Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолы Христовы, которых мы привыкли воспринимать как неких полумифических персонажей, были очень похожи на нас, по той простой причине, что они были людьми. Самыми обычными людьми, которых Бог избрал для определённой миссии. Конечно, Бог давал им и силу, и мудрость. Но при этом апостолы не переставали нуждаться в самых простых базовых вещах, например, в человеческом общении. О таковом своём стремлении апостол Павел написал в 1-й главе Послания к Римлянам, отрывок из этой главы сегодня читается в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Многие из православных христиан очень любят ездить в паломничества. При этом есть авторитетные святые, которые относились к паломничествам довольно прохладно. Таким святым был, к примеру, преподобный Серафим Саровский. Сохранились такие его слова: «Тут у меня и Афон, и Киев, и Иерусалим». Тем самым он показывал, что при должном духовном устроении человеку нет необходимости ради приобщения к святости куда бы то ни было ездить, Бог на всяком месте, и дело вовсе не в географии, а в нашей молитве. И это действительно так. Но тем не менее в паломничествах есть своя польза, так как они позволяют не только побывать в местах подвига того или иного святого и помолиться у чтимых многими святынь, они позволяют и побывать среди большого количества христиан, а это бывает в определённые моменты жизни крайне необходимо.
Ни для кого не секрет, что люди, живущие церковной жизнью, представляют собой в нашем обществе статистическое меньшинство. И, конечно же, мы это ощущаем. Если передвигаться по городу в священнической одежде, то мы с неизбежностью столкнёмся с ошеломлёнными взглядами, причина которых очевидна: нас мало, и люди к нам не привыкли. Иногда может начать казаться, что с нами что-то не то, что мы какие-то странные, а окружающий мир всеми силами пытается это доказать. В такие моменты бывает очень полезно поехать туда, где христиане пребывают в большинстве, а подрясник представляет собой совершенно обычную одежду.
Можно было бы сказать, что в этом проявляются некоторое несовершенство и слабость нашей веры. Можно было бы, если бы не слова апостола Павла из 1-й главы его Послания к Римлянам. В этой главе он написал о своём стремлении прийти к римским христианам, чтобы, среди прочего, «утешиться с вами верою общею, вашею и моею». Апостолу Павлу, несмотря на всё его величие, было необходимо иногда находиться в среде единомышленников, в этом он находил утешение, поддержку и ободрение. Апостола легко понять, ведь он, как и мы, жил среди нехристианского общества. Впрочем, ему, конечно же, было значительно сложнее, всё же, наши современники, как правило, имеют хоть какое-то представление о христианстве, тогда как те люди, среди которых жил апостол Павел, были либо язычниками, либо иудеями, этим людям христианство было чуждо.
Пример апостола показывает, что в стремлении общаться с братьями и сёстрами по вере нет ничего предосудительного, это общение многое нам может дать, а потому не стоит его избегать, напротив, к нему стоит стремиться.
«Творчество и вера». Богдан Мамонов
У нас в студии был художник, педагог Богдан Мамонов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как это повлияло на его творчество и что для него значит быть христианином в современном мире.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России