
Фото: PxHere
«Поучение Владимира Мономаха» — один из наиболее известных памятников древнерусской литературы. Этот текст был обнаружен в Лаврентьевском списке Повести временных лет, и датировался 1096-м годом. Автор «Поучения...» — внук Ярослава Мудрого, великий князь Киевский Владимир Всеволодович, более известный как Мономах. Мономаху пришлось стать свидетелем начала одного из самых тёмных периодов истории Руси — распада единого государства на независимые княжества и ожесточённой братоубийственной борьбы за власть. Желание предотвратить трагедию, по мнению исследователей, и побудило князя написать своё «Поучение...».
Когда оно создавалось, Мономах ещё не взошёл на великокняжеский престол. Всего три года назад, в 1093-м, скончался его отец, великий князь Всеволод Ярославич. Владимир при жизни родителя был его правой рукой. С тринадцати лет он принимал активное участие в государственных делах. В 1080-м году усмирил восставшие против князя племена вятичей. По поручению отца заключал мир с поляками, бился с половцами. Всё это Владимир подробно и в деталях описывает в «Поучении...» С таким богатым опытом после кончины Всеволода Ярославича Владимир вполне мог претендовать на киевский престол. Однако он добровольно уступил великое княжество двоюродному брату Святополку Изяславичу. Не поступи Владимир именно так, Святополк непременно пошёл бы на него войной, поскольку принципы престолонаследия в то время хоть и существовали, однако были довольно размытыми. Часто побеждал сильнейший. Воевать с братом Мономах не хотел. Наоборот — его желанием было прекратить междоусобные распри: «Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле», — пишет Владимир в своём «Поучении...».
Проникновенные строки, наполненные глубокой христианской моралью, обращает автор к своим детям. Мономах призывает их всегда помнить Господа, жить по Его заповедям, во всякий час молиться, не забывать храм Божий. Владимир цитирует Псалмы, обращается к примерам из жития Василия Великого, и просто даёт советы в евангельском духе: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его». «Лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи». «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме», — пишет он. И это — в буквальном смысле лично выстраданный князем призыв.
В «Поучение...» входит письмо Владимира Мономаха к ещё одному двоюродному брату, Олегу Святославичу. Заручившись поддержкой половцев, Олег начал войну с Владимиром за Черниговское княжество, которое досталось Мономаху после смерти отца. В этой междоусобной распре 6 сентября 1096 года Олег убил одного из сыновей Мономаха — князя Изяслава Владимировича, своего крестника. Но даже после такой трагедии сердце Владимира не ожесточилось. В письме, которое князь адресует Олегу, он прощает ему убийство сына и призывал к миру. «Ни враг я тебе, ни мститель», — пишет Мономах. Академик Дмитрий Лихачёв называл тональность письма и его содержание исключительными по воздействию на читателя.
Однако Олег, увы, даже после таких слов Владимира не раскаялся. Не помогла и другая мирная инициатива Владимира Мономаха — съезд Рюриковичей в городе Любече, на котором было решено «каждому держать вотчину свою». Междоусобные войны не прекратились. И всё же «Поучение Владимира Мономаха» было написано не напрасно. Сам автор в своей жизни строго придерживался тех заповедей, которые оставил потомкам. «Поучение...» — это глубоко личный пример того, как любить и прощать, даже своих врагов. Актуальный во все времена.
Все выпуски программы Открываем историю
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 197 зач., XIII, 3-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые люди, принимающие Таинство Крещения, осознают этот шаг как необратимый. Причём не только для самих себя, но и для Бога, который будто бы оказывается обязан их защищать. Но на самом ли деле крещение необратимо? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
7 Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны,- и Бог любви и мира будет с вами.
12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.
13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
Помню, как лет 10 назад я спорил со своим знакомым о крещении. Он утверждал, что оно совершенно необратимо, в то время как я утверждал обратное. Смущал меня в его рассуждениях тот факт, что он отказывал человеку в свободе. Ведь если в крещении мы свободно вступаем с Богом в союз, это, как кажется, должно означать, что и выходить мы можем из этого союза также свободно. Он в свою очередь говорил о том, что при покаянии человек не крестится снова, но возвращается в Церковь, восстанавливая свою связь с Богом, а не начиная её с начала. Согрешивший отпадает от Христа, но становится отпавшим христианином, а не просто снова некрещёным. В этом я был с ним согласен, но и свобода человека в отношениях с Богом была для меня очевидна. В конце концов, если, например, человек отрёкся от веры, он же уже не христианин.
В отрывке, который мы сейчас услышали, апостол Павел призывает Коринфян задаться вопросом: в вере ли они? Казалось бы, он спрашивает о чём-то самом простом: веруют они или нет. Но для него этот вопрос не просто о самом факте веры и уж тем более не о факте принятого когда-то крещения. Для ответа на этот вопрос он предлагает им испытывать себя и исследовать свою жизнь на предмет соответствия верности Христу. Причём в верности и силе Самого Спасителя он не сомневается. Потому что хотя Христос и был распят в немощи, Он жив и действует силой Божией в каждом верующем, если только сами верующие остаются теми, кем должны быть. Дословно Павел пишет даже жёстче: «Если только вы не стали непригодными». Именно поэтому апостол молится об учениках, чтобы они творили добро и не творили зла, потому что можно формально быть крещёным, но быть непригодным для Христа самой жизнью. В этих словах апостола ответ на поставленный нами вопрос: конечно, сам факт крещения невозможно отменить, потому что история не имеет сослагательного наклонения, и, будучи крещёным, нельзя стать некрещёным, но человек может жить так, что крещение не будет приносить в его жизни никакого доброго плода.
Впрочем, апостол, не только предостерегает учеников. Он показывает им добрую перспективу и призывает радоваться, устраивать духовную жизнь, быть единомысленными и мирными, чтобы Бог любви и мира был с ними. Думаю, и нам, вступив в завет со Христом, стоит идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Церковь и Символ веры». Петр Михайлов

У нас в студии был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Михайлов.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о Церкви и Символе веры.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Первая беседа с епископом Переславским и Угличским Феоктистом была посвящена размышлениям вл. Антония о вере и сомнениях.
Все выпуски программы Светлый вечер