О чем-то древнем, устаревшем, мы часто говорим «допотопный». В буквальном значении — это то, что существовало до Всемирного потопа. Многим писателям хочется заглянуть в эти самые допотопные времена...
Сегодня мы говорим о праведном Ное и рассказе Алана Милна «Перед потопом».
Место действия — земля до Всемирного потопа.
Время действия — приблизительно 3 тысячи лет до Рождества Христова.
Английский писатель первой половины XX века Алан Александр Милн получил мировую известность как автор сказочных повестей о медвежонке Винни-Пухе. Успех его сказок был так велик, что другие произведения Милна — оригинальные пьесы, повести, рассказы — для читателей остались в тени.
В том числе — и рассказ Милна «Перед потопом», переносящий нас в давние времена, когда землю населяли первые потомки Адама и Евы, переставшие почитать Бога-Отца. Лишь один праведный человек по имени Ной хранил в своей душе веру в Бога.
Однажды Господь сказал Ною: «Земля наполнилась злом, и Я истреблю людей, наведу на них потоп. Ты же сделай себе корабль — ковчег, войди в него с женой и сыновьями, возьми по паре всех животных и заготовь себе и им пищу...»
В рассказе Милна «Перед потопом» Ной слышит Божие повеление во сне, о чем наутро сообщает своей семье.
Ближние Ноя восприняли эти слова довольно спокойно. Из чистого любопытства Хам поинтересовался, откуда возьмётся вода.
— Отовсюду, сын мой, — сурово ответил Ной. — С небес.
— Значит, пойдёт дождь?
— Дождь будет лить сорок дней и сорок ночей, пока под водой не скроются даже склоны Арарата...
По повелению Бога Ной начал строить огромную лодку — Ноев Ковчег. И всё это время Господь помогал ему, объясняя, что и как нужно делать, чтобы ковчег выдержал длительное путешествие. Соседи смеялись над Ноем и не верили его предупреждениям о грядущем Всемирном потопе.
В ироническом рассказе «Перед потопом» Алан Милн тонко пародирует англичан, которые любят говорить о погоде, избегая в светских беседах серьёзных тем. «Передай Ною нашу глубокую благодарность, знаешь ли, у нас столько дел на следующей неделе...», — говорит в рассказе Милна соседка жене Ноя, когда та приходит рассказать ей о сорокадневном дожде. И только по отношению к праведному Ною автор сохраняет серьёзную и уважительную интонацию.
В этом можно убедиться, прочитав, к примеру, слова Ноя, которые он сказал своим близким, когда строительство огромной лодки было завершено, и вся его семья, а за ними животные — по паре каждого вида зверей, птиц и пресмыкающихся — вошли в ковчег.
— Давайте обратимся к Господу нашему и попросим его благословить наше начинание, — сказал Ной. — Давайте помолимся, чтобы мудрость Его сияла для нас вечным маяком, а наша вера в Него стала крепким щитом, о который разобьются все опасности, подстерегающие нас на пути.
Молодые и старые, умудрённые и легкомысленные, верующие и неверующие, они упали на колени, ощущая беспомощность перед грядущим, не ведая, что ждет их впереди.
Ной молился, и их сердца, казалось, бились в такт его словам...
Из Библии известно, что никто, кроме Ноя и его семьи, не уцелел во время всемирного наводнения, которое называют Всемирным потопом. Хотя ведь даже родные Ноя до последнего не верили его словам, что Бог пошлет на землю сорокадневный дождь. Стояла такая прекрасная погода в тот день, когда им пришлось грузиться в стоящий на суше корабль, вопросительно смотрели на Ноя его жена и сыновья — и вдруг услышали, как по крыше Ковчега барабанят первые капли дождя.
Все выпуски программы Прообразы
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.