
Апостол Павел
Рим., 104 зач., X, 11 — XI, 2.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко мы слышим от духовно опытных людей о том, что путь к христианскому совершенству наполнен разного рода опасностями. И вот вопрос, если я обыкновенный человек, живу простой жизнью: семья, работа, дача, поход в церковь по праздникам, чего следует опасаться мне? Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, косвенно касается этой темы. Давайте послушаем.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
В одной из библейских книг рассказывается о том, как иудейского священника Елеазара схватили язычники и привели к своему царю Антиоху Епифану. Это произошло во втором столетии до Рождества Христова. Тогда Палестина находилась под властью египетских и сирийских царей, которые стремились искоренить веру в Единого Бога и насадить среди евреев греко-римскую религию. Царь Антиох приказал Елеазару есть свинину, что строго запрещается по закону Моисея. Священник ответил, что не будет этого делать, «даже если ты вырвешь мои глаза и сожжёшь мои внутренности». Его приказали отстегать кнутом. Истерзанный, но несломленный, он вызвал восхищение у мучителей. Солдаты принесли ему мясо, не свинину, и просили, чтобы он съел его и сказал, что выполнил просьбу царя. Однако он отказался, понимая, что это будет лукавством перед Богом, перед собой и перед людьми. В итоге его убили. Последние его слова были словами молитвы: «За Твой закон от жгучих мучений умираю». Это всего лишь один из эпизодов стойкости за веру, который демонстрировали иудеи. Именно тогда, в эпоху гонений, в иудейской среде появилось движение фарисеев, ревнителей веры, подобных Елеазару. Это были смелые, отважные, бескомпромиссные люди, готовые умереть в буквальном смысле за мельчайшее предписания закона Моисеева. Во многом благодаря им вера в Единого Бога не исчезла из Израиля, и Господь пришёл в этот мир. В послании к римлянам апостол Павел хвалит эту ревность евреев. И, действительно, она достойна восхищения. Никто не может упрекнуть их в том, что они были легкомысленны в своём служении Богу. Но тем трагичнее то, что произошло. Посвятив себя целиком служению закону Творца, они Его не узнали и убили. Убили потому, что увидели в Нём угрозу букве той традиции, за которую они держались и которой служили, не щадя собственные жизни.
В этом свете и следует понимать сказанное сегодня апостолом, который сокрушается о том, что его братья по крови не приняли Евангелия. Он цитирует пророка Исаию, который говорит: «целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному». Апостол противопоставляет их язычникам, которые не знали закона Моисея, но именно они наполнили Церковь Христову. Об этой странной ситуации пророчествует ещё Исаия: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне». Такой вот парадокс.
Повод призадуматься и нам. Павел в своих посланиях предупреждает, что есть буква закона, а есть дух. Буква сама по себе может убить, и только дух связывает человека с Богом. Он даёт верное понимание традиции. Апостол называет это состояние слышанием. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Буква закона — лишь ориентир. Вешка на пути. Она оживает, когда мы применяем в своей жизни Евангельские заповеди о любви к ближним. Лишь в результате этих новых действий Бог наполняет нас, открывает нам внутреннее зрение и даёт ясное понимание, каким путём идти, чтобы достичь Его Небесного Царства.
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







