Рим., 96 зач., VIII, 2-13.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Может ли человек прожить всю жизнь и не нарушить ни одного закона? Наверное, может, хотя большинство скажет, что это очень сложно. Но способен ли человек прожить жизнь и не грешить? Ответ кажется очевидным — нельзя. Но если это так, как нам вообще выстраивать отношения с Богом? Ответ на этот вопрос — в отрывке из 8 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Грех — это нарушение духовных законов жизни, в которых открывается для нас воля Творца. Мы знаем, что Бог — не узурпатор, Он не захватывал нас и не лишал свободы. Эти законы не просто нам даны, как роботам дана инструкция, они предложены для свободного исполнения как лучший путь, по которому мы сможем пойти, чтобы быть счастливыми. Люди были призваны обладать миром, но для этого им надо было научиться обладать самими собой. И вот на этом-то пути они подчинились себе, своим телесным инстинктам, силам своей души. Именно то, что стало над нами господствовать, то состояние, в которое мы впали, апостол и называет плотью.
Для того, чтобы хоть сколько-нибудь ограничить плоть и ввести её в рамки, Бог заключил с людьми завет и дал им закон, который они должны были исполнять. Должны были, но не смогли. Закон был ослаблен плотью и в итоге оказался бессилен спасти человека. И тогда спасителем людей становится Сын Божий, Который входит в нашу жизнь, воспринимает такое же тело, как у нас, со всеми слабостями, которые характерны для нас после грехопадения, но без личного греха и с волей, во всём послушной Отцу. Проживая обычную человеческую жизнь, Спаситель показывает, что жизнь в Боге для человека возможна. Апостол говорит, что Сын Божий осудил грех во плоти, то есть показал бессилие над ним греха, а значит справедливость и правомерность Божиих повелений.
Итак, со времён пришествия Христа у каждого человек есть выбор. Жить по-своему и следовать стремлениям плоти или жить по-Божьему, подчиняя плоть Духу. Этот выбор начинается с того, о чём мы думаем, чего хотим, к чему стремимся, а заканчивается либо духовной смертью, потому что плотские желания приводят человека к гибели, либо духовной жизнью, потому что, возвышаясь над плотью, дух укрощает всё то злое, что противоречит в нас Богу. Мы живём и всякий день решаем, с кем мы и чьи мы, на чьей мы стороне. По большому счёту это самое главное, самое важное, что мы можем сделать. Да, мы не можем гарантировать своей праведности, но мы можем к ней стремиться. Стремиться не как к личному совершенству, но как к тому, что приближает нас к Богу. Вместе с Господом мы свободны от рабства плоти и знаем, что ей ничего не должны. Мы поддерживаем своё тело, но плоть, как то греховное, что есть в нас, больше не владеет нами безраздельно, и мы призваны побеждать её, чтобы жить.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.
Елена Поленова. «Зимний пейзаж. Москва»
— Как хорошо, что мы выбрались в Поленово, Андрюша! Я люблю бывать в этом музее-заповеднике. Отрадно помолиться в церкви, возле которой похоронен художник Василий Поленов, побродить по аллеям парка. И, конечно же, полюбоваться картинами в старинном особняке! Всякий раз открываю здесь для себя что-то новое. Вот эта акварель, например — разве не чудо?
— Да, Алла такие вдохновенные произведения искусства и впрямь похожи на чудо! Это работа сестры художника, Елены Дмитриевны Поленовой. Называется «Зимний пейзаж. Москва». Рисунок нежный, прозрачный. Цвета неяркие. Перекликаются серые и коричневые полутона, мерцают бледно-лиловые, голубоватые, зелёные переливы. Композиция простая — силуэты деревьев на фоне снежной поляны. Но в какой тонкий узор сплетены стволы и ветви!
— Рисунок дышит влагой. На снегу видны проталины. Не поймёшь — то ли это начало декабря, и впереди долгая зимняя стужа, то ли перед нами конец февраля, и природа вот-вот начнёт оживать. В акварели одновременно присутствует и печаль, и надежда.
— И это неспроста, сестренка. Такое настроение было созвучно душе Елены Дмитриевны в 1882 году, когда она написала эту акварель.
— Это связано с какими-то событиями?
— Да. В 1877-ом Елена отправилась в Киев в гости к старшей сестре Вере, которая была близнецом Василия Дмитриевича. Шла русско-турецкая война, в киевские госпитали привозили раненых. Сёстры Поленовы окончили медицинские курсы и ухаживали за пострадавшими на фронтах солдатами и офицерами. И Елена Дмитриевна полюбила врача, с которым вместе работала — профессора медицины Алексея Шкляревского. Чувства её оказались взаимны.
— Какое счастье — полюбить человека, с которым у тебя общее служение!
— Общего у влюблённых было немало. Елена Дмитриевна к тому времени окончила рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников, занималась в частной мастерской Павла Петровича Чистякова. У неё был успешный опыт в живописи, и Алексей Сергеевич мог его оценить — доктор Шкляревский разбирался в изобразительном искусстве. Но семейного счастья у пары не получилось.
— Почему?
— Помешали сословные различия. Поленовы — старинный дворянский род, и мама Елены воспротивилась браку дочери с человеком незнатного происхождения. Художница не решилась выйти замуж без родительского благословения и послушно вернулась в Москву. Но расставание с любимым травмировало её. Прежде весёлая, общительная девушка стала замкнутой и молчаливой.
— Вот откуда меланхолия в акварели «Зимний пейзаж. Москва». Но ты сказал, что и весенние ноты звучали в душе Елены ПолЕновой. Что же этому послужило причиной?
— Вернувшись в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом стала часто бывать в Абрамцево — в имении мецената Саввы Мамонтова. Там, в творческой атмосфере, художница оттаяла. Она подружилась с хозяйкой усадьбы, Елизаветой Григорьевной. Вместе женщины рисовали декорации и шили костюмы для театральных постановок, трудились над созданием музея народного творчества.
— Музея?
— Именно так. Дамы предприняли несколько экспедиций по северным губерниям — собирали образцы вышивок и ткачества, зарисовывали орнаменты. Позднее Елена Поленова использовала эти рисунки при работе в столярно-резчицкой мастерской там же, в Абрамцево.
— То есть, Елену Дмитриевну вернуло к жизни творчество?
— Творчество и служение людям. Искусство для художницы было способом приносить радость. И этим не ограничивалось широкое поле ее деятельности. Так, например, Елена Поленова учила крестьянских детей изготавливать резную мебель и утварь — давала им надёжное ремесло.
— Делилась тем, что имела — и в этом обрела полноту жизни.
— Такой рецепт может пригодиться человеку, душа которого балансирует между печалью и надеждой, между осенью и весной, как природа в акварели Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва». Радуя людей плодами своего творчества, помогая другим, мы выбираем весну. Выбираем воскресение!
Картину Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова.
Все выпуски программы: Краски России