Первая из десяти заповедей, которые Бог через пророка Моисея дал еврейскому народу, звучит так: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов». В истории есть немало примеров, когда праведники соблюдали эту заповедь ценой своей жизни.
Сегодня мы говорим о праведной Соломонии и семи мучениках Маккавейских и драме Генри Лонгфелло «Иуда Маккавей».
Место действия — Палестина (на территории современного Израиля). Время действия — примерно 166 год до Рождества Христова.
За двести лет до Рождества Христова Палестина была завоёвана Сирией. Сирийский царь Антиох Эпифан силой оружия стал принуждать иудеев отказываться от своей религии и становиться язычниками. Однажды были схвачены и приведены на суд к царю Антиоху семь братьев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, и с ними их мать Соломония. Их стали заставлять принести жертвы языческим богам. Однако братья согласились лучше умереть мученической смертью, нежели нарушить заповеди Божьи. Их стали подвергать жестоким пыткам, но они были непреклонны. Соломония благословила сыновей на подвиг во имя веры, и сама стала готовиться к смерти.
Вот как звучит её монолог в драме Герни Лонгфелло «Иуда Маккавей».
Не унывай, о, сердце! Не разбейся,
Пока они, семь сыновей моих,
Ещё живут... Когда ж не станет милых, —
Умри и ты, и пусть моя душа,
Разбитая страданьями, из тела
Летит скорее. О, дети дорогие!
Тот самый Бог, что создал небеса,
И здешний мир, и есть всего начало,
Всему конец, — дыхание и жизнь
Вложил и в вас, и ныне хочет снова
Их взять к себе... Я не ропщу, о, нет,
Благодарю Тебя за то, Всевышний.
Что ты меня и сыновей моих
Достойными признал мучений, ради
Тебя, Господь, закона Твоего
И за грехи Израиля потомков...
Один за другим принимали смерть братья Маккавеи. Даже враги были изумлены мужеством юношей.
И вот перед судом предстал последний из сыновей Соломонии. Царь Антиох, поражённый красотой юноши, стал уговаривать его пойти на службу во дворец, сулил ему всевозможные почести и богатство. Разумеется, с одним условием — отказаться от своей веры.
Молодой человек не соглашался, и тогда царь позвал Соломонию, чтобы она сама на эту тему поговорила с сыном. Соломония убеждает юношу не соблазняться на уговоры царя и сохранить верность Богу, как это сделали его старшие братья.
...Будь душою,
Как братья твёрд! Взгляни на небеса
Над головой твоей, взгляни на землю
Под нашими ногами и подумай,
Что всё это Всевышний сотворил
Из ничего и точно также создан
Им человек; — и с мыслию такой
Жестокого мучителя не бойся.
Но, следуя примеру братьев, будь
Достоин их, подобно им кончину
Свою прими, чтоб я могла тебя
Благословить, как их благословила.
Младший из сыновей Соломонии, а вслед за ним и она сама приняли смерть за веру.
Подвиг святых семи мучеников братьев и их матери Соломонии, воодушевил евреев поднять народное восстание против Антиоха Епифана. Его лидером стал Иуда по прозвищу Маккавей, отличавшийся храбростью и ревностной верой.
Слово «Маккавей» — в переводе с древнееврейского означает «молот». Впоследствии братьями Маккавеями стали называть семерых сыновей Соломонии, как ревностных защитников веры во время гонений сирийского царя Антиоха.
Героическая борьба евреев за право исповедовать религию предков вдохновила американского писателя 19 века Генри Уодсворта Лонгфеелло на создание драмы «Иуда Маккавей».
Одним из главных действующих лиц этой пьесы стала праведная Соломония, мать семи святых мучеников Маккавеев.
Все выпуски программы Прообразы
6 октября. О периоде служения святителя Иннокентия Московского на Аляске
Сегодня 6 октября. Церковь празднует Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского.
О периоде его служения на Аляске, — игумен Лука Степанов.
6 октября. О духовном смысле праздника Зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Сегодня 6 октября. Церковь празднует Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
О духовном смысле праздника, — священник Николай Дубинин.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я ещё только-только начал ходить в храм, но уже был знаком со священником — однажды я дерзнул искренне, от души, поблагодарить его за вдохновенную проповедь. В ответ он пробурчал какую-то фразу, из которой я только что и понял — повтор: «не нам, не нам». А что «не нам» — вообще было непонятно.
Уже значительно позже, учась в Московской духовной академии, я узнал, что это были за слова. Эти слова являются предельной концентрацией смыслов из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой и читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 4.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Если вы читали псалмы Давида, то, конечно же, догадались, о какой фразе я завёл речь в самом начале. Это слова из 113-го псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей и истины Твоей». И когда апостол Павел говорит в своём послании к Коринфянам о том, что он отказывается присваивать себе успех своей миссии, не отождествляет масштабные результаты со своими усилиями — он говорит именно об этом: не нам вся эта слава — а только Богу, источнику всякого добра.
Но апостол на этом не останавливается: он ещё сильнее заостряет ситуацию. Казалось бы, успешный проповедник мог бы вполне почивать на своих лаврах и пользоваться неизбежными благами своей популярности — но нет: он с головой бросается в «мёртвость Иисуса» — не позволяя себе не то что «зажить по-человечески», но даже на самую малую толику не желая лишать себя источника этого парадоксального состояния — когда ты безгранично слаб — и в то же самое время перед тобой нет никаких непреодолимых препятствий!
Такое отношения к успеху как таковому — исключительно христианское: всё лучшее, что произошло, — произошло как бы «через» нас, «сквозь» нас: не мы его породили, мы всего лишь не слишком сильно препятствовали его реализации. И в этом нет никакого мнимого самоумаления: внутренне чуткий человек прекрасно знает из опыта, насколько нелинейно связаны результаты и предпринимаемые усилия.
Мне кажется важным в завершение этих размышлений привести несколько интересных фактов, связанных с темой сегодняшнего апостольского чтения. Сама фраза «не нам, не нам, но имени Твоему» была очень популярным афоризмом. Эти слова чеканились на золотых червонцах, 5-рублёвых монетах, Эти слова также были на памятных медалях «В память Отечественной войны 1812 года», «В память русско-турецкой войны», а также на медали в память о закладке храма Христа Спасителя. Одним словом, этот афоризм был очень популярен в своё время.
К чему я веду? А кто знает, может, и кто из наших слушателей тоже захочет сделать эту фразу псалмопевца, столь точно отражающую мысли апостола Павла, своим девизом по жизни?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов