Кол., 255 зач., II, 13-20.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; 15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом 19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Какой родитель не хочет, чтобы его ребёнок приносил из школы отличные отметки? Едва ли такой найдётся — да и я сам всегда рад, когда в дневнике вижу высокие баллы! Но если отойти в сторону от столь милого сердцу родительского тщеславия, становится понятным: дело-то ведь вовсе не в оценках! Они — не более, чем весьма относительный показатель того, насколько успешно ребёнок усваивает знания. Пользуясь терминологией сегодняшнего чтения — оценки — не более, чем тень от реального развития. Поэтому для мудрого родителя куда важнее, чем живёт чадо, что его на самом деле интересует, от чего загораются восторгом его глаза, над чем он готов часами сидеть, ни на что не отвлекаясь. А вот если кроме отличных оценок ребёнку вообще ничего не интересно — это уже опасный признак: что-то не то происходит в семейных отношениях, где-то произошёл сбой — что ребёнку требуется пятёрка, иначе он не будет ощущать себя любимым! И не менее важен другой «звоночек» — когда в дневнике — одни тройки да двойки!
Сегодня апостол тоже преподаёт нам замечательный урок, как следует относиться к тому, что составляет тело нашей религиозности — обрядам, традициям, церковным установлениям. Без них — также, как без цветов на день рождения — отношения человека с Богом начинают дряхлеть, захлёстываться житейской суетой, распадаться. Но ведь даже шикарный и дорогой букет можно подарить с такой физиономией, что и обидеть можно — также и само по себе исполнение религиозных форм ещё не создаёт богатый внутренний духовный мир. Внешняя, обрядовая деятельность, может поддерживать имеющийся огонёк в душе — но заменить собой его не может.
Что нам предлагает сегодня апостол? Быть смелыми во внутренней свободе, самим определять то, как именно пользоваться богатым арсеналом духовных средств, который имеется в традиции христианской церкви. Ведь главная задача христианина — быть активным участником строительства мистического Тела Христова, в котором у каждого члена есть своя вполне определённая, а не гипотетическая, функция! И ещё один очень важный вывод: не поддаваться соблазну с лёгкостью верить... «духовным отличникам» — тем, кому тщательное исполнения внешней стороны религиозной жизни важнее, чем её содержание!
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.