
Фото: PxHere
«Поучение Владимира Мономаха» — один из наиболее известных памятников древнерусской литературы. Этот текст был обнаружен в Лаврентьевском списке Повести временных лет, и датировался 1096-м годом. Автор «Поучения...» — внук Ярослава Мудрого, великий князь Киевский Владимир Всеволодович, более известный как Мономах. Мономаху пришлось стать свидетелем начала одного из самых тёмных периодов истории Руси — распада единого государства на независимые княжества и ожесточённой братоубийственной борьбы за власть. Желание предотвратить трагедию, по мнению исследователей, и побудило князя написать своё «Поучение...».
Когда оно создавалось, Мономах ещё не взошёл на великокняжеский престол. Всего три года назад, в 1093-м, скончался его отец, великий князь Всеволод Ярославич. Владимир при жизни родителя был его правой рукой. С тринадцати лет он принимал активное участие в государственных делах. В 1080-м году усмирил восставшие против князя племена вятичей. По поручению отца заключал мир с поляками, бился с половцами. Всё это Владимир подробно и в деталях описывает в «Поучении...» С таким богатым опытом после кончины Всеволода Ярославича Владимир вполне мог претендовать на киевский престол. Однако он добровольно уступил великое княжество двоюродному брату Святополку Изяславичу. Не поступи Владимир именно так, Святополк непременно пошёл бы на него войной, поскольку принципы престолонаследия в то время хоть и существовали, однако были довольно размытыми. Часто побеждал сильнейший. Воевать с братом Мономах не хотел. Наоборот — его желанием было прекратить междоусобные распри: «Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле», — пишет Владимир в своём «Поучении...».
Проникновенные строки, наполненные глубокой христианской моралью, обращает автор к своим детям. Мономах призывает их всегда помнить Господа, жить по Его заповедям, во всякий час молиться, не забывать храм Божий. Владимир цитирует Псалмы, обращается к примерам из жития Василия Великого, и просто даёт советы в евангельском духе: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его». «Лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи». «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме», — пишет он. И это — в буквальном смысле лично выстраданный князем призыв.
В «Поучение...» входит письмо Владимира Мономаха к ещё одному двоюродному брату, Олегу Святославичу. Заручившись поддержкой половцев, Олег начал войну с Владимиром за Черниговское княжество, которое досталось Мономаху после смерти отца. В этой междоусобной распре 6 сентября 1096 года Олег убил одного из сыновей Мономаха — князя Изяслава Владимировича, своего крестника. Но даже после такой трагедии сердце Владимира не ожесточилось. В письме, которое князь адресует Олегу, он прощает ему убийство сына и призывал к миру. «Ни враг я тебе, ни мститель», — пишет Мономах. Академик Дмитрий Лихачёв называл тональность письма и его содержание исключительными по воздействию на читателя.
Однако Олег, увы, даже после таких слов Владимира не раскаялся. Не помогла и другая мирная инициатива Владимира Мономаха — съезд Рюриковичей в городе Любече, на котором было решено «каждому держать вотчину свою». Междоусобные войны не прекратились. И всё же «Поучение Владимира Мономаха» было написано не напрасно. Сам автор в своей жизни строго придерживался тех заповедей, которые оставил потомкам. «Поучение...» — это глубоко личный пример того, как любить и прощать, даже своих врагов. Актуальный во все времена.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Предпосылки Первого Вселенского Собора». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о предпосылках и причинах созыва Первого Вселенского Собора в 325 году в Никее.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер