Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Кредиты — это, с христианской точки зрения, хорошо или плохо? Да, иногда они бывают печальной неизбежностью, но если смотреть без углубления в детали, то как к ним стоит относиться? Апостол Павел в Послании к Римлянам призывал христиан воздерживаться от того, чтобы быть в долгу у кого-либо: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8). И тот же апостол Павел писал о самом себе как о должнике. Именно с этого — с именования себя должником — начинается содержательная часть апостольского Послания к Римлянам, отрывок из первой главы которого звучит сегодня в православных храмах.
Глава 1.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,
6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом,
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
Как и любое другое апостольское послание, Послание к Римлянам имеет стандартную для писем того времени структуру: сначала идёт представление, за ним следует славословие Бога, после чего начинается содержательная часть письма. В случае с павловыми Посланиями, их приветствия всегда — крайне интересный текст, который важен в том числе и с вероучительной точки зрения.
Самое важное и первое определение, данное апостолом самому себе, — «раб Иисуса Христа». Сегодня вряд ли кто станет представляться таким образом, а если кто-то и рискнёт дать себе такую атрибуцию, то вряд ли он будет правильно понят окружающими. Это предсказуемо: само слово «раб» имеет в нашей культуре ярко выраженный отрицательный оттенок, ну а Христа многие склонны воспринимать как исключительно мифического персонажа. Для апостола Павла всё было иначе: Христос был его реальностью, превосходящей собой всё прочее, а слово «раб», применительно к обозначению своего места рядом со Христом, апостол понимал как высший из всех возможных для человека статусов. Очень отдалённо, но павлово восприятие определения «раб Иисуса Христа» можно сравнить с современным словосочетанием «помощник президента» или даже «советник президента».
Такой статус неминуемо накладывает на своего носителя определённые обязанности, которые можно назвать долженствованием. По этой причине содержательную часть своего Послания апостол Павел начинает со слов «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам». Из следующей его фразы становится понятно, что именно он должен: «Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме»; Павел всем должен благовестие, он должен всем учение Христово. В случае апостола Павла, как и в случае любого христианина, тот долг, который накладывает послушание и соработничество Христу, — это не тяжёлая обязанность, а привилегия. Именно так понимал своё служение апостол, именно так христианские обязанности должен понимать и любой верующий во Христа, и это, по мысли апостола, единственное долженствование, допустимое для христиан.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.