
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Тит., 300 зач., I, 5 — II, 1.
Глава 1.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ряд посланий апостола Павла исследователи Библии называют пастырскими посланиями. Подобное название тесным образом связано с их содержанием. Во всех них находятся рекомендации, которые апостол давал епископам, то есть, начальникам первых христианских общин, относительно того, как необходимо организовывать пастырскую и административную работу. Одно из таких посланий — письмо Титу, руководителю Церкви на острове Крит.
Это было очень непростое место. О нем в древнем мире ходила дурная слава. Жители острова Крит были известны как лжецы, пьяницы и дерзкие наглецы. К тому же их отличительной чертой были жадность и скупость. Об этом мы узнаем из некоторых литературных памятников той эпохи. Так у древнегреческого историка Полибия читаем: «Критяне вследствие врожденной их скупости, живут в состоянии непрекращающихся личных ссор, общественной вражды и гражданских раздоров... и едва ли можно еще где-нибудь найти более хитрых и лживых типов, чем критяне... Деньги они ценят так высоко, что иметь их считается не только необходимым, но и чрезвычайно похвальным; и, в сущности, жадность и скупость столь присущи критской почве, что это единственный народ в мире, у которого любая нажива морально оправдана». Об этих неприглядных чертах характера островитян говорит и сам Павел, цитируя строчку из греческого поэта Каллимаха: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
Вот с таким контингентом предстояло работать Титу. Но проблема не только в этом. Руководителю Церкви было необходимо выбрать и рукоположить священников и желательно из местных, то есть, тех, кто хорошо знает проблемы и менталитет вновь крещенных. Но если это так, то они могли в той или иной степени и сами разделять пороки своей потенциальной паствы. Поэтому апостол Павел и делает акцент на тщательном выборе кандидатов. Перечисляет ряд качеств, которые являются своего рода антиподами тех страстей и греховных привычек, от которых страдали многие жители той местности.
Вообще, вся эта ситуация очень показательна. Апостол не говорит Титу: «брось, эти люди безнадежны, их уже не исправить». Он верит в то, что при помощи Божией можно преодолеть любые трудности, пусть при этом как епископу, так и священникам Крита придется потрудиться возможно больше своих собратий, проповедующих в других местах. И его вера не осталась бесплодна. Сегодня о. Крит — это православный остров, глубокое христианское благочестие и вера жителей которого обратно пропорциональны разнузданности тех диких нравов, которые царили среди их предков до принятия Спасителя. Ведь те усилия, которые мы предпринимаем, доверяя Богу, приносят богатый плод даже на, казалось бы, совершенно бесплодной почве.
Брат и сестра

Фото: PxHere
Жил некогда в Армении один богатый купец. Но главным его сокровищем были сын и дочь, которые были очень дружны и преданны друг другу.
Купец состарился и однажды почувствовал, что настаёт его последний час. Позвал он своих детей и говорит:
— Сынок, я завещаю тебе своё дело. Собери караван верблюдов и ступай в город Стамбул к своему дяде. Он поможет тебе в торговле. А перед тобой, дочка, я виноват: не успел я тебя выдать замуж.
Брат и сестра похоронили отца со всеми почестями и много денег раздали беднякам на помин его души.
Но вот пришла им пора расставаться: сыну нужно было исполнить отцовский наказ и отправляться с товарами в Стамбул.
— Ничего не поделаешь, — утешал юноша плачущую сестру. — Мне и самому горько оставлять тебя одну. Знаешь что? Давай попросим художника нарисовать наши портреты и обменяемся ими, чтобы меньше скучать в разлуке.
Так они и сделали. В Стамбуле дядя принял племянника как родного сына: накормил, напоил, помог распродать товар и повёл во дворец представить царю.
Молодой царевич — сын царя — сразу понял, что лучшего товарища ему не найти. Отныне они много времени проводили вместе. Но однажды вечером сын купца затосковал, вспомнив о сестре. Достал он её портрет, поднёс к нему свечу и стал любоваться на родное лицо. Заглянул к нему через плечо царевич, увидел изображение красавицы, и потерял покой.
Печальный и хмурый сидел он за трапезой, даже к еде не притронулся.
— Не заболел ли ты, друг? — спросил его сын купца.
— Я здоров, — ответил царевич. — А грустно мне от того, что ты называешь меня лучшим другом, а сам хранишь от меня секреты. У тебя есть невеста, чей портрет ты разглядывал вечером.
— Это моя сестра, — улыбнулся сын купца. — Она часть моей души.
— Если она похожа на тебя не только красотой, но и добрым нравом, я женюсь на твоей сестре, — сказал царевич.
Узнал об этом царский визирь, и решил во что бы то ни стало расстроить помолвку. Увидев портрет, он задумал сам жениться на красавице. Тайно от всех визирь отправился в Армению, и через слуг выкрал кольцо дочери купца.
— Ты собираешься взять в жёны не только простолюдинку, но и распутницу, — заявил визирь царевичу. — Я испытал её и суди сам: разве честная девушка примет в доме чужого мужчину и подарит ему своё кольцо?
Но сын купца покачал головой и сказал царевичу:
— Визирь лжёт! Разве стала бы девушка дарить воздыхателю кольцо с мужским именем? Перед разлукой мы обменялись с ней не только портретами, но ещё и кольцами со своими именами. Убедись, что подарок сестры я ношу на своей руке.
Коварного визиря изгнали из дворца, где вскоре сыграли свадьбу.
(по мотивам армянской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Аистиный остров

Фото: PxHere
Жил-был в одном селе красивый, ладный парень по имени Емил, который очень уж работать не любил.
Женился он на самой красивой и работящей девушке, но и тогда не исправился. Отец пашет и сеет, мать стряпает, молодая жена с огородом управляется, а Емил целыми днями без дела по селу слоняется. Вернётся домой к ночи — жена плачет, мать вздыхает, отец бранится.
— Надоели мне ваши попрёки, — сказал им однажды Емил. — Ухожу я от вас в город Салоники, там жизнь веселее.
Сказано — сделано. Добрался парень до Салоник и нанялся на корабль матросом. Но однажды в море случилась страшная буря, и судно затонуло. В последний момент Емилу удалось ухватиться за большую доску. Вполз он на неё, руками-ногами вцепился, и не помнил, сколько дней его по волнам носило, пока не выбросило на незнакомый остров.
Взобрался Емил на высокую гору, и, к великой радости, увидел вдали крестьянские дома, дороги, поля распаханные. Как на крыльях помчался он с горы в село!
Окружили его там люди и заговорили между собой:
— Глядите-ка, каким ветром лентяя Емила к нам занесло?
— Родные по нему все глаза проплакали, а он здесь...
— Откуда вы знаете меня? — изумился Емил. — И почему по-болгарски так хорошо говорите?
— Не узнаешь нас? Мы — аисты из твоей родной деревни, и всю вашу жизнь как на ладони видим. Знаем, что ты работать не любишь, с родными бранишься...
— Где же тогда у вас крылья? — не поверил Емил.
И узнал, что на этом острове из-под скалы текут два чудесных источника. Каждую весну люди-аисты окунаются в первый ручей, оборачиваются птицами и летят в Болгарию. А с наступлением зимы снова возвращаются на остров, купаются во втором ручье, превращаются в людей, и такое же хозяйство ведут.
— Я тоже готов аистом обернуться, лишь бы домой попасть, — попросил Емил.
Только теперь он понял, как дороги для него родное село, отец с матерью, ласковая жена. Поскорее бы их увидеть, да во всём повиниться!
— В Болгарии сейчас зима, — сказали люди-аисты. — Но как же с тобой быть? Семью ты не ценишь, в поле работать не хочешь... Для наших детей ты плохой пример.
— Я исправлюсь, только не прогоняйте меня! — взмолился парень.
Стал Емил жить на аистином острове. По весне люди-аисты дружно направились к скале с расщелиной, и он вместе с ними искупался в ручье и превратился в аиста. Но перед вылетом набрал воды из второго источника и повесил кувшинчик себе на шею.
А когда аисты прилетели в его родное село, обрызгался Емил человечьей водой, и принял свой прежний облик. Вот радости было, что он наконец-то домой вернулся! Как будто подменили парня — работящим стал, уважительным.
В селе и прежде аистов любили, а после случая с Емилом и вовсе за родню стали почитать. И вы тоже их не обижайте!
(по мотивам болгарской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Собор Иоанна Предтечи (Керчь)
 
                                    
Многие туристы, приезжая в Керчь, первым делом спешат увидеть одну из главных её достопримечательностей — Большую Митридатскую лестницу. Поднявшись, они с высоты смотрят на самый древний город России. Керчи, по мнению историков, не менее двух с половиной тысяч лет! Когда-то на месте современного города находился античный греческий полис Пантикапей — столица Боспорского царства. На одном из склонов горы Митридат можно увидеть открытые археологами остатки его былого величия — руины домов, хозяйственных строений и языческих храмов. Но есть в Керчи ещё одна очень древняя достопримечательность, которая не просто прекрасно сохранилась до наших дней, но и продолжает выполнять своё изначальное предназначение. Это керченский Кафедральный собор пророка Иоанна Предтечи. С горы Митридат, кстати, храм замечательно видно — он стоит почти на самом берегу, прямо за ним простираются воды Керченского пролива и виднеется в морской дымке Крымский мост.
По мнению историков и археологов, Предтеченский храм появился здесь в начале 8-го столетия от Рождества Христова, когда Керчь ещё была частью Византийской империи. Керченский Собор Иоанна Предтечи представляет собой яркий образец византийской храмовой архитектуры — характерная кладка из чередующихся в определённом порядке рядов белых и красных камней и плоский полусферический черепичный купол. Имена строителей до нас не дошли, а вот автором внутренней росписи некоторые специалисты считают самого Феофана Грека. В частности, этого мнения придерживался искусствовед Игорь Грабарь. Это значит, что фрески храм приобрёл не сразу, а только в 14-м столетии. Именно в это время жил прославленный иконописец. Фрагменты фресок, очень небольшие, сохранились до сегодняшнего дня. Входишь в храм и спускаешься в прохладе и полумраке вниз по ступенькам — за века культурный слой увеличился и пол собора оказался на несколько метров ниже уровня земли. Оглядываешься по сторонам и вот — то тут, то там, на стенах и сводах проступают фигуры, а кое-где и лики. Алтарную часть обрамляют древние колонны. Увы, в советские годы этот древнейший храм, как и многие другие, оказался закрыт. Вокруг него развернулся рыбный рынок. Только в конце 40-х годов ХХ века собор признали памятником древней архитектуры, а в 60-х капитально отреставрировали, придав аутентичный облик. И вот он перед нами — свидетель византийского правления, хазарского царствования и османского владычества. Богослужения в соборе возобновились в начале 1990-х и сегодня в нём можно помолиться.
Все выпуски программы ПроСтранствия



 
 



