
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Известному английскому богослову Клайву Льюису однажды задали действительно непростой вопрос — чем крещеный человек отличается от некрещеного? На него Льюис ответил со свойственным ему остроумием. Ответил историей из жизни. Он рассказал о двух своих прежних соседях — старике и старушке. Старик был некрещеным, но очень добрым. Старушка же, хотя и была крещена, но мучала всех окружающих своим поведением. Так вот. Льюис, глядя на этих двух людей, пришел к такому выводу. Если бы старик принял крещение, то, скорее всего, стал бы святым. А если бы старушка была бы некрещеной, то в злобе своей превзошла бы даже демонов. Это, конечно же, шутливая и совсем не богословская история. Но она, как кажется, заставляет задуматься над тем, какие плоды таинство крещения способно принести человеку. Об этом рассуждает в сегодняшнем отрывке из послания к Римлянам апостол Павел. Его адресатов, как и современных читателей Библии интересовало — почему принявшие крещение люди продолжают жить подобно язычникам? Не следует думать, что абсолютно все древние христиане были святыми, ангелами во плоти. Это было не так. И в те времена хватало людей, которые становились членами Церкви не из желания служить Богу, а из корыстных целей. Например, для того, чтобы пользоваться общинным имуществом или же в надежде обрести какие-то чудесные способности. Не случайно апостол Павел начинает свое рассуждение о таинстве крещения с вопроса — братия, все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Это вопрошание указывает на первое символическое значение таинства — умирание для зла и греха. Трижды погружаясь в святую воду человек тем самым в таинственном ключе переживает трехдневное пребывание Спасителя во гробе. Восставая из воды, он опять же таинственно становится сопричастником чуда Воскресения Христова. Каждое священнодействие Православной Церкви имеет два аспекта — объективный и субъективный. Иными словами — есть то, что подается Богом непосредственно, а есть в таинстве то, что человек должен не только усвоить, но и преумножить. Если говорить о крещении, то благодаря ему каждый член Православной Церкви уже потенциально пережил смерть и воскресение во Христе. И полученный удар призывает нас умереть для зла и греха, перестать существовать для тьмы, устремить все силы и возможности на служение Богу. Крещение не делает человека марионеткой Бога, пленником Его благодати. Свобода никак таинством не упраздняется, но возникает очень важный момент ответственности за дар благодати. Как им распорядиться, принять или отвергнуть? Крещение имеет еще одно символическое значение, которое сегодня нами в общем-то не считывается. В античном мире после покупки раба хозяин трижды окунал его в воду и давал новое имя. В крещении мы из пленников греха становимся рабами Божиими. Опять же в античном понимании. Ведь добрый и трудолюбивый раб был членом семьи, делил с хозяином стол и даже получал часть наследства. Таким образом, рабство Богу способно привести человека к истинной свободе в благодати и милости Господних. Сегодняшнее апостольское чтение не случайно звучит в Великую субботу — день накануне Пасхи. В древности в Великую субботу совершалось крещение взрослых людей, в течение поста готовившихся к принятию таинства. В наши дни эта традиция почти забыта, но слова апостола Павла напоминают нам о тех обетах, которые мы сами принесли в ходе крещения — умереть для греха и воскреснуть со Христом. В земной жизни достичь полной победы над тьмой невозможно, борьба идет до последнего вздоха. Только через смерть и воскресение возможности, полученные в крещении, становятся в полной мере реальностью. До тех же пор будем же руководствоваться надеждой и верой, которые Христос не посрамляет. А еще постараемся сберечь и преумножить дар благодати, полученный нами в таинстве крещения — залоге радостной и вечной жизни в Боге и с Богом!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер