
Современного человека сложно чем-то удивить. Нередко самая неожиданная новость встречается нами довольно скучно. Но все-таки иногда происходят события, которые даже скептически настроенного человека могут заинтересовать. Вот, как мне кажется, одна из них.
7 октября 2006 года в стенах Колумбийского университета США была впервые совершена Божественная литургия на церковнославянском языке. Служение литургии происходило в университетском домовом храме в честь святого апостола Павла. Этот храм был построен в 1907 году как англиканский, то есть принадлежащий к англо-американской протестантской традиции. Теперь он не относится официально ни к одной из христианских церквей.
Православное богослужение на церковнославянском языке по чину Русской Церкви в стенах знаменитого американского научного центра стало возможным благодаря совместной просьбе руководства русских православных приходов на территории США, а также православных преподавателей и аспирантов университета. Они обратились к администрации вуза с просьбой о совершении православной литургии и получили разрешение. Богослужение собрало не только православных сотрудников университета, но и работников российского представительства в Организации объединенных наций.
Колумбийский университет Нью-Йорка, основанный в 1754 году, является одним из пяти старейших высших учебных заведений Соединенных Штатов и входит в число наиболее привилегированных вузов Америки.
Одной из характерных особенностей Колумбийского университета является наличие специализированных центров по изучению истории, экономики и политики России. Среди них, в частности, можно отметить знаменитый Бахметьевский архив русской эмиграции, а также Институт исследований России, Евразии и Восточной Европы (Институт Гарримана).
Девизом Колумбийского университета является цитата из Псалтири: «Во свете Твоём увидим свет». Сегодня такой девиз многими сотрудниками университета понимается не вполне точно, потому что не учитывается христианский смысл этих слов. Православное богослужение, которое было совершено в стенах Колумбийского университета, и будет, как многие православные американцы надеются, совершаться и в будущем, возвращает девизу университета и его деятельности исконный смысл — указывает на связь настоящей образованности со стремлением к духовному росту, а в конечном итоге — к Богообщению.
Все выпуски программы Вселенная православия
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О святости и отречении от греха

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
О святости и отречении от греха — архимандрит Силуан (Пасенко).
«Вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же— для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этих словах запечатлена принципиальная невозможность, точнее, неприемлемость грешить —настолько, насколько это невозможно для мертвеца.
Святой богослов V века Феодорит, епископ Кирскийтак замечал: разве кто-то видел, чтобы покойник осквернил чужое ложе или обагрил руки кровью? Так же и христианин: его словно больше нет для зла. Он не позволяет себе быть орудием дьявола ни в делах, ни в поступках.
Это состояние называется святостью. Оно является буквальным исполнением заповеди подавления Богу:«Будьте святы, как Я». Без этого условия самоотречения, отчуждения от греха, невозможно вступить в вечность, потому что там нет места для порока.
Поэтому так категоричен образ святости: словно тебя больше нет для этого мира или зла. Эти слова читаются в самом начале церковного пути христианина — при крещении, как главное наставление на его грядущую жизнь в Святой Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О подвиге Евсевия Самосатского

Сегодня 5 июля. День памяти Священномученика Евсевия Самосатского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Евсевий Самосатский — героический святой IV века, епископ и борец с арианской ересью в эпоху, когда после Никейского собора власть в Римской империи перешла к сыновьям Константина Великого, которые открыто боролись с православием и поддерживали арианство. Время подвига Евсевия — 60-е и 70-е годы IV века.
Евсевий отказался передать царю Констанциютекст с постановлениями Антиохийского собора, где говорилось об избрании другого великого отца церкви, святого Мелетия, на эту апостольскую кафедру. Документ нужен был еретикам, чтобы отменить избрание.
Он был другом и собеседником Григория Богослова и Василия Великого. С последним вёл переписку, поддерживал его избрание на Кесарийскую Каппадокийскую кафедру.
Под видом воинского чиновника святой Евсевийобошёл Сирию, Финикию и Палестину, где рукополагал православных в священный сан.
С воцарением благочестивого императора Феодосия Великого Евсевий вернулся в свою епархию в сирийский город Самосаты. Именно тогда в соседнем селении одна из фанатичных женщин, сторонниц арианской ереси, бросила с городской стены кусок черепицы ему на голову. От тяжелейшего ранения святой скончался.
Жизнь его — удивительный пример библейского бесстрашия. Его кончина — свидетельство того, что мученичество — это дар Божий и может ждать христианина в любые, даже кажущиеся безопасными, времена.
Все выпуски программы Актуальная тема