Апостол Павел вошел в историю как один из самых активных проповедников христианства. В течение своей жизни он совершил четыре миссионерских путешествия, благодаря которым христианские Церкви были основаны во многих крупных городах Римской империи: Фессалониках, Коринфе, Эфесе и иных. В ходе странствий у апостола Павла появились ученики, которые стали помогать ему проповедовать учение Спасителя. Вначале они следовали за Павлом, перемещаясь вслед за ним из в города в город. Впоследствии апостол разрешил им самостоятельно вести миссию, направив в те места, где еще не слышали о Христе. Подобным учеником был, например, святой Епафрас, который стал основателем Церкви в городе Колоссы. Колоссы располагались почти в центре Малой Азии, территории современной Турции. В древности Колоссы имели очень важное географическое значение, так как располагались на оживленном торговом пути – из Эфеса в Междуречье. Многие купцы привозили при помощи кораблей свои товары в Эфес, располагавшийся на берегу Средиземного моря, а затем отправляли их караванами через Колоссы к Евфрату. Со временем данный торговый маршрут пришел в запустение, вместе с ним отправились в небытие и Колоссы. Но в первом веке по Рождестве Христовом в Колоссах кипела жизнь, и направление сюда христианского проповедника было более чем обоснованно. В начале 60-х годов первого века христианам Колосс направил свое послание апостол Павел. Отрывок из послания читается сегодня на утреннем богослужении.
Братья, 2.8 смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 2.9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, 2.10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. 2.11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; 2.12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.
Колоссы – единственный город, христианам которого апостол Павел направил послание, при этом в данном городе никогда не побывав. Составление текста послания произошло по просьбе упомянутого уже Епафраса, который проповедовал в Колоссах, а в начале 60-х годов оказался в той же римской тюрьме, где был заточен апостол Павел. Епафрас, переживая за судьбу своей общины, попросил Павла, авторитет которого был в Церкви огромен, направить колоссянам послание. Переживания Епафраса были обоснованными. Во время его отсутствия в Колоссах появилась секта, члены которой смешали христианское, иудейское и языческое вероучение. В частности, они учили, что Христос является одним из многих богов античного пантеона. К печали Епафраса многие колоссяне поверили лжепроповедникам. Апостол Павел пытается в своем послании вразумить христиан Колосс и говорит им, что Христос – истинный Бог, принявший человеческое естество и что вера в языческих богов это самообман. Сын Божий принес жертву на кресте за грехи людей, чего члены античного пантеона божеств не сделали и сделать не могли. В Спасителе, по мысли апостола Павла, истинно верующий христианин может обрести вечную счастливую жизнь – как Христос, умерев, воскреснул из мертвых, так и благочестиво живущий христианин в день Второго пришествия Спасителя воскреснет для радостного существования в Царстве Божием. В прозвучавшем отрывке апостол Павел упоминает о еврейском обычае обрезания. В древнем Израиле через обрезание происходило посвящение мужчин Богу. В целом же, обрезание служило знаком верности евреев Господу и прообразом жертвы Спасителя. Христос также, будучи, младенцем, был обрезан. В Христианской Церкви обрезание было отменено, так как исполнилось событие, которое оно предвозвещало. Теперь через веру и крещение каждый православный христианин может быть посвящен Богу и стать частью его спасительного Царства.
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О личности и трудах Виктора Григоровича

Сегодня 12 мая. В этот день в 1815 году родился филолог и славист Виктор Иванович Григорович.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Исключительно добрый, застенчивый, скромный человек, никогда не выставлявший своего имени и умевший всегда отдавать преимущество собеседнику. Он любил церковно-славянский язык и говорил о том, что язык Матери Церкви является объединяющим началом для всего православного славянства. Путешествуя по европейской части Турции, вникая в памятники филологической культуры южного славянства, особенно подробно занимаясь сербским славянством и его литературными памятниками, Виктор Иванович Григорович оставил после себя ценные труды, весь пафос которых заключается, как и в поэтическом наследии Фёдора Ивановича Тютчева, в желании обновить связи и сплотить православное славянство Европы и России, как имеющего единый духовный корень в православной культуре. Отдавая дань этому замечательному труженику российской филологической науки, помолимся, да упокоит Господь раба Божьего Виктора! И пусть его молитвами славянство, сегодня забывающее о своих корнях, восстановит попранное единство поместных православных церквей!
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О важности служения медсестёр

Сегодня 12 мая. Всемирный день медицинских сестер.
О важности служения медсестёр — священник Стахий Колотвин.
Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова напоминают каждому христианину о важности смиренного и скромного труда. Конечно, если мы смотрим на врачей, то это восхитительная специальность, это героическая специальность. Люди спасают ближнего, помогают, утоляют наши страдания, и сам Господь недаром носит эпитет «Врач и душ и телес». Но тем не менее, сегодня мы вспоминаем медицинских сестер. Тех людей, которые не стали великими научными светилами. Тех людей, которые, возможно, не имеют технических способностей провести тяжёлую операцию. Которые берут на себя заботу о наших немощах. Когда ты приходишь ко врачу, то от того, как встретит тебя медицинская сестра, зависит твоё расположение. Зависит твоё спокойствие. Психосоматику никто не отменял. Если ты будешь спокойнее, то будет уверенней врач. Ему проще будет тебя лечить. Кроме того, это служение помощи и заботы. Поэтому я тоже вдохновляюсь примером медицинских сестер, сестер милосердия. И мы в каждом деле должны бежать и не первенствовать, а должны помогать ближнему. Потому что если где-то мы от первенства уклонимся, Господь не осудит. А если мы смиренно ближнему не поможем, как это делают замечательные наши медицинские сестры, то тут, конечно, спрос у нас будет особый.
Все выпуски программы Актуальная тема