Рим., 96 зач., VIII, 2-13.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Может ли человек прожить всю жизнь и не нарушить ни одного закона? Наверное, может, хотя большинство скажет, что это очень сложно. Но способен ли человек прожить жизнь и не грешить? Ответ кажется очевидным — нельзя. Но если это так, как нам вообще выстраивать отношения с Богом? Ответ на этот вопрос — в отрывке из 8 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Грех — это нарушение духовных законов жизни, в которых открывается для нас воля Творца. Мы знаем, что Бог — не узурпатор, Он не захватывал нас и не лишал свободы. Эти законы не просто нам даны, как роботам дана инструкция, они предложены для свободного исполнения как лучший путь, по которому мы сможем пойти, чтобы быть счастливыми. Люди были призваны обладать миром, но для этого им надо было научиться обладать самими собой. И вот на этом-то пути они подчинились себе, своим телесным инстинктам, силам своей души. Именно то, что стало над нами господствовать, то состояние, в которое мы впали, апостол и называет плотью.
Для того, чтобы хоть сколько-нибудь ограничить плоть и ввести её в рамки, Бог заключил с людьми завет и дал им закон, который они должны были исполнять. Должны были, но не смогли. Закон был ослаблен плотью и в итоге оказался бессилен спасти человека. И тогда спасителем людей становится Сын Божий, Который входит в нашу жизнь, воспринимает такое же тело, как у нас, со всеми слабостями, которые характерны для нас после грехопадения, но без личного греха и с волей, во всём послушной Отцу. Проживая обычную человеческую жизнь, Спаситель показывает, что жизнь в Боге для человека возможна. Апостол говорит, что Сын Божий осудил грех во плоти, то есть показал бессилие над ним греха, а значит справедливость и правомерность Божиих повелений.
Итак, со времён пришествия Христа у каждого человек есть выбор. Жить по-своему и следовать стремлениям плоти или жить по-Божьему, подчиняя плоть Духу. Этот выбор начинается с того, о чём мы думаем, чего хотим, к чему стремимся, а заканчивается либо духовной смертью, потому что плотские желания приводят человека к гибели, либо духовной жизнью, потому что, возвышаясь над плотью, дух укрощает всё то злое, что противоречит в нас Богу. Мы живём и всякий день решаем, с кем мы и чьи мы, на чьей мы стороне. По большому счёту это самое главное, самое важное, что мы можем сделать. Да, мы не можем гарантировать своей праведности, но мы можем к ней стремиться. Стремиться не как к личному совершенству, но как к тому, что приближает нас к Богу. Вместе с Господом мы свободны от рабства плоти и знаем, что ей ничего не должны. Мы поддерживаем своё тело, но плоть, как то греховное, что есть в нас, больше не владеет нами безраздельно, и мы призваны побеждать её, чтобы жить.
«Дети и музыка». Светлана Феодулова
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен