«Поучение Владимира Мономаха» — один из наиболее известных памятников древнерусской литературы. Этот текст был обнаружен в Лаврентьевском списке Повести временных лет, и датировался 1096-м годом. Автор «Поучения...» — внук Ярослава Мудрого, великий князь Киевский Владимир Всеволодович, более известный как Мономах. Мономаху пришлось стать свидетелем начала одного из самых тёмных периодов истории Руси — распада единого государства на независимые княжества и ожесточённой братоубийственной борьбы за власть. Желание предотвратить трагедию, по мнению исследователей, и побудило князя написать своё «Поучение...».
Когда оно создавалось, Мономах ещё не взошёл на великокняжеский престол. Всего три года назад, в 1093-м, скончался его отец, великий князь Всеволод Ярославич. Владимир при жизни родителя был его правой рукой. С тринадцати лет он принимал активное участие в государственных делах. В 1080-м году усмирил восставшие против князя племена вятичей. По поручению отца заключал мир с поляками, бился с половцами. Всё это Владимир подробно и в деталях описывает в «Поучении...» С таким богатым опытом после кончины Всеволода Ярославича Владимир вполне мог претендовать на киевский престол. Однако он добровольно уступил великое княжество двоюродному брату Святополку Изяславичу. Не поступи Владимир именно так, Святополк непременно пошёл бы на него войной, поскольку принципы престолонаследия в то время хоть и существовали, однако были довольно размытыми. Часто побеждал сильнейший. Воевать с братом Мономах не хотел. Наоборот — его желанием было прекратить междоусобные распри: «Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле», — пишет Владимир в своём «Поучении...».
Проникновенные строки, наполненные глубокой христианской моралью, обращает автор к своим детям. Мономах призывает их всегда помнить Господа, жить по Его заповедям, во всякий час молиться, не забывать храм Божий. Владимир цитирует Псалмы, обращается к примерам из жития Василия Великого, и просто даёт советы в евангельском духе: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его». «Лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи». «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме», — пишет он. И это — в буквальном смысле лично выстраданный князем призыв.
В «Поучение...» входит письмо Владимира Мономаха к ещё одному двоюродному брату, Олегу Святославичу. Заручившись поддержкой половцев, Олег начал войну с Владимиром за Черниговское княжество, которое досталось Мономаху после смерти отца. В этой междоусобной распре 6 сентября 1096 года Олег убил одного из сыновей Мономаха — князя Изяслава Владимировича, своего крестника. Но даже после такой трагедии сердце Владимира не ожесточилось. В письме, которое князь адресует Олегу, он прощает ему убийство сына и призывал к миру. «Ни враг я тебе, ни мститель», — пишет Мономах. Академик Дмитрий Лихачёв называл тональность письма и его содержание исключительными по воздействию на читателя.
Однако Олег, увы, даже после таких слов Владимира не раскаялся. Не помогла и другая мирная инициатива Владимира Мономаха — съезд Рюриковичей в городе Любече, на котором было решено «каждому держать вотчину свою». Междоусобные войны не прекратились. И всё же «Поучение Владимира Мономаха» было написано не напрасно. Сам автор в своей жизни строго придерживался тех заповедей, которые оставил потомкам. «Поучение...» — это глубоко личный пример того, как любить и прощать, даже своих врагов. Актуальный во все времена.
Все выпуски программы Открываем историю
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.