
Кол., 260 зач., IV, 2-9.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, 4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, 9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Не будет преувеличением сказать, что молитва Богу — это центральный нерв духовной жизни христианина. Вот и апостол Павел, заканчивая свое послание христианской общине города Колоссы, делает на этой теме особый акцент.Первое важное свойство молитвы, о котором мы узнаем из послания апостола, — это ее постоянство. Молитва должна быть непрестанной. О чем идет речь? Конечно, это можно понимать, как призыв соблюдать ежедневное молитвенное правило: читать утренние и вечерние молитвы, обращаться к Богу перед началом и по окончании того или иного важного дела. Или как напоминание о том, чтобы крещеные христиане не забывали богослужебные собрания. Понимать так слова апостола можно. Однако это их излишнее упрощение. Ведь что такое молитва — это общение, разговор с Творцом. Это момент, когда мы приводим Его себе на память. Устремляем к Нему все свои чувства. Открываемся Ему. Неужели все это должно быть только несколько раз в неделю или даже два, три, четыре раза в день? Конечно, нет. Подобный диалог должен быть непрестанным. Ум человека должен постоянно держать в себе мысль о Боге. Это подобно тому, как любящая мать каждую секунду помнит о своем ребенке. А влюбленный юноша не может выкинуть из головы предмет своего обожания. Это было бы кощунством. Другими словами, молитва — это устремленность к Богу. Постоянная мысль о Нем должна превратиться в естественную потребность человека, как дыхание. Тогда и Бог всегда будет с нами.
Второе, о чем мы узнаем из слов апостола, так это то, о чем должна быть наша молитва. Дело в том, что просьбу помолиться о нем, он пишет из темницы, куда его заключили за проповедь христианства. То есть апостолу есть, о чем попросить своих собратьев. О свободе, о том, чтобы его враги были к нему милостивы, о здоровье и т.п. Но он ни о чем из этого не просит. Единственное, что ему необходимо — это силы для того, чтобы и дальше исполнять свое служение, в каких бы обстоятельствах он ни оказался. В молитве «Отче наш» есть такие слова: «Да будет воля Твоя». Мы повторяем их каждое утро. Однако, если внимательно присмотреться к себе, то мы увидим, нас не очень интересует воля Божия. Яркое свидетельство тому — постоянные сетования на окружающую жизнь и недовольство теми обстоятельствами, в которых мы оказались. Поэтому каждый раз читая эту молитву мы на самом деле говорим: «да будет воля моя». Апостол Павел напротив — великолепный образец доверия Богу. Он не просит ничего и не жалуется, так как принимает все, что ним происходит как волю Творца. Такое состояние чистоты сердца — именно результат той непрестанной молитвы, о которой апостол говорит выше.Дай же и нам, Господи, научиться молиться Тебе непрестанно, чтобы в каждом даже скорбном обстоятельстве этой жизни научиться видеть Твою святую волю.
Памятник преподобному Сергию Радонежскому (с. Радонеж, Московская область)
В Подмосковье, в 15-ти километрах от Сергиева Посада, есть небольшое древнее село Радонеж. Здесь прошло детство преподобного Сергия Радонежского. Именование своё преподобный и получил по названию места, где жил и подвизался. В эти подмосковные земли примерно в 1328 году он, будучи ещё отроком Варфоломеем, переехал вместе с семьёй из Ростовского княжества. В радонежских лесах началась его подвижническая жизнь. Здесь просиял в святости игумен земли Русской. И сегодня в селе Радонеж путников встречает памятник преподобному Сергию.
Преклонив голову в монашеском клобуке, погружённый в глубокую молитву, стоит он на фоне леса. А в центре трёхметровой каменной фигуры инока — барельеф, изображающий мальчика с образом Пресвятой Троицы в руках. Композиция отсылает нас к знаменитому эпизоду из жития преподобного Сергия, когда к ему, ещё мальчику, явился вдруг под дубом святой старец и предрёк славное будущее. О том, что именно этот сюжет лёг в основу идеи памятника преподобному Сергию в Радонеже, говорил и сам его автор, скульптор Вячеслав Клы́ков. Есть и другая история, связанная с монументом. Произошла она в недалёком прошлом.
Памятник святому Сергию был установлен... ещё во времена СССР Это событие стало свидетельством духовной силы, на которую способен русский народ по завету самого преподобного Сергия: «Единением и любовью спасёмся». Дело в том, что поначалу партийные, антицерковные власти воспрепятствовали появлению памятника святому. Во время первой попытки установить монумент, в 1987-м, милиция перекрыла дорогу на подъездах к Радонежу, перехватила автомобиль с памятником и конфисковала фигуру преподобного. Тысячи верующих, съехавшихся на церемонию установки, были объявлены участниками антисоветской акции. Но люди не испугались, не разошлись. С иконами и хоругвями они до темноты стояли под проливным дождём. И власти сдались: было получено официальное разрешение на установку памятника преподобному Сергию, которое и состоялось через год, в мае 1988-го.
Изменились времена, и сегодня в подмосковный Радонеж, к местам, где прошло отрочество преподобного Сергия, стекаются паломники со всех уголков России. Подолгу стоят они возле памятника святому — одновременно и строгому иноку, и благоговейному отроку с иконой Троицы в руках.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Вязьма. Одигитриевская церковь (Смоленская область)
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы, в городе Вязьме на Смоленщине — настоящий белокаменный шедевр.
Церковь находится на территории Иоанно-Предтеченского монастыря, начало которому положил ещё в 16-м столетии преподобный Герасим Болдинский, святой покровитель города Вязьмы. Одигитриевский храм —жемчужина обители. Чем же уникальна эта церковь середины 17-го века? Прежде всего, архитектурой. В России сохранились буквально несколько подобных памятников той же эпохи. Ведь именно на годы постройки храма, 1650-е, пришлись реформы Патриарха Никона, в числе которых был и запрет на строительство шатровых церквей — то есть, таких, у которых вместо купола были конусы, по форме напоминающие шатёр. Даже у старинных храмов шатровые навершия заменяли тогда купольными. А крышу Одигитриевской церкви венчают целых три шатровых конуса! Они буквально усыпаны декором, тонким и изящным. Да и сама крыша по всему периметру в несколько рядов покрыта так называемыми «кокошниками» — особыми полукруглыми декоративными элементами, которые и придают облику храма легкость и нарядность. А ещё при взгляде на Одигитриевскую церковь на ум приходит знаменитый собор Сагра́да Фами́лия в испанской Барсело́не, построенный архитектором Антонио Гауди. Внешне они, конечно, совсем разные, однако обладают схожей архитектурной динамикой — стремительной, и в то же время плавной, увлекающей ввысь. А ещё их объединяет обилие мельчайших декоративных деталей. Одигитриевская церковь издалека кажется резной. Необычный стиль, в котором она выстроена, называется «русское узорочье». Он был очень популярен в эпоху царя Алексея Михайловича. Радость охватывает душу, когда любуешься красотой храма.
А вот внутри Одигитриевский храм убран весьма аскетично. Белёные стены без росписей. Деревянный иконостас. Всё здесь сосредотачивает ум на молитве. На одной из стен — памятная табличка, гласящая, что храм восстановлен по сохранившимся чертежам. Восстанавливать церковь пришлось после того, как в советские годы в ней побывала сначала спичечная фабрика, потом городской архив. Начали реставрацию в 1962-м, а завершили только в 2000-м. Зато теперь церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии в Вязьме предстаёт перед паломниками и туристами во всей своей красоте. Верующие со все уголков страны приезжают сюда, чтобы помолиться перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. И прикоснуться к истории храма.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Вьясская Владимирская пустынь (Пензенская область)
Вьясская Владимирско-Богородицкая пустынь расположена на северо-востоке Пензенской области, в заповедном лесу возле села Большой Вьяс. Вековые сосны соседствуют здесь с могучими дубами, а меж зелёных холмов неспешно течёт речка Вьяс. В конце семнадцатого века на правом её берегу, у родника, поселились два старца-монаха. История сохранила имена этих подвижников — Иван и Тихон. Они поставили над источником часовню и освятили её в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Рядом с отшельниками стали жить единомышленники, искавшие молитвенного уединения. О монашеском поселении узнал владелец здешних земель, граф Гавриил Головкин, сподвижник Петра Первого. Он не только не разгневался на иноков, но и решил поддержать их. Гавриил Иванович передал во владение монахам часть своего имения с правом ловить рыбу и отправил государю челобитную грамоту, в которой просил разрешения построить церковь в лесной пустыни. С царского дозволения Головкин исполнил задуманное. В 1714 году над родником у реки Вьяс уже стоял новый храм, освящённый в честь иконы Богородицы «Живоносный источник».
Владимирско-Богородицкая пустынь год от года ширилась и крепла. К концу девятнадцатого века в монастыре действовали четыре храма. Территория была обнесена каменной оградой с двумя сторожевыми башнями. В церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник» над родником монахи обустроили небольшую купель с фонтаном. Вода в ней постоянно обновлялась, убегая по трубам за пределы храма. Верующие издалека приезжали во Владимирско-Богородицкую пустынь, чтобы с молитвой окунуться в источник. Многие при этом исцелялись от недугов.
Паломничество к освящённому роднику не прекратилось даже в советское время, когда безбожники разорили обитель и снесли церковь иконы «Живоносный источник». До наших дней из всех монастырских храмов уцелел лишь Владимирский. Молитва под его сводами вновь зазвучала в 2002 году. Тогда же в обители возобновилась монашеская жизнь.
Над родником насельники установили кованую ажурную часовенку и рядом обустроили купель. Вода в источнике все такая же чистая, освежающая, целительная, как на заре истории Вьясской Владимирской пустыни.
Все выпуски программы ПроСтранствия











