
Фото: Aleksei Ezhkov / Unsplash
Одним из самых почитаемых святых на Урале и в Сибири является праведный Симеон Верхотурский, который при жизни от всех скрывал свои духовные подвиги.
Сегодня мы говорим о праведном Симеоне Верхотурском и рассказе Александра Арцибашева «Меркушинский заступник».
Место действия — село Меркушино в Сибирской губернии (ныне на территории Свердловской области).
Время действия — XVII век по Рождестве Христовом.
Святой праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в семье благочестивых дворян, живших в европейской части России.
Повинуясь стремлению к подвижнической жизни, Симеон сделался странником и пешком ушёл за Урал. Он скрывал своё дворянское происхождение и жил своим трудом. Симеон научился шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды денежного вознаграждения. Он рассказывал местным жителям о Христе, благовествовал Евангелие и молился, чтобы Бог просветил души людей верой. Чаще всего Симеон посещал село Меркушино вблизи города Верхотурье, где любил молиться в деревянной церкви во имя Архистратига Михаила. Неподалёку от этой церкви, на Меркушинском погосте, праведный муж и был погребён в 1642 году.
Спустя 50 лет после кончины Симеона, жители села Меркушино чудесным образом обрели нетленное тело праведника. От мощей святого стали совершаться многочисленные исцеления – и с той поры его почитают как сибирского чудотворца.
В начале XXI века в Меркушино совершил паломническую поездку известный уральский писатель Александр Николаевич Арцибашев, описав свои впечатления в рассказе «Меркушинский заступник».
Еду в село Меркушино – родину святого преподобного Симеона Верхотурского и всея Сибири Чудотворца…
Издали среди высоких деревьев замечаю сияющие купола собора. Величественная церковь Архангела Михаила причудливой галереей соединялась с храмом во имя Симеона-Праведника…. На глаза навернулись слёзы: «Господи, дай сил русскому народу прийти в себя от затянувшегося оцепенения! Никто не поможет возродить былую мощь державы, коль сами не засучим рукава и не возьмёмся за обустройство русской земли…»
Рассказ «Меркушинский заступник» Арцибашев написал во времена, когда страна ещё переживала последствия тяжелого внутреннего кризиса конца 90-х годов.
Но писатель был убеждён, что Россия возродится, когда народ укрепится в Православной вере и будет обращаться за духовной поддержкой к святым праведникам.
Ныне нетленные мощи праведного Симеона Верхотурского находятся в Свято-Николаевском монастыре города Верхотурье Свердловской области.
Паломники посещают в Сибири и места подвигов праведного Симеона Верхотурского. Вот и писатель Александр Арцибашев побывал на уединённом берегу реки Туры, где святой молился на камне и любил рыбачить.
Александр Николаевич почувствовал непреодолимое желание окунуться в воду на том месте, которое больше трёх веков назад облюбовал для себя сибирский чудотворец.
Метрах в десяти от берега – плоский камень в воде, вдвоём уместиться трудно. На нём когда-то стоял Преподобный Симеон, проводя в бесконечных молитвах целые дни!
Семь раз, стоя у Симеонова камня, уходил с головой в исцеляющую купель, не чувствуя ни восторга, ни страха – ничего, кроме неописуемого блаженства… Вода как будто сняла все печали и горести, придала новые силы. Наверняка тоже самое испытывали и тысячи других паломников, ступавших на этот благословенный берег и уносивших с собой нечто сокровенное, возвышенное…
Каждый может испытать подобное, побывав в местах, где жил, стал праведником, угодившим Богу, и примером для нас святой Симеон Верхотурский.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер