
Апостол Павел
Кол., 255 зач., II, 13-20.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, 14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; 15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: 17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом 19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Какой родитель не хочет, чтобы его ребёнок приносил из школы отличные отметки? Едва ли такой найдётся — да и я сам всегда рад, когда в дневнике вижу высокие баллы! Но если отойти в сторону от столь милого сердцу родительского тщеславия, становится понятным: дело-то ведь вовсе не в оценках! Они — не более, чем весьма относительный показатель того, насколько успешно ребёнок усваивает знания. Пользуясь терминологией сегодняшнего чтения — оценки — не более, чем тень от реального развития. Поэтому для мудрого родителя куда важнее, чем живёт чадо, что его на самом деле интересует, от чего загораются восторгом его глаза, над чем он готов часами сидеть, ни на что не отвлекаясь. А вот если кроме отличных оценок ребёнку вообще ничего не интересно — это уже опасный признак: что-то не то происходит в семейных отношениях, где-то произошёл сбой — что ребёнку требуется пятёрка, иначе он не будет ощущать себя любимым! И не менее важен другой «звоночек» — когда в дневнике — одни тройки да двойки!
Сегодня апостол тоже преподаёт нам замечательный урок, как следует относиться к тому, что составляет тело нашей религиозности — обрядам, традициям, церковным установлениям. Без них — также, как без цветов на день рождения — отношения человека с Богом начинают дряхлеть, захлёстываться житейской суетой, распадаться. Но ведь даже шикарный и дорогой букет можно подарить с такой физиономией, что и обидеть можно — также и само по себе исполнение религиозных форм ещё не создаёт богатый внутренний духовный мир. Внешняя, обрядовая деятельность, может поддерживать имеющийся огонёк в душе — но заменить собой его не может.
Что нам предлагает сегодня апостол? Быть смелыми во внутренней свободе, самим определять то, как именно пользоваться богатым арсеналом духовных средств, который имеется в традиции христианской церкви. Ведь главная задача христианина — быть активным участником строительства мистического Тела Христова, в котором у каждого члена есть своя вполне определённая, а не гипотетическая, функция! И ещё один очень важный вывод: не поддаваться соблазну с лёгкостью верить... «духовным отличникам» — тем, кому тщательное исполнения внешней стороны религиозной жизни важнее, чем её содержание!
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема