Путь от Назарета до Иерусалима был не близок, самое малое он занимал три дня и две ночи. Иоаким преодолевал это расстояние несколько раз в году — все иудейские праздники он привык встречать под сводами храма. Вот и на этот раз старик шёл, опираясь на посох, поглядывая на небольшой караван, что тянулся рядом. Он выбрал лучших животных от своих стад, чтобы принести их в жертву Богу, и с видимым удовольствием убеждался теперь, что волы гладкие и упитанные, шерсть у овец лоснится, как шелк, и нет в зверях никакого порока.
Погонщики ехали на ослах, сам Иоаким предпочитал идти пешком. Ему казалось, что всех жертв мало, чтобы выразить Творцу свою благодарность, и он взял на себя этот маленький подвиг — потрудиться ногами, потерпеть усталость во славу Божию. Он шёл и чуть слышно напевал псалмы царя Давида. Псалмопевец был прямым предком Иоакима — наверное, от него и досталось в наследство эта любовь к Богу, готовность Ему служить.
Принадлежать к роду Давида было почётно — именно в этом колене, согласно пророчествам Священного писания, должен был родиться Мессия, Спаситель людей. Каждый соплеменник мечтал, чтобы предначертанное Богом свершилось именно на нём — семьи были многодетными, и на всякого младенца возлагалась надежда. Иоаким не знал этой радости — он был бездетным. Он очень любил единственную свою жену Анну. Даже сейчас, когда они уже оба стали седыми, она оставалась для мужа самой красивой женщиной на свете. Отчего Господь не дал им сына или дочь?..
Когда Иоаким входил в ворота Иерусалима, его окликнул Рувим — старый знакомый.
Рувим:
Шалом, Иоаким!
Иоаким:
Благословение Божие пусть пребудет и с тобой, Рувим.
Рувим:
Как вижу, ты вполне благополучен — всю жизнь и поныне! Таких тонкорУнных овец давно я не видел в стенах Иерусалима. Твоя жертва будет самой богатой на этом празднике.
Иоаким:
Благодарю тебя, Рувим.
Рувим
Жаль только, что Всевышний не принимает твоих приношений. Я хоть и не богат, но сыновьями полон мой дом, и внуки веселят мою старость. А вы с Анной по-прежнему одиноки. Как видно, тайные грехи тяготят твою душу.
Ничего не ответил Иоаким, хотя боль пронзила ему сердце. Стерпев обиду, он омыл животных в ритуальной купели и привел их к жертвеннику. Но здесь его остановил первосвященник Иссахар. Он отказался принять дары Иоакима, упрекнув его в бездетности.
Униженным уходил старец из храма. Праздник для него обернулся скорбью, и утолить её было нечем. Он решил не возвращаться домой, а пойти в пустыню и молиться там до тех пор, пока Господь не смилуется над ним. Иоаким дал обет не есть ничего сорок дней: «Пусть слёзы будут мне вместо хлеба, а пустыня домом!»
Заплакала и Анна, узнав о том, что произошло с мужем в Иерусалиме. Ей было горько от несправедливых упреков, она боялась также, что здоровье Иоакима не выдержит аскезы, и он умрет. Печаль женщины была глубока, как море. Много дней она молилась и плакала, и не хотела утешиться.
Скорбь Анны развеял ангел. Слова, которые он произнес, едва возможно было вместить сердцем и разумом: «Анна! Услышана твоя молитва, слёзы твои дошли до Бога. Ты родишь Дочь, и через Неё получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение. Имя ей будет Мария».
Анна, не в силах сдерживать радость, тут же отправилась в Иерусалим. Она спешила воздать Богу благодарение в храме. Хотелось ей также поскорее отыскать мужа, и поделиться с ним удивительной вестью. А Иоаким уже спешил навстречу жене — небесный посланник и ему возвестил грядущее рождение Дочери.
Супруги встретились под сводами Золотых ворот Иерусалима. В их объятии при встрече отразилась любовь и нежность, исполнение слёзных молитв и древних пророчеств. Этот момент можно увидеть и сейчас — он запечатлён на иконах.
А через девять месяцев у Иоакима и Анны родилась Та, что стала Матерью Спасителя людей, Иисуса Христа.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер