Рим., 96 зач., VIII, 2-13.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для апостола Павла совершенно очевидно, что ритуальные предписания и их самое тщательное исполнение не способны освободить человека от греха. Он однозначно говорит, что это тупиковый путь. Любой ритуально-этический кодекс лишь подсказывает как надо жить, но он не способен привести к праведности по одной простой причине — праведность не сводится к исполнению чего бы то ни было, она совершенно в ином. Праведность, благочестие — это безусловная верность Богу, доверие к Нему и уверенность в непреложности Слова Божия. Истинная жизнь в Боге достигается не исполнением каких бы то ни было правил и обрядов, а верой в искупительные деяния Божии — Смерть и Воскресение Христовы. Апостол четко разделяет два закона: плоти и духа — «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир». С плотскими помышлениями все понятно, они пронизаны заботой о теле. При этом такие помышления могут быть вполне благочестивыми и отнюдь на маргинальными. К примеру, сейчас идет Петров пост и неизбежно возникает вопрос о постной пище. Что можно есть, а что нет. Можно ли шоколадку? А печенье? А если на упаковке написано, что шоколадка может содержать в себе воспоминание о молоке, а в печенье могут обрестись микроскопические фрагменты куриного яйца? Стремление исполнить пост со всей тщательностью похвально, но зачастую оно уводит от размышления о главном, о том, что апостол Павел назвал помышлениями духовными. Святитель Лука Крымский определил содержание этих помышлений такими словами: «это постоянное призывание имени Христова, это постоянное обращение этого имени в сердце нашем». Сосредоточение внимания на имени Христовом, на словах и делах Христовых делает вторичным вопрос о содержании постной пищи или же о чем-то ином, относящемся исключительно к жизни тела и ритуалу. Это становится неважным и неинтересным. Важно и значимо лишь то, что сказал и сделал Христос Спаситель. Основная идея любого христианского ритуального предписания как раз в этом — в том, чтобы помочь сосредоточиться на Христе. Если же этого не происходит, значит предписание было понятно неправильно и стоит пересмотреть свое к нему отношение.
4 декабря. О библейских прообразах
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное».
О библейских прообразах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
4 декабря. О богослужении праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
О богослужении праздника, — священник Августин Соколовски.
4 декабря. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Об иконографии праздника, — протоиерей Василий Гелеван.