
Апостол Павел. Мозаика
Рим., 86 зач., IV, 4-12.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: 7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, 12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.

В сегодняшнем чтении апостол рассуждает о воздаянии и о том, что значит быть праведным.
Сотни лет после заключения завета иудеи жили ощущением, что они спасаются соблюдением закона, и обетования свои Он исполняет только потому, что они потомки Авраама, Исаака и Иакова. В то же время, для апостола очевидно, что исполнение закона, при всей его важности, не приносит подлинной праведности. Закон помогал и поддерживал, он направлял человека, но в итоге приближал к праведности лишь в формальном смысле, но не в смысле более глубоком, не делал соответствующим воле Божией в полноте.
Рассуждая об этом мы можем задать себе несколько вопросов. Как же человек становится праведным? И для кого путь к праведности открыт?
Отвечая на первый вопрос, апостол говорит, что исполнитель закона оказывается праведником только по формальному признаку, в то время грешнику, который не исполняет закон но верит в Бога сама вера вменяется в праведность. Все это кажется не вполне справедливым. Получается лучше быть грешником?
Но внимательное и вдумчивое чтение текста и особенно контекста показывают, что апостол имеет ввиду совершенно иное. Понять, что именно — помогает образ Авраама, который стал отцом верующих еще до вхождения в завет с Богом, до обрезания. Указывая на праотца апостол предлагает читающим сравнить себя с ним и решить, что больше ему соответствует: формалисты исполняющие закон или бывшие язычники, живущие вне закона? У кого же больше шансов стать по-настоящему праведным?
Для апостола ответ очевиден: бывшие язычники. Те, кто как Авраам поверили Господу. Что же это значит, неужели они сразу стали святыми и спасенными? Нет, конечно. Это значит, что они поверили в благость Божию, в Его силу, в Его любовь и это было праведно. Столетиями люди, принадлежащие к разным христианским конфессиям спорили, как Бог может вменить кому-то праведность? При этом православные всегда настаивали на том, что имеется ввиду не просто, что Он посчитал праведником того, кто таковым не являлся. Нет. Праведность — это соответствие замыслу Божиему, Его благой воле. Так вот грешник, который решительно поверил в Бога и доверился Ему, в этом смысле уже праведен, потому что главный поворот в его жизни произошел. Дальше ему придется пройти трудный путь, как прошел Его Авраам, ему придется доказывать своими делами свою веру, как опять же это доказывал праотец… И постепенно он будет возрастать в праведности, входить в замысел Божий и путь его будет плодотворнее, чем путь того, кто гордился формальной принадлежностью к закону.
Иными словами, речь идет не том, что кто-то, ничего не делая, благодаря одной вере может быть с Богом, но о том, что для обращения и встречи достаточно веры, которая потом будет подтверждена делами.
Эта возможность обратиться к Богу для апостола является краеугольным камнем его благовестия, потому что оказывается, что все люди одинаково для Бога важны и Он обо всем мире заботится.
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов
У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер