями отправляются на свадебное торжество.
Традиционная румынская свадьба начинается со встречи гостей. В качестве угощений им подается вино, и колак. Колаком называется особый хлеб с солью, кусочек от которого должен съесть перед входом на свадьбу каждый из гостей. После того, как каждый приглашенный отведает колака, наступает время для следующего обряда. Когда гости рассядутся за столы, молодожены встают и делают земной поклон перед своими родителями, тем самым выражая им свою благодарность и признательность. После этого жених и невеста просят прощения у всех собравшихся от лица своих родителей, за те ошибки, которые они, возможно, совершили. И только после того, как были произнесены важные слова, свадьба начинает гулять.
Традиционное меню на румынской свадьбе в основном представлено такими блюдами, как пироги с капустой («сармале»), кислый суп из гусиных или утиных потрохов, соленые огурцы, маринады.И, конечно же, какая румынская свадьба может обойтись без вина?
Все выпуски программы Вселенная православия
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О подвиге Мученика Исихия Антиохийского

Сегодня 23 мая. День памяти Мученика Исихия Антиохийского, пострадавшего за Христа в 311 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
В 303 году римский император Максимиан Галерий издал указ, по которому всякий военный, не желавший принести жертву идолам, извергался из воинского чина и лишался права носить военную форму.
Исихий был паладином, то есть высоким воинским сановником в Антиохии. Будучи убеждённым христианином, он немедленно сам подал в отставку. Однако его общественное положение было слишком высоким, чтобы язычники могли просто позволить ему уйти. Исихию было лично предложено совершить идольское жертвоприношение. Святой отказался и был утоплен в реке Арон с мельничным жерновом на шее.
В житии святого мученика отчетливо поднимается вопрос о чести в христианском понимании. С точки зрения языческих римских властей, воинов-христиан, которые не пожелали отречься и вернуться в язычество, обрекали на бесчестье, символом чего были рабские одежды. Но Христос, и об этом свидетельствуют новейшие исследования, был весьма любим в римской армии даже среди язычников.
Удивительно, что воины, профессионалы и бесстрашные знатоки ратного дела, предпочитали множеству полководцев и возможных героев идеал великого страдальца. К тому времени в рядах римских солдат рождалось убеждение, что страдание без вины делает общниками истины и приобщает к подлинной неприходящей славе.
Мученическое страдание святого Исихия и иных многих стало предвестником великой пророческой перемены, которая по таинственному определению Бога вскоре привела к христианизации всей Римской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О примере подвига Апостола Симона Зилота

Сегодня 23 мая. День памяти Апостола Симона Зилота.
О примере подвига Апостола для современных христиан — священник Стахий Колотвин.
Христос объединяет очень разных людей, которые не похожи между собой, которые могут быть друг с другом не согласны, которые даже в чём-то будут спорить и, увы, враждовать между собой. И тем не менее, всех объединяет Христова любовь.
Мы смотрим, как же сейчас в Церкви есть кто-то более консервативный, кто-то более либерально настроенный, есть человек более просвещённый, а есть человек, который не просвещённый, но зато глубоко молитвенный, и так далее. Все люди разные. Если каждый будет выпячивать свои достоинства и стараться обойти молчанием свои недостатки, то приблизиться к Царству Небесному будет тяжело.
Мы видим — апостол Симон Зелот. Зелоты были не согласны с тем, что римляне захватили власть в Иудее. Они были злы на саддукеев, на книжников, которые соглашались с этой оккупацией. Они готовили военное вторжение, поэтому казалось, уж как раз зелоты миролюбивую проповедь Христа ни во что не должны были поставить.
Но мы видим, что зелот иудейского народа Симон, когда увидел Христа, стал зелотом, стал приверженцем самого Христа. И человек, который так любил свою родину малую, в итоге ушёл проповедовать среди далеких языческих народов, дошёл до Кавказа, и на территории Абхазии — пещера, где он подвизался и где он принял свою мученическую смерть. Ново-Афонский Симона Зелота Кананита монастырь.
И при этом видим, что Господь его приверженность успел вознаградить еще в самом начале пути, потому что, по преданию церкви, Господь на браке Кане Галилейском был на свадьбе как раз апостола Симона.
Все выпуски программы Актуальная тема