Кол., 252 зач., I, 24-29.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, 25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, 26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Однажды святому Антонию Великому, жившему уединенно в пустыне, явился дьявол. Злой дух обратился к Антонию с такими словами: «Ты мало ешь, а я совсем не ем; ты мало спишь, а я совсем не сплю. Но я не могу победить тебя!» Антоний выслушал слова дьявола, но ничего не ответил, никак не отреагировал на ложную похвалу. Злой дух тогда совсем отчаялся, ведь святой проявил самое ценное свое качество — смирение. Именно смирением Антоний победил дьявола. Оно оказалось для врага рода человеческого непреодолимой преградой. О ценности смирения рассуждали многие поколения православных подвижников и богословов. Пишет о смирении и апостол Павел в отрывке из послания к христианам города Колоссы. Колоссы или Хоны располагались когда-то в центре Малой Азии. Христианская община появилась там благодаря ученикам апостола Павла. Сам же Павел в Колоссах не бывал, хотя и собирался туда доехать. Послание к колоссянам было написано Павлом из римской тюрьмы, где он оказался по ложному доносу. Находясь в темнице, апостол не унывал. Более того, он даже радовался возможности пострадать за веру во Христа. Для Павла заключение стало частью личной Голгофы, его собственного креста. Апостол видит в своих страданиях добрый знак — признак того, что его служение угодно Богу. При этом в рассуждениях Павла нет никакой болезненности или умственного расстройства. Его мысль кристально чиста и логична. Если Христа за Его проповедь преследовали и обижали, ровно то же самое должно случиться и с тем, кто проповедует учение Спасителя. На пути такого человека неминуемо возникнут преграды и препятствия. Как же их преодолеть? Павел чужд любого экстремизма или насилия. Ему не свойственно думать, что можно принудить верить, заставить быть христианином. Для апостола вера — это чудо, таинственное внутреннее изменение человека. И он, Павел, скорее похож на акушера, помогающего новому христианину родиться на свет. Апостол со смирением стучался в сердца людей, бережно открывал им смысл сокровища Евангелия. Не каждый его проповедь сразу принимал, но были те, кто внутренне оттаивали и обретали затем веру. Сегодняшнее чтение учит нас смирению, которое заключается не в слабости и аморфности, а в готовности принимать участие Бога в нашей жизни, а также уважением относиться к позиции другого человека.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.