
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,
2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:
7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова, 8 который и известил нас о вашей любви в духе.
9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь начала чтение за богослужением Послания апостола Павла к Колоссянам. О существовании христианской общины в этом городе нам известно лишь из этого послания, община Колосс была основана не апостолом Павлом, а его учеником Епафрасом, которого Павел упоминает в начале своего послания.
Апостол писал в Колоссы во время тюремного заключения в Риме. Писал он туда, как и во все другие места, не просто так, не ради того, чтобы рассказать о самом себе или же узнать, как дела у его адресатов, побудительной причиной были некоторые нестроения среди христиан Колосс. Исследователи сходятся между собой в том, что основная проблема колосских христиан заключалась в распространении среди них некоего гностического учение, а вот в отношении содержательной стороны этого учения в исследователей есть разногласия. Дело здесь в том, что гностические учения были довольно сильно распространены в ранней Церкви, при этом они довольно сильно отличались друг от друга, а о колосском гностицизме нам известно лишь из послания апостола Павла. Но апостол не ставил перед собой цели изложить учение гностиков, его задача была ровно противоположной — ему надо было дать общине Колосс неповрежденное евангельское учение. Поэтому Павел в своем послании указывает на основные «болевые» точки, на то, в чем заблуждаются проповедники гностицизма. На основании этих данных исследователи делают попытки восстановить само учение гностиков, но по понятным причинам сделать это в полной мере невозможно. А для христиан и не нужно, мы доверяем апостолу Павлу и нам достаточно того, что апостол боролся с этим учением.
Боролся же он с ним вот по какой причине.
В самом общем смысле гностицизм — это некое тайное знание, оно не доступно непосвященным. Достигается это знание, по мнению гностиков, через участие в мистериях. Кроме того, общей чертой всех гностических учений является представлении о двух противоборствующих равновеликих началах — Боге и Его антиподе диаволе. Конечно, и первое — вера в тайное знание, и второе — убежденность в существовании силы, сопоставимой с Богом, противоречат Евангелию, эти идеи не имеют никакого отношения к христианству.
Апостол Павел с первых слов своего послания переходит к сути вопроса. Он, как мы слышали, пишет о познании. Но гностическому тайному знанию, апостол противопоставляет христианское познание Бога. Здесь нет ничего тайного, все очень просто: возрастание в познании Бога происходит через поступки, достойные Бога, то есть через нравственную жизнь по евангельскому закону любви, через стремление к угождению Богу и через благие дела веры.
Любому человеку, который стремится к обладанию знанием, недоступным другим, стоит помнить эти слова апостола и поступать так, как он рекомендует колосским христианам.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема