
Для христианина Святая Земля — понятие не только географическое, но и духовное. Ведь здесь берёт начало история человеческого Спасения.
Сегодня мы говорим о праведной жене Тавифе и книге Геннадия Фаста «Исповедь паломника или семь дней на Святой Земле».
Место действия — город Иоппия, ныне — Яффа в Израиле. Время действия — 1 век по Рождестве Христовом.
В 2012 году священник, писатель и богослов Геннадий Фаст — в составе группы русских паломников побывал в Израиле — на Святой Земле.
Итогом этой поездки стала книга «Исповедь паломника или семь дней на Святой Земле». Это и своего рода путеводитель по местам библейских событий, и духовный дневник автора, в котором он делится своими мыслями и переживаниями.
Один из дней паломники провели в столице Израиля — Тель-Авиве, посетив исторический район города — Яффу. Прежнее название Яффы —Иоппия — часто встречается в Библии, этот город был крупным средиземноморским портом Древнего Израиля.
В Яффе сохранилось немало христианских святынь, и протоиерей Геннадий пишет о том, как ему хотелось там побывать.
В окнах автобуса промелькнул храм святого Петра монастыря праведной Тавифы. Там Пётр воскресил Тавифу, ради неё он и оказался в Яффе. Но время нас ограничивает и мы проезжаем мимо. А как хотелось туда! Ведь одну из моих дочерей зовут Тавифа.
После обеда паломникам дали время на отдых, и отец Геннадий со спутником всё же отправились на поиски монастыря святой Тавифы. Их усилия были вознаграждены.
Приехав на место, сотворили молитву, призвали в помощь праведную Тавифу и стали искать подступ к монастырю. После долгих исканий, наконец, через монастырскую ограду видим монахиню. Зовём её, и она отвечает нам по-русски.
Как дивно! Монастырь ведь русский и принадлежит Московскому Патриархату. Матушка Елисавета говорит, что она в нём единственная насельница... Она указывает нам путь к входу и отворяет двери. Радость-то какая! Мы — у святой праведной Тавифы.
Святая праведная Тавифа жила в 1 веке по Рождестве Христовом и принадлежала к христианской общине в ИоппИи. Это была добродетельная и милосердная женщина, которая шила одежду для бедных вдов и сирот.
Случилось так, что Тавифа тяжело заболела. Как раз в то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал апостол Петр. К нему были посланы гонцы с просьбой исцелить Тавифу. Но когда апостол пришел в Иоппию, женщина была уже мертва.
Тогда, как говорится в «Деяниях святых апостолов», Пётр преклонил колена, помолился, и, подойдя к одру, воззвал: «Тавифа, встань!» И она поднялась совершенно здоровой.
Праведную Тавифу, удостоившуюся великого чуда, почитали христиане разных веков.
В 19 веке силами Русской духовной миссии над гробницей праведной Тавифы была устроена часовня, а рядом построен православный храм во имя апостолов Петра и Павла.
Вот как описывает это место протоиерей Геннадий Фаст:
Входим в часовню, молимся, возжигаем свечи, в том числе и привезённые из Енисейска. А потом опускаемся вниз в крипту — фамильную усыпальницу праведной Тавифы, где она погребена со сродниками.
Усыпальница теперь пуста, тел там нет, остались лишь гробные углубления в пещере. Именно в этой пещере ради многих добрых дел, к которым Тавифа спешила как серна, её воскресил святой апостол Пётр.
В Библии сказано, что праведная Тавифа в жизни «делала много добра и помогала бедным» — и её имя сохранилось на века.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер