Рим., 117 зач., XV, 7-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
И в нашей стране, и вообще в христианском мире есть такое явление, как неоязычество. Одна из характерных черт славянского неоязычества состоит в том, что адепты этого религиозного течения очень не любят евреев, впрочем, они мало кого любят, ну а христиан они считают теми, кто порабощён евреями, по этой причине к христианам у них отношение тоже не самое, мягко говоря, дружелюбное. Дискутировать с неоязычниками очень непросто, потому как они живут внутри ими же самими созданных мифов, а авторитетные за пределами их круга источники они попросту игнорируют. Это печально, как печальна и любая иная ограниченность. Против ограниченности и пленения мифами выступал Христов апостол Павел, так, в 15-й главе своего Послания к Римлянам он написал о никакими рамками не связанной милости Божией, которая распространяется на всех и на каждого, а потому она должна побуждать нас к уподоблению Богу в Его совершенной свободе, в том числе и к свободе против сковывающих разум идей. Сегодня в православных храмах звучит отрывок из этой главы. Давайте послушаем его.
Глава 15.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,
9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
Начиная с первых книг Ветхого Завета отчётливо и ярко прослеживается мысль о том, что Бог — это не просто Бог-Творец, Он — Бог Авраама, Исаака и Иакова, то есть Бог конкретного народа, с котором у Него заключён Завет. Христос продолжил мысль Ветхого Завета и не обращался со Своей проповедью к языческим народам, Он прямо говорил, что такое обращение выходит за пределы Его миссии: «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). Сразу после Схождения Святого Духа на апостолов Пётр обратился к своим собратьям-евреям и среди прочего произнёс такие слова: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (Деян. 2:38–39). В словах апостола Петра мы видим, с одной стороны, напоминание о том, что обетования Божии принадлежат израильтянам, а с другой, мы находим здесь и намёк на то, что христианская миссия в скором времени выйдет за пределы израильского народа.
Но это было очень непростой процесс. Возникало много сложных вопросов. К примеру, надо было понять, как поступать с теми словами Священного Писания, которые утверждали Господа Вседержителя Богом лишь одного народа, и как быть с законом Ветхого Завета: должны ли его соблюдать христиане из язычников, или же в этом нет никакого смысла? Особняком стоял вопрос о том, как соотносятся между собой христиане из евреев и христиане из язычников: можно ли сказать, что первые чем-то лучше вторых?
На все эти вопросы попытался дать ответ в своих посланиях апостол Павел, для того чтобы это сделать, ему пришлось выйти за рамки привычных еврейских представлений о Боге и о своём народе.
Апостол Павел поступил в высшей степени изящно, он написал, что Христово Пришествие явилось для израильтян исполнением обетований, которые были даны Богом их праотцам, а для язычников Христово Пришествие — свидетельство всеобъемлющей милости Божией, которая была предречена пророками Ветхого Завета, их слова в полной мере стали понятны лишь в эпоху Нового Завета, тогда, когда исчезли какие бы то ни было преграды между народами, и все получили возможность в духовном единстве прославлять Воскресшего Спасителя мира Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.