
Фото: PxHere
«Поучение Владимира Мономаха» — один из наиболее известных памятников древнерусской литературы. Этот текст был обнаружен в Лаврентьевском списке Повести временных лет, и датировался 1096-м годом. Автор «Поучения...» — внук Ярослава Мудрого, великий князь Киевский Владимир Всеволодович, более известный как Мономах. Мономаху пришлось стать свидетелем начала одного из самых тёмных периодов истории Руси — распада единого государства на независимые княжества и ожесточённой братоубийственной борьбы за власть. Желание предотвратить трагедию, по мнению исследователей, и побудило князя написать своё «Поучение...».
Когда оно создавалось, Мономах ещё не взошёл на великокняжеский престол. Всего три года назад, в 1093-м, скончался его отец, великий князь Всеволод Ярославич. Владимир при жизни родителя был его правой рукой. С тринадцати лет он принимал активное участие в государственных делах. В 1080-м году усмирил восставшие против князя племена вятичей. По поручению отца заключал мир с поляками, бился с половцами. Всё это Владимир подробно и в деталях описывает в «Поучении...» С таким богатым опытом после кончины Всеволода Ярославича Владимир вполне мог претендовать на киевский престол. Однако он добровольно уступил великое княжество двоюродному брату Святополку Изяславичу. Не поступи Владимир именно так, Святополк непременно пошёл бы на него войной, поскольку принципы престолонаследия в то время хоть и существовали, однако были довольно размытыми. Часто побеждал сильнейший. Воевать с братом Мономах не хотел. Наоборот — его желанием было прекратить междоусобные распри: «Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле», — пишет Владимир в своём «Поучении...».
Проникновенные строки, наполненные глубокой христианской моралью, обращает автор к своим детям. Мономах призывает их всегда помнить Господа, жить по Его заповедям, во всякий час молиться, не забывать храм Божий. Владимир цитирует Псалмы, обращается к примерам из жития Василия Великого, и просто даёт советы в евангельском духе: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его». «Лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи». «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме», — пишет он. И это — в буквальном смысле лично выстраданный князем призыв.
В «Поучение...» входит письмо Владимира Мономаха к ещё одному двоюродному брату, Олегу Святославичу. Заручившись поддержкой половцев, Олег начал войну с Владимиром за Черниговское княжество, которое досталось Мономаху после смерти отца. В этой междоусобной распре 6 сентября 1096 года Олег убил одного из сыновей Мономаха — князя Изяслава Владимировича, своего крестника. Но даже после такой трагедии сердце Владимира не ожесточилось. В письме, которое князь адресует Олегу, он прощает ему убийство сына и призывал к миру. «Ни враг я тебе, ни мститель», — пишет Мономах. Академик Дмитрий Лихачёв называл тональность письма и его содержание исключительными по воздействию на читателя.
Однако Олег, увы, даже после таких слов Владимира не раскаялся. Не помогла и другая мирная инициатива Владимира Мономаха — съезд Рюриковичей в городе Любече, на котором было решено «каждому держать вотчину свою». Междоусобные войны не прекратились. И всё же «Поучение Владимира Мономаха» было написано не напрасно. Сам автор в своей жизни строго придерживался тех заповедей, которые оставил потомкам. «Поучение...» — это глубоко личный пример того, как любить и прощать, даже своих врагов. Актуальный во все времена.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер