
Для христианина Святая Земля — понятие не только географическое, но и духовное. Ведь здесь берёт начало история человеческого Спасения.
Сегодня мы говорим о праведной жене Тавифе и книге Геннадия Фаста «Исповедь паломника или семь дней на Святой Земле».
Место действия — город Иоппия, ныне — Яффа в Израиле. Время действия — 1 век по Рождестве Христовом.
В 2012 году священник, писатель и богослов Геннадий Фаст — в составе группы русских паломников побывал в Израиле — на Святой Земле.
Итогом этой поездки стала книга «Исповедь паломника или семь дней на Святой Земле». Это и своего рода путеводитель по местам библейских событий, и духовный дневник автора, в котором он делится своими мыслями и переживаниями.
Один из дней паломники провели в столице Израиля — Тель-Авиве, посетив исторический район города — Яффу. Прежнее название Яффы —Иоппия — часто встречается в Библии, этот город был крупным средиземноморским портом Древнего Израиля.
В Яффе сохранилось немало христианских святынь, и протоиерей Геннадий пишет о том, как ему хотелось там побывать.
В окнах автобуса промелькнул храм святого Петра монастыря праведной Тавифы. Там Пётр воскресил Тавифу, ради неё он и оказался в Яффе. Но время нас ограничивает и мы проезжаем мимо. А как хотелось туда! Ведь одну из моих дочерей зовут Тавифа.
После обеда паломникам дали время на отдых, и отец Геннадий со спутником всё же отправились на поиски монастыря святой Тавифы. Их усилия были вознаграждены.
Приехав на место, сотворили молитву, призвали в помощь праведную Тавифу и стали искать подступ к монастырю. После долгих исканий, наконец, через монастырскую ограду видим монахиню. Зовём её, и она отвечает нам по-русски.
Как дивно! Монастырь ведь русский и принадлежит Московскому Патриархату. Матушка Елисавета говорит, что она в нём единственная насельница... Она указывает нам путь к входу и отворяет двери. Радость-то какая! Мы — у святой праведной Тавифы.
Святая праведная Тавифа жила в 1 веке по Рождестве Христовом и принадлежала к христианской общине в ИоппИи. Это была добродетельная и милосердная женщина, которая шила одежду для бедных вдов и сирот.
Случилось так, что Тавифа тяжело заболела. Как раз в то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал апостол Петр. К нему были посланы гонцы с просьбой исцелить Тавифу. Но когда апостол пришел в Иоппию, женщина была уже мертва.
Тогда, как говорится в «Деяниях святых апостолов», Пётр преклонил колена, помолился, и, подойдя к одру, воззвал: «Тавифа, встань!» И она поднялась совершенно здоровой.
Праведную Тавифу, удостоившуюся великого чуда, почитали христиане разных веков.
В 19 веке силами Русской духовной миссии над гробницей праведной Тавифы была устроена часовня, а рядом построен православный храм во имя апостолов Петра и Павла.
Вот как описывает это место протоиерей Геннадий Фаст:
Входим в часовню, молимся, возжигаем свечи, в том числе и привезённые из Енисейска. А потом опускаемся вниз в крипту — фамильную усыпальницу праведной Тавифы, где она погребена со сродниками.
Усыпальница теперь пуста, тел там нет, остались лишь гробные углубления в пещере. Именно в этой пещере ради многих добрых дел, к которым Тавифа спешила как серна, её воскресил святой апостол Пётр.
В Библии сказано, что праведная Тавифа в жизни «делала много добра и помогала бедным» — и её имя сохранилось на века.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер