Рим., 80 зач., I, 18-27.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Приступая к своему посланию, адресованному римской общине, апостол Павел говорит о значении веры, благодаря которой человек может вступить в отношения с Богом и таким образом привести свою жизнь в порядок. Логика здесь очевидна: именно в Боге обитает полнота бытия, в Нём находится смысл всего существующего. И поэтому чем ближе к Нему человек, тем осмысленней становится его собственная жизнь. Даже незначительные, казалось бы, эпизоды и детали приобретают весомость, становятся значимы.
В только что прозвучавшем отрывке апостол рассуждает о том, что происходит, когда люди забывают о Творце. Причина этой забывчивости — суета. То есть, чрезмерная сосредоточенность на повседневности с её заботами, погоней за материальным благополучием, разного рода иллюзиями и мечтами. Порой мы так зациклены на этих вещах, что их достижение становится для нас идеей фикс. Нашу жизнь начинают полностью определять наши «хочу». В этом случае мы возводим на предназначенный для Бога алтарь что-то другое. Подобный человек неизбежно превращается в идолопоклонника, а вместе с тем теряет контроль над своими мыслями, чувствами, желаниями, словами и поступками. Вот этот процесс отступления от Бога и можно понимать под выражением «гнев Божий», который изливается на грешников и с упоминания о котором и начинается прозвучавший отрывок. И дело далеко не в том, что Бог сердится на подобного человека. А в том, что человек сам своими действиями отодвигает Его на периферию жизни. В этом случае она превращается в хаос, броуновское движение. Существование идолопоклонника становится алогичным, высокий смысл покидает его, и жизнь такого человека начинает представлять собой череду нелепых случайностей, которые приводят к трагическому финалу, даже если начало было многообещающим. Поэтому «гнев Божий» — это не обида Творца на людей. Скорее, это действие духовных законов, согласно которым вне Бога нет жизни, нет смысла, нет душевного покоя и сердечной полноты. А потому, забывая о Нём, предпочитая ему что-то из того, что нас окружает, мы сами навлекаем на себя беду. При этом подобное возмездие опять же рассматривается христианскими богословами не как месть со стороны Всевышнего. В первую очередь это сигнал о том, что ты выходишь за границы дозволенного и можешь погибнуть. Это проявление милости Бога, который хочет, чтобы человек не укоренился в грехах и страстях и, познав их горечь, вернулся к источнику святости, чистоты и гармонии.
Постараемся поэтому честно оценивать свою жизнь. Постоянно отвечать себе на вопрос: а чем заполнено моё сердце? Что для меня является главным? Какие приоритеты расставляю я? Чему я отдаю своё предпочтение? И лишь в том случае, если все ниточки сводятся как к единому центру к нашему Небесному Отцу, мы сможем обрести на нашем жизненном пути сердечный мир и покой.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мнение окружающих весьма сильно влияет на нас и определяет нашу жизнь. Не всегда это плохо. Ведь порой это удерживает нас от неблаговидных поступков. Однако есть и отрицательные стороны. Порой мы чрезмерно зависим от того, что о нас говорят и думают другие. Идём у людей на поводу, теряем себя. Своё решение этой проблемы предлагает тот отрывок из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
У одного из великих древнееврейских святых, пророка Иеремии, есть предсказание о наступлении особого времени в истории человечества. Однажды Бог заключИт с людьми новый союз вместо старого, который Он когда-то заключил со всем Израильским народом. Отношения Творца и людей приобретут иное качество. Если раньше, чтобы поддерживать связь с Богом, иудеям было необходимо соблюдать закон, написанный на скрижалях, а также в других писаниях пророка Моисея, теперь всё изменится. Закон Божий будет написан у каждого человека в самом его сердце.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел ссылается на это пророчество и утверждает, что оно совершилось. С пришествием в мир Христа Спасителя наступила новая эпоха. Бог заключил новый союз, как его называет Павел, Новый Завет. И теперь в близкие отношения с Творцом может вступить не только тот, кто происходит от праведного Авраама. Но всякий, кто уверует в Иисуса как Мессию и Сына Божия.
Далее апостол довольно чётко определяет признак, который указывает на то, что человек действительно находится в новых отношениях с Богом: «не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». Понимать эти строки можно следующим образом. Обыкновенно, тот, кто соблюдает букву закона, волей-неволей превозносится над теми, кто её не соблюдает. В свою очередь нарушитель закона нередко чувствует свою вину за преступление. В широком смысле у него возникает естественный стыд за своё несоответствие принятой норме. Именно так устроено ветхозаветное общество. Мы все озираемся друг на друга с мыслью, а что о нас скажут, и что подумают.
Однако те, кто вступил в новые отношения с Богом, имеют такой источник благодати внутри, что, даже если они безупречны перед лицом закона, то ни капли не превозносятся над окружающими. Говоря проще, не поучают их менторским тоном. Не стоят над душой со своими правилами и принципами. Более того, если такой человек в чём-то отступил от принятых законом правил, он не испытывает чувства стыда и вины. Однако не потому, что его сердце каменное, как у злодея. А потому, что Бог живёт и действует в его сердце. Божественная воля направляет все его мысли, чувства, слова и поступки. И теперь норму поведения для него устанавливает не общество, не мнение большинства, а глубокая и живая духовная интуиция. Это и есть то новое знание Бога, о котором говорит Павел.
Несмотря на то, что номинально многие из нас принадлежат к христианской Церкви, в нас ещё очень много ветхого, не обновлённого. В частности, мы всё ещё бывает кичимся своим благочестием, добропорядочностью, успешностью и превозносимся над ближними. И наоборот, если за какие-то свои действия мы становимся в глазах окружающих неблагонадёжными, нерукопожатными, мы испытываем целую палитру тяжёлых чувств. Сегодня апостол призывает нас к духовному росту. Тот, кто посвящает Свою жизнь поиску и исполнению воли Творца, кто во всех Своих делах старается жить по Евангелию, служить ради Христа окружающим, вступает с Богом в Новый Завет. А вместе с этим получает особую духовную интуицию, дар милости и снисхождения к людям и, конечно же, свободу и независимость от того, что о нём говорят и думают окружающие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук, доцент Университета имени Разумовского Анастасия Чернова.
Разговор шел о том, как в народном творчестве, а также в произведениях поэтов разных времен раскрывалось отношение к празднику Рождества Христова.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
- «Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
- «Русский подводный флот». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка в жизни христианина». Свящ. Олег Осадчий, Александр Демидов, Татьяна Любомирская
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Олег Осадчий, регент, композитор Александр Демидов и музыкант, музыковед Татьяна Любомирская размышляли о том, какую роль музыка играет в жизни верующего человека, как музыка разных жанров и эпох влияет на душу и как через музыку и песни можно говорить о вере и Христе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений