
Фото: PxHere
Первая из десяти заповедей, которые Бог через пророка Моисея дал еврейскому народу, звучит так: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов». В истории есть немало примеров, когда праведники соблюдали эту заповедь ценой своей жизни.
Сегодня мы говорим о праведной Соломонии и семи мучениках Маккавейских и драме Генри Лонгфелло «Иуда Маккавей».
Место действия — Палестина (на территории современного Израиля). Время действия — примерно 166 год до Рождества Христова.
За двести лет до Рождества Христова Палестина была завоёвана Сирией. Сирийский царь Антиох Эпифан силой оружия стал принуждать иудеев отказываться от своей религии и становиться язычниками. Однажды были схвачены и приведены на суд к царю Антиоху семь братьев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, и с ними их мать Соломония. Их стали заставлять принести жертвы языческим богам. Однако братья согласились лучше умереть мученической смертью, нежели нарушить заповеди Божьи. Их стали подвергать жестоким пыткам, но они были непреклонны. Соломония благословила сыновей на подвиг во имя веры, и сама стала готовиться к смерти.
Вот как звучит её монолог в драме Герни Лонгфелло «Иуда Маккавей».
Не унывай, о, сердце! Не разбейся,
Пока они, семь сыновей моих,
Ещё живут... Когда ж не станет милых, —
Умри и ты, и пусть моя душа,
Разбитая страданьями, из тела
Летит скорее. О, дети дорогие!
Тот самый Бог, что создал небеса,
И здешний мир, и есть всего начало,
Всему конец, — дыхание и жизнь
Вложил и в вас, и ныне хочет снова
Их взять к себе... Я не ропщу, о, нет,
Благодарю Тебя за то, Всевышний.
Что ты меня и сыновей моих
Достойными признал мучений, ради
Тебя, Господь, закона Твоего
И за грехи Израиля потомков...
Один за другим принимали смерть братья Маккавеи. Даже враги были изумлены мужеством юношей.
И вот перед судом предстал последний из сыновей Соломонии. Царь Антиох, поражённый красотой юноши, стал уговаривать его пойти на службу во дворец, сулил ему всевозможные почести и богатство. Разумеется, с одним условием — отказаться от своей веры.
Молодой человек не соглашался, и тогда царь позвал Соломонию, чтобы она сама на эту тему поговорила с сыном. Соломония убеждает юношу не соблазняться на уговоры царя и сохранить верность Богу, как это сделали его старшие братья.
...Будь душою,
Как братья твёрд! Взгляни на небеса
Над головой твоей, взгляни на землю
Под нашими ногами и подумай,
Что всё это Всевышний сотворил
Из ничего и точно также создан
Им человек; — и с мыслию такой
Жестокого мучителя не бойся.
Но, следуя примеру братьев, будь
Достоин их, подобно им кончину
Свою прими, чтоб я могла тебя
Благословить, как их благословила.
Младший из сыновей Соломонии, а вслед за ним и она сама приняли смерть за веру.
Подвиг святых семи мучеников братьев и их матери Соломонии, воодушевил евреев поднять народное восстание против Антиоха Епифана. Его лидером стал Иуда по прозвищу Маккавей, отличавшийся храбростью и ревностной верой.
Слово «Маккавей» — в переводе с древнееврейского означает «молот». Впоследствии братьями Маккавеями стали называть семерых сыновей Соломонии, как ревностных защитников веры во время гонений сирийского царя Антиоха.
Героическая борьба евреев за право исповедовать религию предков вдохновила американского писателя 19 века Генри Уодсворта Лонгфеелло на создание драмы «Иуда Маккавей».
Одним из главных действующих лиц этой пьесы стала праведная Соломония, мать семи святых мучеников Маккавеев.
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 7. Богослужебные чтения
Существуют вещи, изменить которые мы не в состоянии, но много зависит от того, как мы на них реагируем. Впадаем ли мы в отчаяние и опускаем руки. Или же с надеждой на Бога продолжаем делать то, что находится в нашей сфере нашей ответственности. О необходимости всегда иметь надежду на Господа повествует псалом 7-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 7.
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоём; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал,
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Псалом 7-й был написан царём и пророком Давидом в непростые для него времена. Святой оказался в условиях лютых гонений, которые устроили его враги, желавшие лишить царя жизни. На этом сходятся все исследователи, не находящие, при этом, согласия в том, когда именно и при каких обстоятельствах на Давида свалились эти тяжкие испытания. Причиной дискуссии стало надписание, то есть аннотация псалма, в котором упоминается некий Хусий из колена Вениаминова. Библеисты спорят, кто это такой. Одним кажется, что речь идёт о друге Давида, который царя предал и переметнулся на сторону неприятелей. Другие же полагают, что под именем Хусия скрывается безумный правитель Саул, лишённый Богом за грехи права царствовать над Израилем. На смену Саулу и был поставлен Давид, с чем первый не смирился.
Существует и третья версия, что Хусием царь называет Семея из рода Саула, который во времена скитаний Давида по причине восстания его (Давида) сына Авессалома, вышел ему навстречу и злословил его, называя беззаконником и убийцей. Так он мстил Давиду за Саула.
Вне зависимости от исторических деталей, положение, в котором находился Давид, представлялось крайне тяжёлым. Царь ощущал себя предельно одиноким, беспомощным. Но он всё же изо всех сил держался за надежду на Господа. Он, например, пишет: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Давид понимает, что может рассчитывать на помощь Бога только в том случае, если ни в чём не преступал заповедей, если совесть его чиста. Вот почему в псалме мы встречаем такие слова: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире ... пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах«.
Давид верит и надеется, что ни в чём против правды Божией не шёл. А потому он готов прийти на суд Господень. Совесть царя подсказывала ему, что истина на его стороне. А наступившее время испытаний представляет собой проверку крепости веры. Вот почему Давид пишет: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!»
И Давид надеется, что Господь его не оставит. Царь не желает мстить своим обидчикам, не испытывает к ним злобы. Но он просит Бога, чтобы ненавистники сами познали плоды своих дел, почувствовали, что значит быть объектом для коварства и злобы. Потому царь и пишет: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя».
И Давид, предчувствуя окончание испытаний, благодарит Бога — «Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего». Он верит и чувствует, что Господь не посрамит надежду и поможет тому, кто Ему останется верен до конца. Так и произошло. Радость и мир вернулись в жизнь Давида, а его крепость в вере стала примером для многих поколений христиан.
«О зависти». Протоиерей Андрей Рахновский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из первого тома «Творений» святителя Василия Великого, посвященные зависти: в чем причина этого духовного недуга, почему именно эту страсть сложнее всего в себе обнаружить, о чем стоит помнить при общении с завистливым человеком, а также что может помочь в преодолении зависти.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Накормим тех, кто попал в беду
Фонд «Банк еды «Русь» много лет помогает людям по всей России самым необходимым — едой. В преддверии Нового года и Рождества фонд запустил акцию «Положите подарок под благотворительную ёлочку». Её цель — собрать как можно больше средств, чтобы обеспечить запасом продуктов тех, кто в этом нуждается: одиноких пенсионеров, многодетные семьи и родителей особенных детей.
Среди тех, кому нужна помощь оказался Иван Николаевич и его близкие. В 60 лет мужчина остался один с двумя несовершеннолетними детьми. В дружную жизнь семьи вмешалось несчастье — супруги и мамы, Натальи, не стало. Теперь Иван Николаевич растит двоих сыновей самостоятельно. У одного из них — инвалидность: он не слышит, не говорит, плохо видит и с трудом передвигается. Родные для него — опора во всех смыслах.
Иван Николаевич берётся за любую подработку, чтобы мальчишки были сыты и одеты. Но порой его усилий не хватает, чтобы закрывать все потребности семьи. В такие моменты банк еды «Русь» всегда оказывается рядом. Продуктовые наборы делают жизнь отца и его сыновей заметно легче. Заработанные деньги Иван Николаевич может вкладывать в лечение старшего сына и распределять на другие нужды семьи.
Примите участие в акции «Положите подарок под благотворительную ёлочку», так вы поможете банку еды «Русь» обеспечивать продуктами всех, кому они необходимы. Оставить любой посильный перевод можно на официальном сайте фонда.
Когда человек уверен, что он сможет накормить себя и близких, у него появляются силы жить!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











