Современного человека сложно чем-то удивить. Нередко самая неожиданная новость встречается нами довольно скучно. Но все-таки иногда происходят события, которые даже скептически настроенного человека могут заинтересовать. Вот, как мне кажется, одна из них.
7 октября 2006 года в стенах Колумбийского университета США была впервые совершена Божественная литургия на церковнославянском языке. Служение литургии происходило в университетском домовом храме в честь святого апостола Павла. Этот храм был построен в 1907 году как англиканский, то есть принадлежащий к англо-американской протестантской традиции. Теперь он не относится официально ни к одной из христианских церквей.
Православное богослужение на церковнославянском языке по чину Русской Церкви в стенах знаменитого американского научного центра стало возможным благодаря совместной просьбе руководства русских православных приходов на территории США, а также православных преподавателей и аспирантов университета. Они обратились к администрации вуза с просьбой о совершении православной литургии и получили разрешение. Богослужение собрало не только православных сотрудников университета, но и работников российского представительства в Организации объединенных наций.
Колумбийский университет Нью-Йорка, основанный в 1754 году, является одним из пяти старейших высших учебных заведений Соединенных Штатов и входит в число наиболее привилегированных вузов Америки.
Одной из характерных особенностей Колумбийского университета является наличие специализированных центров по изучению истории, экономики и политики России. Среди них, в частности, можно отметить знаменитый Бахметьевский архив русской эмиграции, а также Институт исследований России, Евразии и Восточной Европы (Институт Гарримана).
Девизом Колумбийского университета является цитата из Псалтири: «Во свете Твоём увидим свет». Сегодня такой девиз многими сотрудниками университета понимается не вполне точно, потому что не учитывается христианский смысл этих слов. Православное богослужение, которое было совершено в стенах Колумбийского университета, и будет, как многие православные американцы надеются, совершаться и в будущем, возвращает девизу университета и его деятельности исконный смысл — указывает на связь настоящей образованности со стремлением к духовному росту, а в конечном итоге — к Богообщению.
Все выпуски программы Вселенная православия
Геническ (Херсонская область). Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Фото: Piqsels
Геническ раскинулся на берегу Азовского моря, у основания косы, соединяющей Херсонскую область с Крымом. В южной части города, в пятистах метрах от кромки воды, стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. Церкви этой больше века, её возвели в 1907 году. Инициатором строительства был местный благочестивый житель по имени Созонтий Иванович. В молодости он служил офицером, участвовал в Крымской войне. А выйдя в отставку, проводил свои дни в молитве. Подвижник получил у местных властей участок заброшенной земли, вырыл на нём келью, стал жить отшельником и собирать средства на храм. Горожане откликнулись, и вскоре над морем засияли купола. Созонтий Иванович почил спустя год по завершению строительства и был похоронен в церковном склепе. Храм Рождества Богородицы стал подворьем Кизилташского монастыря, расположенного в Крыму, между Судаком и Феодосией. Территорию подворья монахи превратили в цветущий оазис. Здесь благоухали розы, прогуливались павлины. А под сводами храма даже вне богослужений звучала молитва — иноки поочередно и днём и ночью читали Псалтырь. Всё изменилось после революции 1917 года. Безбожники, придя к власти, закрыли церковь Рождества Богородицы и устроили в ней спортивный зал. В конце двадцатого века православные вернули храму былое великолепие. В воскресные и праздничные дни плывёт над морем колокольный звон, собирает жителей Геническа на молитву.
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Владивосток. Храм Успения Пресвятой Богородицы

Фото: Piqsels
Летопись Успенского храма во Владивостоке началась одновременно с историей города. В 1860 году военный корабль «Манджур» доставил на северо-западное побережье Японского моря первых русских солдат и офицеров. А спустя год они построили здесь, в бухте Золотой Рог, деревянную церковь в честь Успения Божией Матери. Военные обустраивали маленький храм подручными средствами. Так, алтарную перегородку они смастерили, натянув корабельный парус на деревянную раму. Спустя годы церковь обветшала, и вместо неё возвели каменный собор высотой тридцать пять метров. В 1889 году его по традиции освятили в честь праздника Успения Божией Матери. На этот раз иконостас горожане изготовили из дорогих пород дерева и украсили искусной резьбой. В 1899 году Владивосток стал центром православной епархии, и Успенский собор получил статус кафедрального, то есть главного. Рядом с ним построили дом для церковнослужителей. Здесь разместили хранилище для церковной утвари, библиотеку, казначейство, трапезную. Это здание уцелело в советское время, в отличие от Успенской церкви — её безбожники разрушили в 1938-ом. И когда в конце двадцатого века настала пора возрождения веры, власти вернули православным приходской дом. Здание оборудовали под храм и освятили в честь Успения Божией Матери. В 1997 году на Пасху жители Владивостока собрались под сводами церкви на богослужение. С тех пор молитва здесь не прекращалась!
Радио ВЕРА во Владивостоке можно слушать на частоте 97,3 FM
30 октября. Об отношении к тем, кто не против Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова апостола Иоанна, обращённые ко Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Об отношении к тем, кто не против Христа — священник Родион Петриков.
Часто мы, подобно апостолам, склонны к созданию круга своих людей. «Вот этот — наш, это правильный, а все, кто за пределами этой группы, вызывают у нас подозрения». И апостол возмущается, что этот человек не из нашего круга, он не прошёл школу ученичества, и он, возможно, делает что-то не так. И прямо докладывает это своему Учителю Христу Спасителю.
Однако Христос видит главное: этот человек действует именем Его, именем Христа Божия. И он, этот человек, творит доброе дело, изгоняет духов тьмы. Слова «кто не против вас, тот за вас» — это призыв к широте сердца и к духовной рассудительности, что, возможно, мы часто слишком сужаем границы и выставляем жёсткие препятствия в общении с нами.
Господь не призывает нас к безразличию в вопросах веры. Однако напоминает нам, что благодать Божия может действовать не в тех кругах и не в тех границах, которые мы сами выставили в окружающем мире, а там, где мы сами того не ожидаем.
И вместо того чтобы запрещать и осуждать тех, кто творит добро не по нашим лекалам и не нашим способом, стоит сначала увидеть в них соратников, пусть и не вполне пока понятных. Ведь всякий, кто не против Христа и дел Его любви, тот за Него.
Все выпуски программы Актуальная тема







