Конечно же, праведный гнев существует. И, как любое проявление праведности, может принести немало духовной пользы человеку. Но сначала давайте разберемся, что же представляет собою гнев вообще, без дополнительных определений.
Из личного опыта каждый знает, что гнев — это недовольство чем-либо. Причем недовольство настолько сильное, что человек может потерять над ним контроль и оказаться движимым этой эмоцией помимо собственной воли. Развивается гнев очень быстро. Подобно расширяющимся газам при взрыве, он мгновенно наполняет собой человеческое сердце, требуя выхода наружу в виде каких-либо агрессивных действий или хотя бы слов.
Однако Евангелие предлагает взамен этой очевидной логики нечто парадоксальное и даже абсурдное: «...Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
И это ведь не кто-нибудь говорит, а сам Христос — воплотившийся Бог. Законный, казалось бы, гнев в отношении обидчиков Он призывает поменять на благословение, добрые дела и молитву за них.
Но тогда для чего Бог вложил в нашу природу эту способность — гневаться? И какой гнев можно считать праведным?
Здесь у святых отцов абсолютно единодушное мнение: гнев — оружие, которое человек получил от Бога при сотворении, чтобы обороняться им от дьявола — злобного духа, врага рода человеческого. А также — от греховных помыслов, которые этот враг все время пытается внушить людям.
У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации нравственного выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет.
Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева в моем случае. Ведь ровно то же бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением.
Однако и в самой этой слабости праведного гнева у нетренированной души есть утешительное свидетельство. Если даже в таком жалком состоянии он способен отогнать от нас грех и дьявола, какова же мощь этого оружия, которым снабдил нас Господь.
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема












