Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
В сегодняшнем чтении апостол продолжает рассуждать о том, как соотносится наша общая греховность и смертность с возможностью принятия благодати и праведностью во Христе. Он говорит что из-за преступления Адама смерть стала царствовать в мире. Это действительно очень важно понимать: Бог смерти не сотворил и не радуется погибели живых. И как один Адам ушёл от Бога и стал смертным, так все его потомки родившиеся в том же отдалении, в том же духовном состоянии, рождаются смертными. В этом, конечно, нет их личной вины, ведь их тогда еще и на свете не было, но все же склонность ко греху делает в них свое дело.
После падения прародителей их потомки постепенно все больше и больше наполняли свою жизнь грехами. При этом надо помнить, что заповедей они еще не получали. Если же не было заповедей, то что по сути было грехом, не вменялось им в грех. Ведь не зная законов, они хотя и противоречили воле Творца, делали это несознательно, а там где нет сознательного противления добру, Бог снисходит к человеку в его немощи.
Со временем в мире появился закон. Умножение числа заповедей стало естественным образом умножать количество преступлений, ведь чем больше правил, тем чаще их нарушают.
Но что же? Неужели Бог дал законы для того, чтобы человек становился все более и более виновным? Конечно, нет!
С законом или без человек совершал зло, нарушал нормы тварного мира и отравлял свою собственную жизнь. Как для ребенка, который еще не может себя контролировать, нормы поведения вводятся постепенно и он постепенно учится им соответствовать, так в жизни человека постепенно появлялись заповеди, которые одновременно приводили в его жизнь и порядок и вину, в зависимости от того, как он поступал.
Естественно, чем тяжелее нашему близкому, тем больше ему нужна наша помощь. Зная о нашем состоянии и видя, что беззаконий все больше Бог преумножает благодать, потому что Его цель не погубить но спасти.
Причем, если все понесли на себе последствия греха Адама, также все должны получить шанс восстановления посредством Иисуса Христа. Апостол говорит это не случайно, все это отголоски тех рассуждений, в которых он доказывал иудействующим, что язычники так достойны любви Божией и на пути спасения все равны. И как преступлением одного все люди были осуждены на смерть, так праведностью Христа всем дана возможность оправдания всем открыт путь к Богу.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.